_w1_: Вкратце: вчера Настя повела меня в кино
users_w1_ — 10.05.2010 Вкратце: вчера Настя повела меня в кино на «Утомленных солнцем-2».Увидел его, наконец, своими глазами, и понял причину того негатива, который плотной, удушливой стеной окружил этот фильм.
Причина проста: это не «Великий фильм о Великой Войне», как беззастенчиво врёт рекламный слоган.
Это Великий фильм о мерзости военной, явившейся, в свою очередь, логическим продолжением мерзости политической, воцарившейся в Стране Советов.
Столь антивоенного фильма ещё не было.
Было много талантливых фильмов – навскидку: «Иваново детство» Тарковского (о подвиге – т.е. об отчаянной мальчишеской мести и добрых, умных военных дядях, которые этой местью воспользовались); «Освобождение» (воистину фильм о Великой Войне, после просмотра которого хочется вытянуться в струнку и немедленно отдать честь Великому Полководцу-Генералиссимусу И.В.Сталину, а также другим великим полководцам – после чего торжественно умереть по их приказу); «В бой идут одни «старики» Леонида Быкова (фильм-песня, фильм-мечта тылового мальчика о том, как лихо он бы повоевал, если б попал на войну - пройдя при этом «жар боев, и радость первой победы над врагом, и величие братства, скрепленного кровью» - цитата из и-нетовской аннотации к этому фильму).
Да мало ли было высокоталантливых фильмов, поэтизирующих, героизирующих – и, в итоге, восхваляющих ту мерзость бойни, для которой существует общий термин «война»?
И мало ли нынче людей – честных, умных, талантливых – которые впитали в себя восторженный пафос этих легенд, писанных задним числом?
Естественно, эти нынешние добрые, хорошие люди сейчас глубоко возмущены фильмом, столь ярко показывающим обыкновенную подлость войны – нормальную, естественную гнусность её.
Ту гнусность, о которой люди, в действительности пережившие войну, убеждённо говорили в 50-х, и даже ещё в 60-х годах: мол, всё пройдём и перенесём - «лишь бы не было войны».
А потом перестали говорить.
Отчасти потому, что большинство вынесших на себе то мерзкое время, к 70-м, 80-м умерло уже, отчасти (и даже - в основном) потому возрастные изменения людей, прошедших через «лихие годины», отодвинули в их воспоминаниях войну в прошлое – в то далёкое прошлое, когда, как известно, «трава была зеленее».
И поэтому фильм Михалкова явно и определённо пошёл ныне во многом поперёк общественного мнения, считающего мерзость, в которой советские люди обречены были жить и умирать в 1941-1945 годах, «Великой и славной Войной».
Да, Победа над этой мерзостью была и Великой и славной.
И жаль, что та Победа не стала окончательной и последней.
Жаль, что вовсю идёт героизация и «пафосолизация» того смрада, что опустился на наших дедов (или прадедов – у кого как из ныне живущих), на наших бабушек и прабабушек.
И не просто жаль. Ведь очевидно, что постыдное мифологизирование той мерзости объективно готовит почву для её повторения.
Я не буду сейчас разбирать «по косточкам» все нелепости, которую нагородили возмущённые «критики» вокруг этого фильма – когда смотришь фильм непредвзято, то удушливый дым их домыслов развеивается… ну, как и положено дыму.
На самом деле в фильме всё очень логично и объяснимо.
Для тех, кто не завесил себе глаза идеологическими шорами.
И, самое главное: фильм – о людях.
Не «о подвигах, о славе», а о мелких людских переживаниях, которые и составляют человеческую жизнь – вопреки «высоким идеологическим» установкам разнообразных тиранов и душегубов, которые тянут «народные массы» в некие «Великие» дали.
В «Предстоянии» говорится всё о тех же обыкновенных людях и их обыкновенных жизнях, о которых говорится и в остальных фильмах Михалкова.
Этот фильм – логично продолжает его «аполитичное» творчество.
«- А что такое «аполитично»?
- Неправильно. Плохо.» (с) «Утомленные солнцем».
Да, приходится признать, что всё творчество Н.Михалкова – это неправильное творчество.
Антиидеологическое. А, значит, и антигосударственное.
Парадокс: будучи «по жизни» знатным «государственником», Михалков-художник в творчестве является своей же противоположностью.
Был бы на его месте другой режиссёр – ему бы ни копейки не выделили на столь «неправильный» фильм.
Поэтому: низкий поклон не слишком симпатичному мне политическому деятелю Н.С.Михалкову за то, что он смог выбить деньги на великий антивоенный фильм великого режиссёра-гуманиста Н.Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние».