Взрыв на Сортировке
ibigdan — 14.10.2010 4-ого октября 1988 года рано утром на станции Свердловск-Сортировочный покатился под уклон составс двумя взрывоопасными вагонами (46,8 тонн тротила и 40 тонн гексогена), врезался в товарный поезд с углем;
оборвавшийся электропровод упал на взрывоопасные вагоны, и произошел мощнейший взрыв.
Ударная волна распространилась на 10-15 километров. В эпицентре взрыва осталась воронка диаметром 40 метров,
глубиной 8 метров. Автор этих снимков, в то время жил на ЖБИ (ул. Новгородцевой) и проснулся от взрыва,
также как и все жители Свердловска. В тот самый момент, каких-либо видимых свидетельств взрыва
увидеть не удалось, лишь ближе к рассвету небо в западной части города заволокло чёрным дымом.
Свидетели находившиеся вблизи эпицентра, утверждали потом, что наблюдали "гриб" над землёй - последствие взрыва.
Радио не работало.
Когда рассвело, я сделал первый и единственный фотоснимок в тот день - чёрное небо в дыму над всем городом.
(Традиционно, в такой ситуации, на этом снимке закончилась плёнка в фотоаппарате)
В 10 утра мы уже ехали через центр города, отчётливо запомнились выбитые взрывной волной витрины
в "Центральном гастрономе", магазине "Океан", здании театра "Музыкальной комедии",
в самом же районе - Сортировка творилось невесть что....но это другая история.
Спустя 2 дня, мы с моим школьным товарищем Александром, вооружённые фотоаппаратами и заряженной плёнкой,
отправились в район катастрофы. Нам хотелось зафиксировать непосредственно воронку от взрыва.
(В тот момент мы не знали, что воронка была засыпана за 12 часов, так быстро,
чтобы восстановить движение по Транс-Сибирской магистрали)
По завалам пробравшись на территорию станции Свердловск - Сортировочный нам удалось обнаружить
место взрыва - пустырь, похожий на огромную свалку мусора.
На месте воронки от взрыва уже были положены новые рельсы и сделана свежая насыпь из гравия.
Единственным символом, оставшимся от "мирной" жизни были остатки пешеходного моста. Остатки моста,
как нам объяснили местные жители и являлись самым близким объектом к непосредственному эпицентру взрыва.
Плёнка была уже снята наполовину, как вдруг нас окружили какие-то лихие люди в штатском и угрожая,
заставили засветить все снятые материалы. Вариантов у нас не было.
Сейчас сомневаюсь, что это были спецслужбы, скорее всего это были путейщики
слишком много взявшие на себя ответственности.
На следующий день, соблюдая все меры конспирации, мы снова были на месте мощнейшего взрыва.
Прятались в полуразрушенных домах, делали вид, что разглядываем последствия, а сами снимали,
снимали, снимали.
Многие деревянные дома были уничтожены полностью, часть же находилась вот в таком состоянии.
Дома устоявшие под натиском взрывной волны, тоже пострадали значительно.
Практически не было ни одного целого оконного стекла в домах, стоявших на удалении
до 3-х километров от эпицентра взрыва.
Мусорные баки были переполнены битым стеклом, несколько дней люди выгребали стекло
из квартир и подъездов.
В некоторых зданиях вместе со стёклами вылетели и рамы.
Раньше это место называлось Остановка "Почта"
Ходили слухи, что части вагонов в момент взрыва разлетались в радиусе до нескольких километров.
Свидетели утверждали, что в одном из дворов района Сортировка обнаружили разбитый вдребезги
колесом от вагона теннисный стол. А в проём выбитого на 9 этаже одного из домов окна, влетела
бесформенная масса мазута, якобы вылетевшая из эпицентра взрыва со склада ГСМ.
Возможно, территория того самого склада ГСМ
Место, где нас "взяли" люди в штатском.
Пострадало очень много автомобилей. Многие попали под завалы рухнувших гаражей,
многие охватил пожар. После взрыва часто, в ночное время можно было встретить
водителей на обгоревших машинах, которые "бомбили" зарабатывая на ремонт и на жизнь "после взрыва"
Сильно пострадали и знаменитые ВИЗовские трубы. Со всех сторон они были "прошиты" осколками от взрыва.
Фактически этот взрыв, трагедия, как это ни странно, дала "новую жизнь" Сортировке, многие люди были переселены из деревянныхтрущоб в современные, построенные дома на "ЖБИ" и "Синих Камнях". На месте же разрушений началось интенсивное строительство и благоустройство территории.Но вначале, необходимо было разобрать опасные здания и вывезти весь мусор, бывший когда-то строениями, путепроводами, деревьями, проводами, стеклом и бетоном...
отсюда, автор серии снимков Василий В. Голощапов