Взгляд из-под ладони (2)
el_murid — 29.05.2012 — Мнения Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!Теоретические построения создателей «Большого Ближнего Востока» свелись всё к тому же библейскому принципу о разделении, как необходимом условии властвования.
В отличие от Высшего существа, теорию творили люди – и понимали, что ограничены в возможностях, ресурсах и способностях. Поэтому они не зациклились, как мудрая Сова, на стратегическом понимании проблемы, а довольно системно и связно разбили всю будущую войну за раздробление Ближнего Востока на ряд операций, к каждой из которых подбиралась своя тактика действий.
Стратегия заключалась в следующем. Развал колониальной системы вынудил колонизаторов отступить в метрополии. Однако они сумели расчертить границы нынешнего Ближнего Востока что называется «по живому». Не только, кстати, Ближнего Востока – они прошлись и по Африке, и по Азии. Всем без исключения созданным квазигосударствам провели границы по самым тяжелым разломам – и далеко не все они сумели выжить. Пример Восточного Пакистана, Западной Сахары, бесконечных африканских межплеменных войн в проведенных границах, был вполне показательным и удачным.
Тем не менее, известная истина о том, что если больной хочет жить – то медицина бессильна, оказался верным и здесь. Новые государства в массе своей сумели выжить, сумели сформулировать свои задачи, собрать в кулак ресурсы – и начать жить.
Пришло время вернуться к интересным находкам прошлого и осовременить их. Задачей построения Большого Ближнего Востока стало перекраивание уже существующих границ с помощью так и не решенных глубинных проблем. Для этого требовалось выделить ключевые страны, дезинтеграция которых должна была нарушить целостность всей политической географии региона. И эти страны были названы. Ливия, Сирия, Ливан, Иран и Ирак. Каждая из этих стран крайне важна для устойчивости сложившейся конструкции. И каждая важна по-своему.
Теракт 911 дал возможность немедленно приступить к уничтожению Ирака и запустить механизм подготовки к обрушению Ирана. Ирак по сути стал полигоном, на котором отрабатывались тактические решения, а попутно решались задачи на периферии региона. В Ираке удалось провести первый разлом и разом запустить процессы дезинтеграции в соседних с ним странах. Курды, де-факто получив независимость, впервые в своей истории смогли создать относительно устойчивое квазигосударство, но при этом так и не смогли преодолеть извечный раскол. Сунниты, бежавшие в соседние страны – в первую очередь, Сирию, стали топливом, которое в будущее должно было вспыхнуть. Сунниты, оставшиеся в Ираке, играли ту же роль – но сразу.
Собственно, именно Ирак и отшлифовал стратегию «Большого Ближнего Востока», окончательно дал возможность оценить перспективы и отработать последовательность действий. Суть стратегии, называемой иногда стратегией управляемого хаоса, в следующем: проведение новых границ, расчленение ключевых стран Ближнего Востока, развал и дезинтеграция большинства остальных приведет к резкой архаизации всей исламской цивилизации. Как серьёзный противник, она перестанет существовать.
В эпоху хай-тека масса уже не представляет угрозы для высокотехнологичного противника, а опасность согласованных действий купируется тем, что новые государства будут тратить основные усилия и ресурсы на борьбу внутри себя, с соседями и вообще – банально выживать. Относительно благополучное время после Второй мировой войны привело к тому, что население региона резко и существенно увеличилось, и неизбежное в условиях регресса уменьшение кормовой базы просто обязано запустить движение народов, сносящее всё на своем пути.
Собственно, в упомянутой уже книге Джеффри Кемпа и Роберта Гаркави есть ключевая фраза, которую и можно рассматривать, как основную задачу стратегии: «…Политическая география может быть радикально изменена в одночасье в результате войны, революции, или других политических потрясений… Приток беженцев и массовая миграция людей могут изменить политическую карту региона очень быстро….» Авторы рассматривали в своей работе неразрывную связь между политической, экономической и военной географией – утверждая, что изменения в одной из них неизбежно тянут за собой синхронные и аналогичные изменения в других.
Запустив механизм потрясений, можно добиться массового перемещения людей, которые самим фактом перемещения будут создавать дестабилизирующее влияние на окружающее пространство. Главное – будут созданы предпосылки для перемещения идей, которые будут взрывать обстановку на еще более дальних рубежах.
Высказанные полтора десятилетия назад теоретические построения, удачно развитые другими теоретиками и реализованные практиками, блестяще подтвердились. Арабская весна наступила не просто сама по себе. Она стала следствием радикализации и перемещения идей, которые и взорвали подготовленный и тщательно унавоженный трудами «братьев-мусульман» исламский мир. В этом смысле американцы продемонстрировали ювелирное владение стратегией непрямых действий, когда сильная сторона противника сыграла в их пользу – именно братья-мусульмане сумели возродить исламскую идентичность в умах уммы – а американцы лишь подтолкнули ее в нужную сторону. В сторону не созидания, а разрушения.
Механизм перемещения идей – отдельная специальная и очень интересная тема – особенно в связи с тем, что и Россия уже становится полигоном для таких перемещений. Но об этом, видимо, либо позже, либо отдельно.
(продолжение следует)
|
</> |