Взгляд апатрида.
bohemicus — 24.06.2012 В дискуссиях о политической левизне и правизне за
скобками чаще всего остаётся нечто очень важное. А именно: помимо
взглядов справа и слева существует ещё взгляд сверху. Мне
захотелось поговорить об этом. Ho aбстрактные формулировки и
теоретические построения оставляют большинство из нас равнодушными.
С гораздо бóльшим интересом люди воспринимают конкретные описания и
живые примеры. В том числе - взятые из художественной литературы.
Вплоть до детских книг.
Hекогда моё любопытство вызвала столь трудноуловимая
концепция, как даосизм. Самое внятное её изложение я нашёл в книге
Бенджамена Хоффа "Дао Винни-Пуха". Не пытаясь подражать Б.
Хоффу, и уж тем более не надеясь сравниться с ним, я всё же рискну
воспользоваться его приёмом. Pабочим материалoм мне послужит
другая детская книжка, сюжет которой хорошо знаком большинству из
вас - "Три толстяка" Ю. Олеши.
ВЗГЛЯД СЛЕВА: Разумеется, книга, предназначенная
для советских детей, могла быть написана только с левых позиций.
"Три толстяка" буквально пронизаны левой идеологией -
эгалитаристской и антиэлитарной. Народ рeзко противопоставлен
правящему классу - толстякам. Правящий класс показан в виде
пренеприятных типов, паразитов и палачей. Толстяки хотят вырастить
наследника Тутти бесчеловечным тираном (вживив ему железное
сердце). Их клика восемь лет держит в клетке великого
учёного Туба (в итоге он начал терять человеческий облик и покрылся
шерстью). Толстяки подавляют народные восстания, запугивают
безобидных интеллектуалов и приговаривают к смерти двенадцатилетних
детей. Им противостоят простые, честные и смелые бедные люди -
гимнаст Тибул, оружейник Просперо и прелестная Суок, которая -
какой сюрприз - оказывается родной сестрой самого наследника Тутти
(в некоторых цирках встречаются юные леди самого неожиданного
происхождения). В конце концов циркачам и оружейнику удаётся взять
штурмом дворец Толстяков и совершить революцию (по ходу дела
гвардия переходит на их сторону). Наступает царство
справедливости.
Многие из тех, кому довелось жить в СССР, привыкли
корректировать любые прочитанные тексты, автоматически отстраняя
идеологическую шелуху. Для этого даже не требовалось быть
антисоветчиком и антикоммунистом. Окружающая действительность
вырабатывала подобные привычки у жителей СССР любых взглядов.
Переводить на русский приходилось буквально каждое советское
слово. Например, в моем родном губернском городе N к 1985
или1986 году многие уже знали, что если СМИ начали больше
обычного рассказывать о строительстве школ и посадке деревьев
ограниченным контигентом советских войск, значит, в Афганистане
произошла активизация боевых действий, и на Аллее Славы
городскoгo кладбищa появятся свежие могилы. Более того, даже
равнодушные к политике домохозяйки понимали, что если в газетах
публикуют статьи о вредности продуктов, до сего дня считавшихся
полезными, "значит будет новая беда" - эти продукты исчезнут
из магазинов. А уж поправки в советские произведения искусства
вносились автоматически. "Платка нет, кусок рубашки на штык и
кричать, - непременно по-французски..." - кто из нас не
сопереживал Рощину, переходящему линию фронта? Он шёл к
нашим. Скорректировать подобным образом "Трёх Толстяков"
совсем не трудно. Достаточно поменять авторские оценки на
противоположные - и пpавая интерпретация сюжета готова.
ВЗГЛЯД СПРАВА: Правящий триумвират, исполнявший регентские функции в ожидании совершеннолетия наследника Тутти, состоял из людей на редкость компетентных и порядочных. Ошибки в управлении они совершали, но нечасто, и не столь принципиальные, как утверждала оппозиция. Пожалуй, власть излишне либеральничала. Например, не стоило предоставлять полоумному шарлатану Туббу доступ к тюремной библиотеке. В заключении он окончательно свихнулся, открыл в себе тягу к древлему благочестию, отрастил бороду до пупа и стал рассылать на волю полные псевдорелигиозного рвения прокламации. Противостояние народа и толстяков - абсурд. Народ при этой власти делал то, что он делает при любом правлении - безмолвствовал. С триумвиратом боролись вполне определённые люди, все - на редкость сомнительные личности. Этот Просперо, занимавшийся контарабандой оружия, - cкандальный тип, даром что из хорошей семьи. Или Тибул. Кто-нибудь видел, как он выглядит? А то Олеша совсем запутался - то Тибул у него белый, то негр. Вечно революционеры опираются на расовые меньшинства. Наконец, "Суок". Вы уверены, что она и вправду сестра Тутти? Третье отделение сообщало, что она сошла с английского корабля с паспортом на имя Суффолк. Измена гвардии - это неслыханно. Страна ввергнута в пучину бедствий. Чёрт, какой позор - проиграть циркачам! Господи, спаси и помилуй несчастную отчизну!
Думаю, с левым и правым взглядом всё ясно. Труднее представить третью точку зрения. Тут нужно вжиться в образ мысли тех, кого Олеша оставил за кадром - элиты, власть которой олицетворяет Тутти. Характерно, что среди действущих лиц романа нет ни одного персонажа, ставящего под сомнения династические права Тутти, равно как и сам монархический образ правления. А где монархия, там и аристократия. Толстяки - не аристократия. Это всего лишь правительство. Аристократия в "Трёх толстяках" не показана. Автор вообще о многом умалчивает (сам Юрий Карлович, кстати говоря, происходил из польского дворянского рода, известного с XVI века). Например, ничего не говорится о родителях Тутти, равно как и других членах династии. А без них картина не может быть полной. Если же представить ситуацию с точки зрения старой крови и старых денег, она будет примерно такой:
ВЗГЛЯД СВЕРХУ. Обеспеченный Толстяками экономический бум - это, конечно, хорошо. Но Толстяки слегка зарвались. Их либерализация экономики начала задевать интересы землевладельцев. Дело зашло так далеко, что правительство всерьёз обсуждало повышение земельного налога и чуть ли не аграрную реформу. Да и с национализмом они пререигрывают. Пожалуй, толстые себя исчерпали. Определённо исчерпали. Правительство пора менять. Есть тут у нас забавный малый, зовут Тибул. Мать у него цирковая негритянка, её родителей выменяли не то на Мартинике, не то на Маврикии на ящик рома, но вот отец... У покойного была завидная позиция в церковной иерархии. А вот сынок не может себя найти. То ищет приключений в компании цирковых, то ходит на заседания какого-то революционного кружка. Есть ещё молодой Просперо. У человека претензии к правительству: два его корабля арестованы таможней. Надо бы познакомить парней, написать им хорошую программу... Пусть там будет пункт о восьмичасовом рабочем дне. За восьмичасовой рабочий день пополаны их на руках носить будут. А поддержку гвардии мы обеспечим. Кстати, какой сейчас градус у капитана Бонавентуры?
Может быть, взгляд сверху и не совсем такой, как я описал. Или совсем не такой. В любом случае, очевидно, что с точки зрения правящей элиты правые и левые - это две руки единого организма. Для мозга различия между правой и левой рукой сугубо функциональны. Спросите любого знакомого мусульманина, для чего люди исламской культуры используют правую, а для чего - левую руку. Это стопроцентная аналогия роли правых и левых в политике. Поэтому право-левое противостояние имеет значение только для самих правых и левых. Элита же обращается к правым и левым идеям по своему усмотрению, хоть комбинируя их элементы, хоть чередуя их использование.
Поэтому в англосаксонских политических системах правые и левые партии становятся правящими с регулярностью часового маятника, в Скандинавии монархия десятилетиями сосуществует с социал-демократией, а в любом революционном движении можно найти сколько угодно князей кропоткиных и маркизов лафайeтов.
Толстяки и циркачи могут хоть перегрызть друг другу глотки. Hа правах наследника Тутти исход их эпической борьбы никак не отразится (не отразится он и на правах зaбытых Олешей семейств Кьянти, Баунти и Олрутти; род Фрутти, к которому принадлежит Тутти - лишь первый среди равных).
Достаточно произнести магические
слова "Тутти Фрутти", как толстяк и циркачка начнут свой
зажигательный танец
Когда я говорю о таких вещах, это вызывает у некоторых
ЖЖ-истов непонимание, а то и кривотолки. Например, ряд
комментаторов считает, что я каким-то образом идентифицирую себя с
элитой, не принадлежа к ней. Думаю, эти люди чересчур доверчиво
воспринимают теории, изложенные в книгах вроде "Психология для
чайников". В наши дни слова "идентификация" и "проекция"
используются в этих книжицах в каждой третьей фразе. Впрочем, буду
справедлив: "идентификация" с "проекцией" - это ещё терпимо.
Помнится, во времена успехов венской делегации было принято
в каждую вторую фразу вставлять слова "либидо" и сублимация". Тогда
общение оппонентов принимало ещё более причудливый характер,
чем сейчас.
Я же думаю, что каждый автор относится к своим текстам и
их персонажам по-разному. И идентифицирует себя с ними в разной
степени. На одном полюсе - Густав Флобер, заявивший: "Бовари -
это я". На другом - Умберто Эко, написавший: "С кем
идентифицирует себя автор? Разумеется, с междометиями". Я
нахожусь на том же полюсе, что и Эко. Мой принцип - максимальная
отстранённость от описываемых явлений (если, конечно, речь не идёт
о штруделе).
И я люблю смотреть на предметы с разных точек
зрения. Мне действительно недоступeн вид сверху. Я могу
лишь приблизительно догадываться, каков она. С неизбежными
допущениями, спекуляциями и ошибками. Оппоненты правы, я не
принадлежу к элите. Ни в одном смысле слова, за исключением
саркастически-ремарковского. Я русский, а Ремарк назвал русских
элитой бездомных.
В 1917 году русские потеряли свой дом и стали нацией
апатридов. Но я предпочитаю обращать минусы в плюсы и
находить преимущества в любом положении. Если вы играете за
национальную сборную, то её поражение может быть личной трагедией.
Если вы узнаёте, что сборная была дисквалифицирована за полвека до
вашего рождения и вообще не участвует в игре, это просто данность
(национальная сборная есть у советских, но это паралимпийская
команда, находящая радость в товарищеских матчах с собратьями по
ампутированному разуму). Нет смысла зацикливаться на том, что вы не
в силах изменить. Если национальной сборной нет, вполне можно
играть за клубы. Например, за монархистов. Или за консерваторов. Да
мало ли за кого. Хоть за любителей рок-н-ролла. Kосмополитичныe
клубы весьма разнообразны. В случае удачных выступлений
в клубах у русских появится и возможность воссоздания национальной
сборной.
Я не раз писал, что мне ближе всех взгляды тех, кто играет
за консерваторов. В том числе в ЖЖ (например, увв. salery, philtrius, enzel). Но они всегда смотрят
на жизнь, если можно так выразиться, из России 1912 года. Я же
предпочитаю видеть ситуацию с разных сторон. Иногда я взираю на мир
из России 1912 года, а иногда - из Богемии 2012. В некоторых
случаях - из той России, которая существовала бы в 2012, не случись
с ней катастрофы 1917. (Это была бы страна, во всём подобная
нынешней Скандинавии, но достигающая масштабов сегодняшних
США).
Мне глубоко чужда левая точка зрения и недоступен взгляд сверху. Для меня естественно быть правым. Но помимо взгляда справа, есть ещё один вариант: позиция постороннего наблюдателя, оценка со стороны, взгляд из ниоткуда. Апатриду совсем нетрудно вывести себя за скобки и посмотреть на мир со стороны.
Занимая позицию справа, я говорю: "Мир впал в ничтожность". Глядя со стороны, восклицаю: "Мир удивительно прекрасен в своей гармонии!"
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ. Чем всё закончится в стране Трёх толстяков? Это зависит от того, кем же является Суок. Если она на самом деле сестра Тутти, то всё будет хорошо. "Циркачи" и "толстяки" со временем трансформируются в парламетские партии, вроде "ослов" и "слонов" в США, и будут сменять друг друга по итогам свободных демократических выборов. Династия будет править долго и счастливо, как Бернадотты в Швеции.
Но если девица со стороны, то может оказаться, что она
работает на другую державу. Тогда в стране могут наступить
форс-мажорные обстоятельства.
Один из этих двух кузенов передал трон своему
наследнику Тутти, и его страна до сих пор процветает. Другой был
расстрелян вместе со своим Тутти и четырьмя Суок в каком-то
подвале. Его страна уже сто лет переживает форс-мажорные
обстоятельства. Превратности судьбы.