Вздрогнули
novayagazeta — 02.06.2018 Вновь чуть не сгорели дети — на сей раз в иркутском ТРК. У нас не день сурка — десятилетия.
В день защиты детей маленьких иркутян позвали «вздрогнуть от
маленького водородного взрыва и узнать, как устроен фейерверк».
Удивить брался научно-развлекательный центр «Гравитация» в ТРК
«КомсоМолл» — это в центре города. В час дня началось
«интерактивное праздничное научное шоу», его обещали повторить в 19
часов, но, чтоб Иркутск вздрогнул, хватило и одного раза.
Вспышка задела восемь человек, это дети 6 —12 лет. У четверых термические ожоги первой степени и у четверых же — второй степени; один из них, мальчик, в реанимации — обожжено до 25 % тела. Стабилен. У троих девочек ожоги до 20%, в том числе у одной из них травмирована роговица глаза. (Лица и руки пострадали у всех.) Всех доставили в ожоговый центр городской клинической больницы №3. На данный момент — вечер пятницы — в стационаре оставлены пятеро; одного отпустили на амбулаторное лечение, еще двое будут лечиться в режиме дневного стационара.
Появившаяся версия, что ошибку пиротехников спровоцировали непослушные дети, несостоятельна. Все дети и родители находились на зрительских местах, опыты проводили два аниматора «Гравитации». На столе жидкий азот, реактивы, подведено электричество. Во время шоу происходит выброс воспламеняющегося газа, попадает на газовую горелку и происходит кратковременная вспышка, пламя достигает первых рядов зрителей.
Системы пожаротушения и оповещения в ТРК есть, но не сработали, эвакуацию более тысячи посетителей ТРК никто не организовывал.
В МЧС заявили, что оповещение в ТРК включили с опозданием, уже по прибытию пожарных (через три минуты после их вызова). А система пожаротушения не сработала, видимо, потому, что возгорания и задымления не было. Воспламенение было кратким и только газовоздушной смеси.
В управляющей компании (УК) ТРК «КомсоМолл» возложилиответственность на арендатора — «Гравитацию», нарушившую технику безопасности. Что до пожарной сигнализации, то она не включилась в автоматическом режиме из-за отсутствия интенсивного открытого горения, а «массовая эвакуация не была оправдана по причине отсутствия угрозы жизни и здоровья людей, находящихся в других помещениях». На вопрос, почему не открывается аварийный выход за помещением «Гравитации» — что демонстрируют выложенные в сеть ролики посетителей ТРК, ответа пока нет, но он непременно найдется. Мало ли почему. И на другой вопрос —
почему аниматоры «Гравитации» бросились бежать, а не к детям — и это видно из роликов в сети — тоже ответ найдется. Рефлексы, скажут.
Ничего принципиально нового по сравнению с «Зимней вишней» не происходит. У нас не день сурка — десятилетия. В его рамках ужасные происшествия чередуются со страшными. А декорации и обстоятельства неизменны.
В кемеровской «Зимней вишне» детский центр располагался на четвертом этаже. В Иркутске «Гравитация» — на третьем этаже ТРК. Здесь же другие игровые детские комнаты и кинотеатры. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (с Изменениями N 1, 2), пункт 5.42: «Детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода».
Однако концепция этих ТРК и ТРЦ в том и состоит, чтобы подольше не выпускать вас с детьми из торговых лабиринтов, это пространство подчинено не вашей безопасности, а их бизнесу
— об этом писал в «Новой», № 32 сразу после кемеровского пожара, можно повторить; что толку?
О несрабатывающих автоматических системах безопасности. Сразу после Кемерова главный госинспектор по пожарному надзору МЧС Ринат Еникеев сообщил, что проверку не проводили из-за надзорных каникул: «Зимняя вишня» — это малый бизнес, а Путин, подписал в 2015 году закон о трехлетнем запрете на проверки субъектов малого бизнеса. Какое отношение к пожарной безопасности могут иметь юридические и финансовые правила или уловки, было не понять и тогда, и сейчас; вот и ТРК «КомсоМолл-Иркутск» — это даже не малое, а — по документам — «микропредприятие».
Вообще, конечно, это 258 магазинов и павильонов в центре Иркутска, одна парковка только на 1200 машин, известные бренды. Но непосредственно ООО «УК «КомсоМолл-Иркутск» в документах, в базе данных СПАРК проходит как микропредприятие.
Аналогичное ООО «УК «КомсоМолл-Красноярск» сейчас с признаками банкротства находится в стадии ликвидации. Открывались моллы этой сети с разной степенью успешности также в Екатеринбурге и Волгограде. Владелец Дмитрий Деев — это известные московские ООО «Ди Ви Ай Холдинг» и «Регионинвест».
Как и в прочих ТРЦ, торговая политика «КомсоМолла» ориентируется в первую очередь на детей и молодежь. Регулярные бесплатные мастер-классы для малышни, перманентные праздники, неутихающая карнавализация будней — именно это дает неизменный прибыток: детям мы отказываем в денежных тратах последним.
Можно и дальше перечислять приметы нашего дня сурка, но кто их не знает. После кемеровской беды по стране покатилась новая кампания — публично, под камеры и гневные спичи чиновников и эмчээсников ТРК закрывали. Это было недолго, на то это и кампанейщина. Вечером 29 мая произошло задымление в одном из крупнейших ТРЦ Иркутска «СильверМолл»: его закрыли после кемеровского пожара, но вскоре открыли вновь. Как сообщает МЧС, под кровлей комплекса случилось короткое замыкание проводки, загорелся силовой кабель. Проводка оплавилась и задымилась. Открытого огня получилось избежать.
Законы и правила существуют только тогда, когда из вас нужно выкачать денег, отправить вашего сына в армию, получить ваш голос. Законов и правил нет, когда речь заходит о вашей безопасности и ваших интересах. Кто-то где-то после Кемерова озаботился и начал сдирать дешевый пластик со стен игровых комнат, убирать дешевый ковролин, переносить кинотеатры на первый этаж? В апреле, когда кампания закрытия ТРЦ ширилась и росла, довелось присутствовать на сложных переговорах одного из крупнейших красноярских девелоперов и владельца нескольких ТРЦ с бизнесом, что размещается на его площадях: множество субъектов, разнонаправленные интересы… Вывод один: государства в этой сфере, четкого свода правил нет, есть только связи, договоренности и т.д.
ТРЦ открываются вновь, аварийные выходы вновь запираются и захламляются.
«КомсоМолл» в Иркутске 1 июня работу не прервал, она продолжается в обычном режиме, парковка забита под завязку. Лишь в «Гравитации» появились следователи. Директор и бенефициар «Гравитации» — Наталья Соболева, это ООО «Кайзен» (торговля розничная играми и игрушками в специализированных магазинах). По тому же адресу — в пос. Молодежном — зарегистрированы еще ее две подобных фирмы — «Граффити» и «Занимательная наука». Подобный бизнес — выразительные, действующие на детское сознание химические и физические опыты — с недавних пор активно развивается по всей России даже в небольших городах. Ну, то чем в советское детство мы занимались в Домах пионеров, на станциях юных техников, да и дома — благодаря журналам «Юный техник» и «Техника — молодежи». Хорошее, в общем, дело. Но и кружки вели, и в журналы писали люди не с улицы. На сайте «Гравитации» много красочных фото, но об образовании его сотрудников — ничего. За одним исключением, как раз насчет химии. «Ответственность за всевозможные химические эксперименты возложена на Наргиз. По образованию она химик, а по состоянию души Мисс позитивность!»
Свою миссию «Гравитация»
представляет так: «…вживую увидеть все то, о чем говорится на
уроках физики и химии, понять, что наука может быть веселой и
интересной. […] посредством вдохновляющих впечатлений формируем
открытый образ мышления, основанный на научной картине мира. .
[…] В нашем центре нет барьеров между экспонатами и
посетителями […] доступна услуга выездного научного шоу и
мастер-классов прямо в школы, детские сады и другие
учреждения».
Алексей Тарасов
Обозреватель
|
</> |