Вячеславу Зайцеву 85
amarok_man — 04.03.2023
2 марта исполнилось 85 лет первому советскому модельеру, которого
еще в 1960-е годы назвали «Красным Диором» и «королем моды», —
Вячеславу Зайцеву.
Клиентами Зайцева были Мария Бабанова и Ангелина Степанова, Галина Уланова и Любовь Орлова, Валентина Толкунова и Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон и Людмила Зыкина, Полад Бюль-Бюль Оглы и Владимир Зельдин, Алиса Фрейндлих и Елена Образцова, Галина Вишневская и Тамара Гвердцители, Бари Алибасов и Людмила Касаткина, Людмила Максакова и Галина Волчек, Валентина Терешкова и Денис Мацуев...
Министру культуры Фурцевой модельер однажды сшил маленькое черное платье. Дмитрию Хворостовскому придумал сюртук, которым певец очень дорожил и страшно переживал, когда чемодан украли в парижском аэропорту. Именно в платьях Зайцева дефилирует, как по подиуму, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Селезнева.
Созданные им комплекты носили члены олимпийской сборной и милиционеры... «Я счастливейший человек — мне довелось общаться с потрясающими людьми», — признавался художник.
Он родился в Иваново в самой обычной семье. Первый театральный опыт Зайцев получиол в годы обучения в Ивановском химико-технологическом техникуме на специальности «художник по росписи тканей».
Пойти в техникум окончившего семилетку Славу заставили практические соображения: надо было начинать работать как можно раньше, чтобы не сидеть у матери на шее.
Зайцев и Пьер Карден
Но когда на руках у молодого выпускника оказался диплом с отличием – один из пяти в выпуске, отказаться от возможности продолжить обучение в Московском текстильном институте Зайцев не смог и не захотел: это открывало перед ним гораздо более широкие перспективы.
Первые три года после института Вячеслав Зайцев провел на Экспериментально-технической швейной фабрике Мособлсовнархоза, которая незадолго до этого вместе с подмосковным городом Бабушкин оказалась в пределах Москвы (здание фабрики на Осташковской улице сохранилось и сегодня).
Вячеслав и Марина Зайцевы
В первый же год работы Зайцев создал свою первую официальную коллекцию, которая и принесла ему известность: модели одежды для колхозниц, среди которых, по воспоминаниям самого модельера, были цветные душегрейки, павловопосадские платки и цветные валенки. И хотя начальство коллекцию отвергло, ею заинтересовались присутствовавшие на показе журналисты издания Paris Match: в то время у СССР были неплохие отношения с деголлевской Францией.
Через два года с фабрики на Осташковской улице, которую модельер вспоминает без особо теплых чувств, его перевели на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) в Москве.
Это было уже признание, поскольку к тому времени модели, созданные Зайцевым, продавались в магазине «Светлана» на Кузнецком мосту. Этот магазин, открытый в 1961 году на месте торговавшего аксессуарами для женщин дореволюционного магазина Джеймса Шанкса, быстро завоевал славу у любительниц модной одежды, и выставить там на продажу свои работы мечтали многие молодые советские модельеры.
С сыном Егором
Скоро его имя на Западе стало синонимом понятия «русская мода», а его самого в открытую называли «Красным Диором». Кому-то покажется удивительным, что такой именитый модельер не рвался из СССР на Запад, однако Зайцев хорошо понимал: то, что он работает на родине, повышает его мировой рейтинг, не давая превратиться из ведущего советского модельера в одного из многих иностранных.
Даже после развала Советского Союза всемирно известный модельер Вячеслав Зайцев остался на родине, а не бросился компенсировать невыездные годы. Он получил возможность лично представлять свои коллекции на зарубежных показах и вовсю пользовался ею – но неизменно возвращался в Россию. Именно она вдохновляла и поддерживала его, именно ее модельер воспевает во многих своих коллекциях: в «Русской серии» 1965-68 годов, в «1000-летии крещения Руси» 1987 года и созданной год спустя коллекции «Русские сезоны в Париже» и множестве других.
Но самое главное, что совершил Вячеслав Зайцев – это превращение высокой моды из недосягаемого объекта желания в предмет, доступный, пусть, не всем, но многим.
Это уважение к людям, в среде которых ему довелось сформироваться как личности – тоже обязательное условие истории о человеке-самородке, каким был и остается самый знаменитый отечественный модельер Вячеслав Зайцев.
отсюда: https://dzen.ru/a/ZAC1fpapLHEGz72a
|
</> |