Второй пилот В737. Рейсовая тренировка Методические рекомендации.
denokan — 22.01.2018Гип-гип ура! Я это сделал! Предлагаю всем заинтересованным очередное методическое пособие в помощь инструктору - рейсовая тренировка ВП В737NG.
Предыстория
В далеком 2010м году я озадачился систематизацией подготовки вторых пилотов, приходящих в авиакомпанию после переучивания на В737. Мне хотелось систематизировать и стандартизировать процесс их дальнейшего ввода в строй - наземную и рейсовую тренировку.
Для этого мне хотелось создать методические пособия - таким образом, чтобы и у инструктора и у обучаемого был на руках одинаковый материал, из которого обучаемый мог бы почерпнуть необходимые сведения, даже если инструктор по каким-то причинам не хочет с ним делиться :) Или захочет делиться, но не тем...
Увы, не было бы проблем "инструкторства" - не было бы, пожалуй, двух третей моего блога...
Сначала я разработал план наземной подготовки и наполнил его содержанием. После этого я задумался над рейсовой... Я решил, что эту глобальную задачу следует разбить на составляющие и придумал 10 задач, которые следует решить в процессе рейсовой тренировки.
Каждую задачу я разбил на подзадачи и наполнил краткой методической информацией, а также, рекомендациями инструктору.
Также, я задумался над оформлением - как сделать ввод в строй и прогресс пилота прозрачным, наглядным? Таким, чтобы при смене инструктора сменщику было достаточно просто узнать, чем пилот "дышит", какой уровень был достигнут. Чтобы переход в новые руки не терял в качестве.
Это был оччень непростой период. Мои инициативы с трудом находили поддержку... хотя, не так. Поддержку находили, многим идеи нравились, но те, от кого зависело решение запускать машину официального внедрения не очень-то торопились. В конце-концов, после очень долгих споров оба труда были приняты, доработаны и выпущены в виде внутренних стандартов.
Читая их сегодня - я улыбаюсь. Это был период эмоциональной перенапряженности (попробуй оставаться спокойным, когда твои инициативы, с одной стороны, находят поддержку, а с другой - получают палки в колеса, для решения которых приходится проявлять чудеса дипломатии, а если их недостаточно - то идти через головы начальства, ухудшая и без того натянутые отношения).
Перерабатывая материал, я значительно снизил градус эмоциональности - сегодня мне уже не хочется никому ничего доказывать. Идеи были апробированы на практике и показали эффективность подобной систематизации.
Я очень давно хотел взяться и перепахать этот документ - ведь прошло столько лет, появился новый опыт, новые соображения. Благодаря активному участию в организации процессов планирования, в т.ч. и подготовок, я смог на практике реализовать некоторые подходы к планированию рейсовой тренировки. Кроме этого, появились соображения о том, как организовать назначение инструкторов, допуск к контрольно-проверочному полету и т.п.
Издание 2-е, переработанное
Если первая, давняя версия "методического пособия" была (по моему сегодняшнему представлению) "криком души, стремящейся изменить мир, которую никто не понимает", то данное издание - это уже полноценный (на мой взгляд) продукт, готовый к быстрой адаптации в любой авиакомпании, эксплуатирующей B737NG.
В данном методическом пособии:
- выполнена систематизация процесса рейсовой (линейной) тренировки второго пилота ВС Boeing 737 Next Generation (NG)
- предложены рекомендации по назначению инструкторов
- предложены рекомендации по организации планирования рейсовой тренировки с точки зрения методики обучения
- определены цели и задачи линейной тренировки;
- глобальные задачи разделены на составляющие;
- даны практические рекомендации обучаемым пилотам и инструкторам по решению каждой задачи;
- предлагается вариант бланочной документации для оформления прохождения подготовки
- представлена дополнительная полезная информация
исправлены старые ошибки, добавлены новые
Важно!
Содержащаяся в каждой Задаче краткая «Методическая информация» не избавляет от необходимости изучения соответствующих нормативных документов, правил и рекомендаций авиакомпании!
Пособие ориентировано на фактический уровень подготовки выпускника летного училища после прохождения программы переучивания в учебном центре.
Предполагается, что пособие будет использоваться в процессе рейсовой тренировки – как инструктором, так и обучаемым.
Это одна из основных идей - не каждый инструктор готов часами рассказывать (и не каждый пилот - слушать). Но очень удобно иметь под рукой материал, на который можно сослаться. Или, например, выдать задание на самостоятельную подготовку, а потом проверить.
Проверено - работает!
В течение всего процессе линейной тренировки сделан упор на следовании принципам CRM.
При написании материала использовались документы ВС Boeing 737NG, опыт автора, личные соображения и выводы, опыт коллег, рекомендации, изложенные в документе FAA-8083-9A “Aviation Instructor’s Handbook”, рекомендации Airbus и прочая доступная литература.
Скачать материал
Как всегда - ваша конструктивная критика, вопросы, предложения и пожелания приветствуются!
Если материалы моего блога вам пригодились и у вас есть подобное желание, вы можете (но ни в коем случае не обязаны) подарить мне чашечку кофе :)
Летайте безопасно!
Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.
|
</> |