Второй иностранный язык. Нужен ли?
otrageniya — 29.11.2019Знать языки — это конечно хорошо.
Это открывает новые горизонты, человек заводит новые знакомства, может ездить по миру, общаться с людьми на их же языке, и вроде бы в этом всём есть плюсы, только если в очередной раз не начать разбираться в том, как же это всё организовано у нас.
Речь в посте пойдёт, как многие, наверное догадались, о введении второго иностранного языка в школьную программу, обязательным предметом для изучения.
Можно бы порадоваться за детей, но...
Посмотрим теперь, что пишут в министерстве, чего ждать дальше, и как это всё выглядит в реале.
Мне бы радоваться, что такая возможность есть, потому что с некоторых пор я и преподаю французский как второй иностранный язык в школе, но я считаю надо делать либо хорошо, либо никак.
Стандарт общего образования, разработанный в Минобрнауки, предполагает изучение второго иностранного языка – французского, немецкого, испанского или китайского – учениками 5-9 классов. Однако не все учебные заведения внедрили второй иностранный язык в школе в 2019 г. Каких изменений следует ожидать школьникам и их родителям в 2019-2020 году?
Текущая ситуация
Разговоры о внедрении второго иностранного языка в школах ведутся давно, с 2010 года. Поэтому сотрудники Министерства образования в своем Письме № 08-1214 от 17.05.2018 г. пояснили, что содержание образовательной программы разрабатывается и согласуется каждым отдельно взятым учебным заведением самостоятельно, согласно ФГОС № 412 от 17.05.2012 г., утвержденному Приказами Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г. и № 1897 от 17.05.2012 г.
При составлении учебного плана сотрудники учреждений общего образования обязаны брать во внимание перечень дисциплин, обязательных к изучению школьниками согласно требованиям ФГОС. Академический минимум для образовательных программ в России устанавливается ст. 12 и 28 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании».
Если обратиться к п. 9.3. ФГОС № 413 от 17.05.2012 г. с текущими корректировками от 29.06.2017 г., то можно заметить, что в раздел «Иностранные языки» включены такие предметные результаты освоения школьных дисциплин, как:
■ иностранный;
■ второй иностранный – базового уровня.
Обязательное изучение иностранного языка прописано и в ч. 1 раздела V Стратегии инновационного развития РФ. По результатам освоения программы ученик должен иметь следующие навыки:
■ способности к коммуникации;
■ первичные знания о культурных особенностях стран изучаемых языков и умение выстраивать свое поведение согласно нормам, принятым в иностранном государстве;
■ уметь общаться с носителями на пороговом уровне;
■ использовать навыки поиска информации на англоязычных (или иных – в зависимости от изучаемой программы) ресурсах в образовательных целях.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, вплоть да 2019 г. стандарты ФГОС Минобрнауки рассматривались учебными учреждениями как акт, носящий чисто рекомендательный характер. Директора лицеев, гимназий и школ самостоятельно принимали решения о необходимости добавления той или иной программы в учебный план. Сегодня решение о том, какой иностранный станет обязательным к изучению, принимает исключительно Администрация учебного заведения. Самым популярным остается немецкий в основном благодаря рекомендации Минобразования РФ и программе «Немецкий – первый второй иностранный» по инициативе Института Гете (при Посольстве Германии) и МАУПН.
Так или иначе мы видим, что в девятнадцатом году ситуация сложилась следующим образом: где есть возможность, в тех школах второй иностранный ввели. Где нет, соответственно пока и нет.
Что будет дальше?
В случае внедрения изменений в 2020 году родителям первоклассников не стоит беспокоиться об увеличении образовательной нагрузки на их детей. Дело в том, что перемены будут внедряться поэтапно. С 1 класса дети, как и прежде, буду изучать только английский или немецкий в качестве основного, а с 5 класса приступят к освоению второго языка. Речь идет об общеобразовательных школах, без углубленного изучения языков.
Если ребенок в 2020 г. пойдет в 6 класс, то даже при внедрении нового образовательного стандарта изменения его не коснутся, так как программа обучения второму инязу рассчитана на 6 лет, т.е. для детей с 5 по 11 класс включительно. При этом нужно понимать, что согласно «дифференцированному подходу» каждый регион может самостоятельно принять решение об объемах изучаемых дисциплин: все будет зависеть от места проживания семьи.
Из всего выше сказанного мы видим, что нет указания ввести второй иностранный язык прям строго-строго, но всё-таки потихоньку к этому склоняются, и, думается мне, через пару лет, это будет обязательным для всех и каждого. Пока по возможностям.
Но даже то, что мы видим по возможностям, оставляет желать лучшего, и требует больших доработок.
Многие родители, которые уже столкнулись со вторым языком их детей, не очень-то и рады такому нововведению.
Перед тем, как писать этот пост, я спросил нескольких человек о том, каково их мнение по этому поводу, и вот, что мы видим.
Анна atlanta_s на пост в фейсбуке ответила так: у нас в этом году ввели второй иностранный. 5 класс. Первый английский , второй - испанский. По сколько класс у нас математический то первый язык 4 часа, второй один час в неделю. В лингвистических классах - английский пять часов, плюс олимпиады, второй язык два часа. Но как говорит сам преподаватель - лингвисты за два часа в неделю проходят столько же сколько наши за час.
Александр zhzhitel говорит следующее: Есть. Бардак полный. Учитель появился только к концу четверти. До этого уроков не было.
СОбственно вопрос-то был: есть ли он по факту как таковой, сколько часов в неделю и довольны ли?
ЕЛена silver_slider пишет: Отвратительно. Море других уроков, два часа в неделю, полный бардак. Вызывает исключительно раздражение.
Где-то со второго класса два языка. Скорее всего это какая-то специализированная школа с углублённым изучением языков.
Так или иначе, восторженных отзывов я не прочитал. А теперь посмотрим почему!
Как вы думаете, что можно выучить при часе в неделю? А что можно выучить при часе в неделю, учитывая, что учебники в основном все на изучаемых языках? Редкие задания переведены на русский язык, и с первого урока всё начинается на иностранном языке.
Есть конечно дети, которые схватывают, которым нравится, но в таком случаи, одного часа иностранного мало, может быть и хотели бы больше, в таком случаи или как дополнительные занятия, или частным образом ходить к репетиторам.
Кто-то наверное спрашивает, зачем учить второй иностранный? Эти вопросы уже не к нам, эти вопросы уже наверх, в министерство. Считают там, что это будет полезно.
Но что можно успеть за час? бегло познакомиться с языком. ПОтому что для углублённого изучения времени мало, а для часа в неделю учебники не подходят.
Прежде, чем давать детям какое-то домашнее задание, я должен особенно на первых уроках, переводить всё дословно, и разбирать каждую фразу. Как можно сразу читать какие-то стишки или фразы, не зная даже алфавита?
а в учебнике «Синяя птица» если вы его откроете, то сразу с первого урока даются и слова и фразы.
Даётся же конечно и алфавит, но всё это в корне неправильно. Так быть не должно.
В итоге мы видим, что дети учат русский, английский, да ещё и второй иностранный.
Но проблема существует ещё и в мотивации! Не все дети в восторге и видят плюсы в этом, плюс не всем дано, не все справляются.
Вот и задаёшься в итоге вопросом, а правильное ли нововведение? А нужен ли он? В специальных гимназиях да, где учатся сильные дети, и готовые осваивать и два и три языка, да, это скорее всего поможет, и будет интересно, но не в общеобразовательных школах.
Хочется написать туда наверх и сказать: оставьте уже всё и всех в покое, не трогайте! Просто отвяжитесь. Не надо менять всё и вся каждый год.
Не надо изобретать велосипед, не надо придумывать всё новые и новые критерии, стандарты, правила.
А как считаете вы? Правильно ли сделано? Стоит ли таким образом учить иностранный язык?
|
</> |