Всякие разности -- про межчеловеческие отношения и качество сервиса для приезжих
torin_kr — 07.07.2020 За последние семь-восемь лет мы с любимой объездили достаточно много мест и стран. В некоторых нам понравилось, в некоторых -- не очень, а в некоторых -- ОЧЕНЬ не понравилось (последний пример -- Абхазия, можно я не буду давать ссылку на свой пост про эту поездку, не хочу ре-активировать грузинско-абхазский "холивар" в этом посту) . И вот я задумался -- а можно ли выделить некий общий признак. по которому мне нравятся или не нравится те или иные места -- ну хотя бы для того, чтобы не портить себе следующие поездки. Посидел, подумал и нашел такой признак. Потом подумал еще немного и понял, что признак этот чуть более глобален, чем просто критерий выбора места для комфортного отдыха и решил про него написатьТак вот, те места, где мое пребывание было и остается комфортным -- Западная Украина, Латвия, Кипр -- можно объединить по одному признаку -- это места с высоким уровнем ФОРМАЛИЗАЦИИ социальных отношений. А места, где мне было особенно некомфортно -- Тува, Абхазия -- это места, где любые социальные отношения на 99,9% являются отношениями межличностными, где их формализация практически отсутствует. Непонятно? Попробую объяснить подробно.
Вот смотрите -- в Ларнаке, Риге или во Львове, садясь в маршрутку или заходя в кафе, вы знаете, что услуга которую вы получите в обмен за свои деньги (заказанная вами еда или доставка вас из точки А в точку Б) никак не зависит оттого, насколько вы как личность приятны/неприятны водителю или официанту. Водителя может тошнить от одного вашего вида (или языка на котором вы разговариваете), но он все равно довезет вас туда, куда вам надо и возьмет за это строго оговоренную плату. Потому что ваши отношения СТРОГО ФОРМАЛИЗОВАНЫ -- вы вступаете в отношения не как "Вася и Петя", а как "водитель и пассажир" и все ваши взаимные обязанности подробно прописаны в специальных правилах. Вы платите деньги -- водитель вас везет. Ничего личного -- только дело ("дело --" именно так переводится на русский слово "бизнес").
В Абхазии же или Туве никого не интересуют ваши деньги. Точнее не так -- деньги всех интересуют ВО ВТОРУЮ ОЧЕРЕДЬ. В первую -- межличностные отношения. Если вы ОЧЕНЬ хороший человек -- вас повезут даром, если просто хороший -- за обычные деньги, а если не очень хороший -- с вас сдерут втридорога или вообще откажутся иметь с вами дело. То же самое будет и в кафе, и в гостинице и вообще где угодно. И смотрите что получается -- получается, что для того чтобы по нормальной цене получить качественную услугу я должен доказать, что я хороший человек. Потратить на это время, силы, эмоциональную и ментальную энергию. А ЗАЧЕМ это мне? Намного проще просто заплатить деньги. Еще раз -- дело не в том, что вот тут "русских не любят", а в самом принципе -- чтобы получить необходимую мне услугу за обычные для нее деньги, я должен добиваться чтобы меня полюбили, вместо того, чтобы просто купить то, что мне необходимо.
Знаете, какой была первая ассоциация после первого дня нахождения в "гостином доме" в Абхазии, причем одновременно и у меня и у любимой -- "вписка". Для тех, кто не знает, "вписка" -- это когда тебе негде жить и тебя пускают из милости пожить в чей-нибудь в дом в обмен на твое обещание жить согласно принятым в этом доме правилам и демонстрировать хозяевам свое уважение к ним самим и к их способу жизни. И у меня и у любимой в силу нашей непростой личностной истории опыта "вписок" предостаточно (у меня в сумме не один год "жизни по впискам" наберется) , так что нам есть с чем сравнивать.
Нет в самой по себе "вписке" ничего плохого нет. Вот только "вписка" переносится относительно нормально в двух случаях -- когда мера сильно вынужденная (ну вот когда совсем край и другого способа нет) или же когда это у людей из твоей тусовки и близких тебе по духу(ролевики у ролевиков, хиппи на хипповской вписке...). Когда же я еду отдыхать и плачу за это полную сумму -- почему я должен ощущать себя "на вписке"? и главное -- зачем мне ощущать себя как на "вписке"?
Теперь про обещанную "глобальность". Мне кажется, что все страны и культуры мира можно распределить по условной шкале "формальности- неформальности" социальных отношений. Рискну и свяжу "формальность" отношений с рационализмом и (европейской) цивилизацией, а "неформальность" с коммунальностью в смысле Александра Зиновьева, который вообще всю истории человечества рассматривал как борьбу цивилизации с коммунальностью (вот мой пост с цитатой из Зиновьева про коммунальность -- Зиновьев. "Коммунизм как реальность"). И тогда можно сказать, что в разных культурах разный уровень "коммунальности" и для каждого существует верхнее пороговое значение "коммунальности", которое он в состоянии вынести. Соотнося эти две характеристики -- уровень коммунальности культуры и уровень коммунальности, комфортный для тебя лично -- и можно определить те места. в которые данному конкретному человеку лучше не соваться.
Для меня такими местами пока являются Абхазия и Тува. Но это для меня...