Вся жизнь в балете

топ 100 блогов atlanta_s04.01.2023 Марина Викторовна Кондратьева прожила в Большом театре всю жизнь, работала со всеми выдающимися советскими хореографами.

Вся жизнь в балете

Когда в 1952 году она пришла в театр, труппу возглавлял Леонид Михайлович Лавровский. Вспоминая Леонида Михайловича, Марина Викторовна говорит: "Думаю, он был одним из лучших худруков, Умный, интеллигентный, очень творческий человек. Меня знал еще по училищу.
Когда я училась в выпускном классе, дал мне с моим одноклассником Колей Фадеечевым станцевать «Щелкунчика» на сцене Большого театра - тогда сложилась такая ситуация, что некому было танцевать этот спектакль, Как же я была благодарна Леониду Михайловичу за то, что он тогда поверил в нас, разглядел какой-то потенциал и после выпускных экзаменов принял обоих в Большой театр".

Правда в театре танцевать вместе с Николаем Фадеечевым Кондратьевой приходилось нечасто. Сначала Галина Уланова, а затем и Майя Плисецкая
обратили внимание на Фадеечева и взяли его себе в партнеры. Он был замечательным партнером, держал великолепно, надежно.

Первым педагогом Марины Викторовны в театре стала Тамара Петровна Никитина - замечательный профессионал. О своем педагоге Кондратьевна до сих пор вспоминает с благодарностью, ведь именно она, по словам Марины Викторовны сделала из нее балерину.

На следующий год после прихода в театр Ростислав Владимирович Захаров предложил Кондратьевой станцевать Золушку в своем балете Текст надо было выучить за две недели. Вместе с Тамарой Петровной они работали день и ночь. Очень хотелось создать образ, непохожий на других. Однако задачей это было непростой Ведь в театре были великолепные Золушки! Семенова, Уланова, Лепешинская, Стручкова.

В поисках своей Золушки Марина Викторовна обратилась к великой русской актрисе Вере Николаевне Пашенной. Вспоминая про время работы над партией Кондратьева рассказывает. "Надо сказать, что я тогда очень увлекалась драматическим театром. Любимым был Малый. Если выпадал свободный вечер, старалась попасть туда на спектакль. Там и познакомилась с Верой Николаевной, Пашенную воспринимала как эталон актерской игры, понимала, что она может многому научить. Бросилась к ней: «Вера Николаевна, как мне сыграть Золушку?» Услышала: «Ничего не играй, оставайся собой». После первого спектакля, на который Кондратьева, конечно же, пригласила Пашенную. На следующий день Марина Викторовна получила от нее письмо: «Ничего не меняй. Это я должна у тебя учиться. Браво!»

Кондратьеву считают одной из лучших Жизелей. Это была первая партия, которую Марина Викторовна готовила под руководством Марины Тимофеевны Семеновой. В ее класс Кондратьева перешла по совету Нины Тимофеевой, с которой тогда очень дружила. "Мне не хотелось копировать ни Уланову, ни Иветт Шовире, чьи трактовки были тогда наиболее популярны. Хотела создать свою Жизель. Тогда Марина Тимофеевна предложила образ в стиле романтических гравюр Тальони и Гризи: чуть опущенная головка, покатые плечи, низкие» руки, «летящий» арабеск Семенова как скульптор буквально лепила пластический образ каждой партии. Причем у нее образ всегда строго соответствовали музыке и историческим реалиям. - вспоминает Кондратьева. - Она никогда не поощряла техники ради техники. Помню, на одной из репетиций я «поймала» равновесие и застыла в идеальном, как мне казалось, арабеске, ожидая похвалы от Марины Тимофеевны. А она, проходя мима, бросила: «Ну и дура!"

Вся жизнь в балете

В одном из интерьвью Марина Викторовна рассказывала: "Репетиции «Жизели» вел Леонид Михайлович Лавровский. Репетитор он был замечательный - всегда мог объяснить артисту актерскую задачу и добиться наилучших результатов. Помню,его не убеждало то, как я вела сцену сумасшествия. Подозвал к себе и стал рассказывать, как во время войны в блокадном Ленинграде он увидел знакомую. Поздоровался, а она прошла мимо с остановившимся взглядом. Выяснилось, что шла она от собственного дома, от которого остались одни развалины, и там погибли ее муж и ребенок. Я слушала и на глаза невольно наворачивались слезы. «Ну вот, вижу, ты поняла, что переживает Жизель в сцене сумасшествия». Каждый раз, танцуя Жизель, я вспоминала этот рассказ."

На протяжении всей карьеры Марина Викторовна всегда тщательно выучивала текст, а образ проводила через себя, через свои чувства.

В 1960 году Леонид Лавровский ставил в Большом театре свой новый балет «Паганини» и на роль Музы он выбрал Кондратьеву. "Я была счастлива, что он выбрал меня. Знаете, когда ставят на тебя - это особое счастье, Ты становишься сотворцом, оставляешь в партии частичку себя, собственной индивидуальности. Образ поэтической мечты художника оказался мне очень близок, и я старалась сделать Музу одновременно неземной и волевой, станцевать вдохновение" - вспоминает Марина Викторовна.

Вся жизнь в балете

Еще одним экзаменом на звание балерины и актрисы для Марины Викторовны стала роль Джульетты в балете Леонид Михайлович Лавровского. Первым Ромео Кондратьевой стал Юрий Тимофеевич Жданов - незабвенный улановский партнер. Спустя некоторое время уже Марина Викторовна вводила в этот спектакль сына Лавровского - Михаила став его первой Джульеттой. Этот спектакль прошел с Кондратьевой через всю ее творческую жизнь. Им же она завершила сценическую карьеру.

Творчество Леонида Лавровского - целая эпоха в истории Большого театра. В 1959 году ей на смену пришла новая - эпоха Юрия Григоровича.

Кондратьева рассказывала, как вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым собирались на даче под Звенигородом, и Григорович с энтузиазмом объяснял замысел своего балета «Каменный цветок» на музыку Прокофьева. Чтобы понять образ Катерины, по совету Григоровича, Кондратьева ходила в Третьяковскую галерею. Смотрела на русские иконы, на просветленные лики святых, на их «молящие» руки. Премьеру спектакля танцевали Кондратьева и Фадеевич, вторым составом были Максимова и Васильев. Позже Марина Викторовна стала исполнять Хозяйку Медной горы. По словам Кондратьевой эта роль казалась ей интереснее. А Максимова и Васильев остались в истории лучшими исполнителями партий Катерины и Данилы. По мнению Юрия Николаевича, они больше соответствовали его замыслу. Несколько лет спустя Григорович вернулся в Большой театр, чтобы поставить другой свой успешный ленинградский спектакль - «Легенду о любви» на музыку Меликова. Марина Кондратьева танцевала Ширин. Следующей значимой для Кондратьевой партией стала Фригия в «Спартаке». Ее партнером был темпераментный и мужественный Юрий Владимиров.

Вся жизнь в балете

После того как распался дуэт Мариса Лиепы и Майи Плисецкой, Лиепа стал искать себе новую партнершу. Кондратьева и Лиепа стали репетировать вместе. Они хорошо смотрелись вместе, подходили по росту и, что самое главное, чувствовали друг друга в танце. Вместе они танцевали всю классику, балеты Григоровича и Лавровского, концертные номера.

Вся жизнь в балете

Мало кто знает, но Марина Викторовна представляла Большой театр
не только как балерина, но и как балетмейстер-постановщик. Она успешно ставила балеты классического наследия во многих зарубежных
компаниях. После завершения танцевальной карьеры Марина Викторовна окончила балетмейстерский факультет ГИТИСа по специальности «педагог репетитор». Сначала работала в театре Натальи Касаткиной и Владимира Василева, затем в Большом. В 1988 году Кондратьеву направили от театра в Новую Зеландию ставить «Спящую красавицу» в Королевском балете. Марина Викторовна давала местным танцовщикам класс, а затем переключалась на постановочную работу, получая о нее удовлетворение.«Спящая красавица» стала событием в жизни Новозеландского балета и шла там много лет, а Марина Викторовна окончательно поняла, насколько близка ей профессия балетмейстера- репетитора. В девяностые годы она много ставила по всему миру. В Национальном балете Кореи - всю русскую классику: «Жизель», «Дон Кихота», «Баядерку», «Корсар», «Лебединое озеро», «Пахиту», «Золушку». Почти все главные партии в этих постановках исполняла солистка Большого театра, ученица Марины Викторовны, Джун Юн Бэ - артистичная, эмоциональная, с хорошей техникой.

Вся жизнь в балете

Среди учениц Кондратьевой много звезд. Маргарита Перкун-Бебезичи, Наталья Архипова, Надежда Грачева, Галина Степаненко, Анна Антоничева, Екатерина Шипулина, Нина Капцова, Маргарита Шрайнер, Наталья Осипова, Ольга Смирнова, Юлия Степанова, Все - примы. К каждой Марина Викторовна всегда старалась найти свой подход. Тем более что перед глазами был пример ее великого учителя Марины Тимофеевны Семеновой. "Благодаря Марине Тимофеевне я поняла, что учитель - профессия не менее творческая, чем балерина. И более ответственная: за каждую ученицу переживаешь гораздо больше, чем за себя" - говорит Марина Кондратьева.

Вся жизнь в балете

Марина Викторовна семьдесят лет отдала балету и Большому театру. Балет - вся ее жизнь и без Большого театра она себя не мыслит.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Конвертики из лаваша в мультипекаре на гриле. В лаваше-картофельное пюре, сыр, ветчина индюшиная, огурец маринованный. ...
  И еще один репортаж со школьной скамьи, опять детки высказываются о советском прошлом ("Современные дети об СССР. Пропасть во мгле!", 11-летки косноязычно повествуют о несчастных, плохо одетых забитых сверстниках в СССР; авторам таких ...
" Эти бои в конце концов увенчались объявлением об освобождении Бенгази от террористов, взятием Ливийской национальной армией под контроль нефтяных месторождений и нефтяных портов, а также взятием под контроль военных баз в стране ", - отметил Хафтар , выразив надежду на то, ...
Художник Фредерик Эдвин Чёрч ( Frederick Edwin Church) https://www.proartspb.ru/2024/11/frederick-edwin-church.html ...
Крупнейший клад древних монет, откопанный голодным барсуком, нашли в Испании Голодный барсук откопал самый крупный клад древних монет, когда-либо найденный в пещерах на севере Испании. Об этом сообщает издание The Guardian. 209 монет III - V веков нашей эры были найдены в районе ...