
Вспоминая Виктора Хара

Стадион вместимостью в пять тысяч человек был переполнен. Чтобы предотвратить взрыв, заключённых в ночное время ослепляли лучами мощных прожекторов. Вертевшиеся на турелях крупнокалиберные пулеметы были постоянно нацелены на переполненные трибуны, чтобы запугать узников. И вот заключённых стали срочно перевозить на Национальный стадион, где военным было легче контролировать положение. В последней группе, построенной перед отправкой туда, оказались и мы с Виктором. Всего в группе было человек пятьдесят. Вдруг появился комендант Манрикес. Он обошел строй и приказал вывести из него Виктора Хару, известного юриста-коммуниста Литера Кирогу и меня.
— Отведите их вниз, — приказал он.
Я знал, что отправить "вниз" означало смерть. Там была одна раздевалка с туалетами, приспособленная под специальную камеру пыток. Многих наших товарищей уводили туда, но оттуда никто не возвращался. Как-то меня вели мимо на допрос, и я увидел груду растерзанных и расчленённых тел. Потом их вывозили на грузовиках и выбрасывали прямо на улицах.
Нас с Виктором поместили в туалет, в соседнем находился Литер Кирога. Мы решили, что теперь нам не спастись, ведь мы были последними заключёнными на стадионе "Чили", но неожиданно раздалась команда, чтобы я вышел. Молча, одними взглядами мы попрощались с Виктором…"
В середине сентября истерзанное тело певца нашли брошенным около кладбища "Метрополитано". Лицо Виктора было настолько изуродовано побоями, что его поначалу не смогли узнать, к плечу лейкопластырем была прикреплена бирка с пометкой: "Неизвестный. Подобран на улице". Джоан Тернер, жена Хары, отыскала тело мужа и втайне его похоронила, после чего вместе с детьми смогла покинуть страну, сохранив все рукописи.
В июне 2009 года тело Хары было эксгумировано. Оказалось, что умер он не от пулемётной очереди, которую выпустил Хосе Адольфо Паредес, а от выстрела в голову. На момент смерти у Виктора было тридцать переломов. В декабре 2009 года останки Хары были перезахоронены на главном кладбище страны. Что касается Эдвина Димтера Бианчи, выстрелившего в голову певца, то его оберегает амнистия. Офис, где он устроился на работу, на четырнадцатом этаже Министерства труда. Его письменный стол свободен от семейных или иных фотографий, только стол, полки и рабочее оборудование. Дон Эдвин, элегантный, замкнутый, нелюдимый человек, сторонится неформальных встреч и отношений с коллегами.
В 2008 году чилийский судья Хуан Фуэнтес признал единственным виновным в расправе над певцом отставного армейского полковника Марио Манрикеса Браво, он находится под домашним арестом. Этот офицер после совершенного Аугусто Пиночетом в 1973 году переворота был комендантом концлагеря, в который превратили стадион "Чили" в Сантьяго. Однако, родственники и близкие друзья Виктора Хары требуют привлечения к суду непосредственных убийц и их вдохновителей, вроде Хорхе Арансибиа - одного из главарей хунты, экс-командующего ВМС, а ныне сенатора.
|
</> |