Вспоминая кумиров. РФ. 1992. Первые
cand_orel — 31.10.2022А вот не выдержал — полез смотреть кто же в суверенной России первыми лауреатами государственной премии стали? Да, в принципе, всё те же самые — наши. Вот думаю, откуда эти «серые» и тусклые, из какого такого золотого места родились, что нас и то время «совком» называют... Незнание истории своей страны не вызывает любви к ней.
1992 (тысяча девятьсот девяносто второй) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в среду. Это 1992 год нашей эры, 992 год 2-го тысячелетия, 92 год XX века, 2 год 10-го десятилетия XX века, 3 год 1990-х годов. Объявлен ООН Международным годом космоса. Первый год постсоветской эпохи.
За произведения последних лет, выполненные в традициях тувинской резьбы по цветному мягкому камню
Байынды, Елизавета Байыровна, народный мастер-камнерез.
Дойбухаа, Дондук Хертекович, народный мастер-камнерез.
Дупчур, Бригад Санчаевич, народный мастер-камнерез.
Саая, Когел Мижитеевич, народный мастер-камнерез.
За книги последних лет «Пушкинский дом» и «Улетающий Монахов»
Битов, Андрей Георгиевич, писатель.
Андрей Георгиевич Битов (27 мая 1937, Ленинград — 3 декабря 2018, Москва) — русский писатель, поэт, сценарист, педагог. Один из основателей постмодернизма в русской литературе. Почётный член Российской академии художеств. Член Союза писателей СССР.
«Пушкинский дом» — роман Андрея Битова, написанный в 1964—1971 годах. В СССР был опубликован во время перестройки, в 1987 году.
Главный герой романа — ленинградский филолог Лёва Одоевцев, представитель поколения шестидесятников («Лёва был зачат в роковом году»). Роман посвящён его жизни, от окончания школы до работы в Институте русской литературы, который известен как Пушкинский дом.
Роман состоит из пролога под названием «Что делать?», трёх разделов, каждый из которых делится на главы и завершается приложением и комментарием. Текст романа прерывается авторскими отступлениями, которые выделены курсивом.
В разделе первом «Отцы и дети. Ленинградский роман» рассказывается об отношениях Лёвы Одоевцева с родственниками. Он родился в семье учёных. Его дед — знаменитый филолог, репрессированный в сталинские годы, которого Лёва никогда не видел. Его отец — тоже филолог, преподаватель университета. Лёва не любит его, место отца в сознании Лёвы занимает друг семьи дядя Митя, или дядя Диккенс, участник Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн и лагерник. Лёва поступает на филологический факультет и узнаёт, что вернулся его дед — Модест Платонович Одоевцев. Встреча оказывается вовсе не такой, какую ожидал Лёва. Приложение к разделу: две новеллы дяди Диккенса, которые попали в руки Лёве.
В центре второго раздела, который называется «Герой нашего времени. Версия и вариант первой части», — события, развивавшиеся параллельно тем событиям, что описаны в разделе первом. Начинается он с ключевой даты: «5 марта 1953 года умер известно кто». Во втором разделе автор сосредотачивается на отношениях Лёвы вне семьи. С одноклассником и однокурсником Митишатьевым, имеющим странное влияние на Лёву. С тремя женщинами: Фаиной, Альбиной и Любашей. Особенно мучительны отношения с Фаиной, которая старше и опытнее Лёвы. Приложение к разделу: пересказ научной статьи Лёвы «Три пророка» с анализом трёх стихотворений: «Пророк» Пушкина, «Пророк» Лермонтова, «Безумие» Тютчева. Подчёркивается, что все стихотворения написаны в то время, когда их авторам было по двадцать семь лет. Столько же и Лёве во время написания статьи.
Раздел третий «Бедный всадник. Поэма о мелком хулиганстве» — прямое продолжение первых двух разделов, в нём повествовательные линии сливаются в одну. Лёва остаётся дежурить в Пушкинском доме на ноябрьские праздники. Отказаться он не может, так как сразу после праздников состоится защита его диссертации. Неожиданно приходит Митишатьев со своим студентом, которого он называет «фон Готтих». Затем приходит Бланк, бывший работник института. Вечер, начавшийся дружеской попойкой, завершается грандиозным скандалом и дуэлью (попросту дракой) Лёвы и Митишатьева. Автор предлагает разные варианты финала. В одном из них Лёва гибнет, в другом — остаётся в живых и с помощью дяди Диккенса наводит порядок в разгромленном кабинете института. Приложение к разделу: история отношений автора со своим героем, которые сравниваются с погоней Ахиллеса за черепахой.
Заканчивается роман «Комментариями», где автор рассказывает о персонах и бытовых реалиях, упомянутых в тексте (игрушка «раскидайчик», Павлик Морозов и др.), об истории создания романа.
На реализацию замысла романа "Улетающий Монахов" ушло тридцать лет. Каждая из глав печаталась в свое время как самостоятельное произведение. Полностью роман-пунктир "Улетающий Монахов" был опубликован в 1990 году. Книгу завершает авторский комментарий, проливающий свет на перипетии, сопутствующие изданию романа в условиях советской цензуры.
За концерт для скрипки с оркестром «Offertorium»
Губайдулина, София Асгатовна, композитор.
София Асгатовна Губайдулина (тат. Софья (Сания) Әсгать кызы Гобәйдуллина;Sofiya (Saniya) Äsğät qızı Ğobäydullina; род. 24 октября 1931, Чистополь, Татарская АССР) — советский и российский композитор, с 1991 года живёт в Германии. Автор более ста симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989).
За спектакль «Для веселья нам даны молодые годы» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат» в Малом драматическом театре, Санкт-Петербург
Додин, Лев Абрамович, автор пьесы и режиссёр-постановщик.
Лев Абрамович Додин (род. 14 мая 1944, Сталинск) — советский и российский театральный режиссёр, Народный артист Российской Федерации (1993), лауреат Государственной премии СССР (1986), трёх Государственных премий Российской Федерации (1992, 2003, 2016) и Премии Президента Российской Федерации (2001).
За спектакль «Поминальная молитва» по мотивам произведений Шолом-Алейхема (пьеса Г. Горина) в Московском театре «Ленком»
Захаров, Марк Анатольевич, режиссёр-постановщик.
Леонов, Евгений Павлович, исполнитель главной роли.
Шейнцис, Олег Аронович, художник.
За серию искусствоведческих работ последних лет в области архитектуры
Иконников, Андрей Владимирович, архитектор
Андрей Владимирович Иконников (1926 — 2001) — советский и российский деятель архитектурной науки, историк и теоретик архитектуры. Автор многочисленных трудов по истории и теории архитектуры и градостроительства, в том числе — разных городов и стран мира, учебных пособий. Доктор архитектуры (1965).
За коллекцию одежды из массовых видов мехов
Крутикова, Ирина Владимировна, дизайнер-модельер.
Назарова, Людмила Викторовна, дизайнер-модельер.
За книгу стихотворений «Разговор по душам»
Тряпкин, Николай Иванович, поэт.
Николай Иванович Тряпкин (19 декабря 1918, Саблино, Тверская губерния — 20 февраля 1999, Москва) — русский советский поэт, счетовод.
Где-то есть космодромы,
Где-то есть космодромы.
И над миром проходят всесветные громы.
И, внезапно издав ураганные гамы,
Улетают с земли эти странные храмы,
Эти грозные стрелы из дыма и звука,
Что спускаются кем-то с какого-то лука,
И вонзаются прямо в колпак мирозданья,
И рождаются в сердце иные сказанья:
А всё это Земля, мол, великая Гея
Посылает на небо огонь Прометея,
Ибо жизнь там темней забайкальского леса:
Даже в грамоте школьной никто ни бельмеса.
А в печах в это время у нас в деревнюшке
Завывают, как ведьмы, чугунные вьюшки,
И в ночи, преисполненной странного света,
Загорается печь, как живое магнето.
И гашу я невольно огонь папироски,
И какие-то в сердце ловлю отголоски,
И скорее иду за прогон, к раздорожью,
Где какие-то спектры играют над рожью,
А вокруг силовые грохочут органы…
И стою за бугром, у знакомой поляны,
А в душе, уловляющей что-то и где-то,
Голубым огоньком зацветает магнето…
И, внезапно издав ураганные гамы,
Вдруг шибается небо в оконные рамы,
И летят кувырком с косяками и цвелью
Эти все пошехонские наши изделья.
А вокруг, испуская всё то же свеченье,
Как штыки, стояком замирают растенья.
И дрожат, как в ознобе, подъемные краны,
А в полях силовые грохочут органы.
И старушки в очках, те, что учат по книжкам,
Говорят из-за парты вскочившим детишкам:
А всё это Земля, мол, великая Гея
Посылает на небо огонь Прометея –
Эти грозные стрелы из грома и света…
Успокойтесь, родные.
И помните это.
За спектакль «Погром» по мотивам романа Б. Васильева «И был вечер, и было утро» в Казанском театре юного зрителя
Цейтлин, Борис Ильич, режиссёр-постановщик.
Хайруллина, Роза Вакильевна, артистка.
Рыбасова, Мария Дмитриевна, художник.
Казанский государственный театр юного зрителя — хранитель творческих традиций и воспитания духовности у подрастающего поколения на протяжении более 84 лет. ТЮЗ — театр для всех возрастов. Наш репертуар рассчитан для детей и взрослых. Днем рождения театра считается 30 ноября 1932 года — день выпуска первого спектакля «Ровесники». Это один из первых театров России, получивший высшую театральную премию "Золотая Маска"в номинации «Лучший спектакль года» (1996 год, спектакль «Буря» по пьесе У.Шекспира, режиссер Б. Цейтлин). В своем репертуаре театр ориентируется на лучшие образцы русской и зарубежной классики, популярные произведения современной драматургии. Казанский ТЮЗ — участник и лауреат многочисленных фестивалей, обладатель дипломов и премий. В афише театрального сезона 2016—2017 гг. — 25 спектаклей.
За хоровую музыку «Запечатлённый ангел» по Н. Лескову
Щедрин, Родион Константинович, композитор
Родион Константинович Щедрин (род. 16 декабря 1932, Москва, СССР) — советский и российский композитор, пианист, музыкальный педагог, общественный деятель; народный артист СССР (1981), лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и двух Государственных премий РФ (1992, 2018). Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.
|
</> |