Всем здравствуйте! Ситуация следующая. В данный момент я
psy_baby — 13.10.2011 Всем здравствуйте!Ситуация следующая. В данный момент я занимаюсь дома с группой детей. Это некий аналог группы кратковременного пребывания в детском саду. Но аналог это в основном только по форме и времени. Мы занимаемся с 9 до 12 утра. Занятия начались на прошлой неделе (всего понемногу – рисование, лепка аппликация, посыпушки, переливайки, музыка и т.п.). Т.е. у всех детей сейчас период адаптации. В группу сейчас ходят 2 ребенка. Моя дочь – третья. Деткам – 3, 3 и 1 месяц, 2 и 9 мес, 1 мальчик и 2 девочки. За 3 часа я провожу порядка 3 занятий где-то по 15 минут каждое. Остальное время мы играем (я организую какие-то игры) и дети играют самостоятельно друг с другом или по отдельности.
Занятия организованы таким образом, что каждый волен принимать или не принимать участие. Или может быть так, что кто-то занимается аппликацией, остальные – играют, а потом могут меняться местами. Количество деток позволяет в этом плане очень гибко подойти. Проблема у меня следующая. Мальчик (он же самый младший, 2 года и 9 мес.) очень подвижен. В коллективных играх, музыкальных занятиях не участвует. В то время, как мы сидим на полу в кругу (иногда он к нам подсаживается), он обычно бегает вокруг нас, иногда начинает кидать в нас мячиком. Или «наезжать» машинками, кроваткой или другим транспортом. Я предлагаю ему присоединиться к нам. Он отказывается. Тогда говорю: «Тогда катай машинку вот здесь. Девочки занимаются, и ты им мешаешь, когда наезжаешь на них машинкой». Обычно он бросается машинку и начинает бегать, или брать с полок все подряд и швырять. Или бежит на кухню, чтобы проверить, что там можно ухватить. На кухню я иду обычно за ним, чтобы посмотреть, что он делает. Если что-то есть в пределах досягаемости на столе, то это стягивается на пол. На днях ушел мочить тряпочку для доски и направил воду на пол. Я увидела, пожурила, достала 2 тряпки, вместе вытирали пол. В это время девчонки ждут меня, им интересно то, что я рассказываю, они с радостью участвуют в играх и занятиях, но пока я бегаю за Тимошей, их внимание тоже рассеивается, и часто бывает, что успешно начатое занятие просто утеряно.
Пыталась во время Тимошиного неучастия находить ему занятия, но смогла обнаружить у него интерес только к таким занятиям, с которыми его один на один не оставишь: он любит возиться с водой и когда мы все вместе на кухне, то я наливаю всем водички и у каждого свое занятие: кто резиновой грушей водичку переносит, кто воду льет на колесо и т.п. Еще Тимоша любит посыпушки: всяческие действие с крупами. И с водой, и с крупами приходится его немного контролировать, т.к. иначе вся вода по полу или вся крупа там же. Когда я на кухне, то все в порядке: мы устраиваем умеренный беспорядок, а потом вместе его ликвидируем. Еще Тимофей любит рисовать. Но и здесь, как только лист зарисован (а зарисован он очень быстро), то рабочей поверхностью становится стол, полка доска, стена, сам Тимоша и т.д. Сегодня, например, говорю: «Тимоша, на полке рисовать не надо, надо рисовать за столом на листе». Не реагирует. Поворачиваю его, отвожу к столу, повторяю, что рисовать надо за столом. Сидит несколько секунд, потом опять выходит и снова начинает рисовать на полке.
До этого Тимофей ходил в группу с мамой. Мама говорит, что там он тоже проявлял интерес к занятиям лепкой, рисованием, т.е. к ручному труду, а в групповых играх и музыкальной деятельности не участвовал. Он единственный ребенок в семье. Часто остается с бабушками, т.к. мама и папа работают. Сегодня спросила у папы, как Тимоша реагирует на ограничения. Папа сказал, что тяжело, часто впадает в истерику, стараются его отвлечь, переключить внимание. Мое личное мнение, что в этом возрасте можно уже не переключать внимание. А просто посочувствовать. Обнять, например. Это ж правда грустно, когда не получаешь, чего хочется. Но поскольку я в этой позиции не уверена, то папе посоветовала обозначить пару четких ограничений дома и твердо их придерживаться.
Мне видится, что Тимофею тяжеловато из-за наличия ограничений в группе. И ему пока трудно себя контролировать.
Я вообще не сторонник детсадовской дисциплины. Считаю, что в детском саду она необходима в силу количества детей в группе. Но самой мне ближе давать детям выбор – чем заниматься в данный конкретный момент. Но. Ограничения у нас все равно есть:
- нельзя отбирать игрушки. Если кто-то взял первый, то пусть играет. Можно попросить, но нельзя забирать
- нельзя мешать другим, когда они занимаются: поют песенки, танцуют, лепят, рисуют и т.п.
- нельзя швыряться игрушками
- нельзя баловаться выключателями и трогать розетки
- нельзя самому залазить в шкаф с канцелярией (можно попросить меня, чтобы я дала то, что нужно).
И сейчас я разрешаю Тимофею делать то, что он хочет, придерживаясь этих ограничений.
Не знаю, насколько полно удалось описать ситуацию. Хотелось бы услышать мнение: правильно ли я поступаю? Что делать дальше: набраться терпения и ждать или выбрать другую стратегию? Или что-то еще надо допрояснить?
По образованию я педагог-психолог. Это к тому, что минимальные основы грамотности присутствуют. Ежели где я их не проявляю, покритикуйте (но конструктивноJ).
Забыла написать, что в группу Тимоша ходит охотно. Быстро начал оставаться один (сначала ходил с бабушкой), сейчас приходит и даже иногда маме рукой помахать забывает.