Всем, кто заранее разуверился...
Алим Ваграм — 16.07.2011Тот, кто теряет надежду на русское Православие, должен непременно держать в уме нынешнюю альтернативу, а ведь она представляется полной потерей нравственных ориентиров и элементарной духовности. Это путь к одичанию. Мы уже сейчас похожи на дикую орду, позабывшую о совести, Боге и собственных корнях, а впереди еще маячит продолжение. Спросим: в истории человеческой, что в ней противостоит одичанию? Единственно одухотворение, в основании которого всегда покоится вера, прямой мистический опыт. Только вера, открытая связь с Богом и Вечностью делает человека существом богоподобным, космически уникальным.
Но вот – православная Церковь. При всем своем конформизме и других недостатках, Православие – это все еще эффективный богоцентристский опыт, опыт обожествления, прямого, ничем не опосредованного одухотворения человека. Это едва ли не единственное, что остается в элитарной культуре национального духа. На это и должны полагаться наши надежды.
Вопрос в другом, достанет ли нашей нынешней Церкви ума и героизма, чтобы взяться за дело? Обнадеживает то, что само духовенство встало у дилеммы: быть или не быть. Нынешнее соглашательство Православия это уже «перебор», оно ставит под угрозу само оправдание православной Церкви как предпочтительного для нас института одухотворения. Русские ислам, протестантизм, индуизм, буддизм – все это пока что для нас нечто неестественное, так сказать, конфессиональное баловство, но это флуктуации, микроскопические начала радикального превращения, способные «вывернуть наизнанку» существующую конфессиональную «шубу». Это последняя черта, рубикон, и тот, кто имеет глаза, это видит.
Спору нет, политическая экспансия Церкви способна поколебать ее внутреннее единство, но разве честь не дороже, а альтернатива всеобщего одичания не страшнее? Священники, они тоже наши, русские, пусть выпьют для храбрости и возьмут в руки политические мечи – исторический опыт имеется, хотя и не всегда политический.
|
</> |