«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

топ 100 блогов vitkvv201719.09.2024

Триумф в окопах, немилость Сталина и любовь всей жизни Людмилы Целиковской

105 лет назад, 8 сентября 1919 года, родилась легендарная актриса Людмила Целиковская

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Людмила Целиковская. Фото из открытых источников

Людмила Васильевна Целиковская… Легенда, королева Вахтанговского театра, одна из самых ярких звезд советского кино. Редчайший случай несовпадения вкусов: ее не очень-то жаловали партийные и киношные власти, невзлюбил Сталин, а простые зрители – боготворили. Фронтовики признавались, что после фильмов «с Целиковской» они шли в бой с ее именем на устах. Ее появление на улице вызывало столпотворение. «Это же Целиковская!» Во время ее спектаклей дежурила конная милиция, чтобы поклонники ненароком не разрушили театр. Масштабы этой всенародной любви сегодня даже трудно представить.

А какие мужчины теряли голову от Целиковской! Пять мужей, среди которых народный артист СССР Михаил Жаров, знаменитый архитектор Каро Алабян, создатель театра «На Таганке» Юрий Любимов. Значит, в ней было что-то еще очаровывающее, помимо красоты и таланта.

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Л. Целиковская. Фото из открытых источников

«ВСТАНЕТ УТРОМ И ПОЕТ, ПОЕТ, ПОЕТ…»

Людмила Целиковская родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани в семье музыканта и певицы. Со временем ее отец, Василий Васильевич, станет известным дирижером, педагогом, народным артистом РСФСР, будет заведовать музыкальной частью Большого театра, а мама, Екатерина Лукинична, обладательница красивого сопрано, будет петь в этом театре.

К моменту рождения дочери они - 19-летние молодожены, только начинали свою карьеру. В 1925 году семья переехала в Москву, Василий Целиковский поступил в Консерваторию, его супруга – в вокальную студию при Большом. У маленькой Люды был идеальный слух, поэтому родители отдали ее на фортепианное отделение музыкальной школы имени Гнесиных – в знаменитую Гнесинку.

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

В. В. Целиковский и его супруга Екатерина Лукинична. Фото из открытых источников

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Люда в детстве. Фото из открытых источников

Родители всерьез рассчитывали, что дочь пойдет по их стопам. Екатерина Лукинична вспоминала: «С Люсей так легко! Встанет утром и поет, поет, поет...» Но чем старше девочка становилась, тем ярче в ней проявлялась склонность к лицедейству. Она прекрасно пела под собственный аккомпанемент песни тех лет и старинные русские романсы, изящно танцевала, читала стихи, показывала комические сценки для родителей и гостей. И обожала театр.

Если верить семейной легенде, однажды 9-летняя «артистка» разыграла целый мини-спектакль. В невесть где раздобытой грязной одежде, с чумазым лицом вышла на Тверскую улицу. Спела своим звонким голоском жалостную песенку и попросила «милостыню», дескать, не ела со вчерашнего утра. Прохожие потянулись за кошельками… И только в отделении милиции, куда «несчастную сиротку» забрали, чтобы определить в приют, будущая народная артистка призналась, что это было «театральное представление».

Чтобы убедиться, что у дочери есть способности, мама отвела ее к актеру, режиссеру, к тому времени только что возглавившему вахтанговскую труппу Рубену Симонову, и будущий легендарный худрук театра вынес свой вердикт: «Талантливая девочка».

В 1937 году на вступительных экзаменах в Щукинское театральное училище конкурс был невероятный – на 13 мест претендовали 900 человек. Целиковская прочитала пушкинский «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», спела романс. Кто-то из экзаменаторов спросил: «С кем вы готовились к экзаменам?» Она честно ответила: «С мамой». Члены комиссии дружно рассмеялись. Еще больше всех рассмешило то, что на вопрос как ее зовут, абитуриентка с серьезным видом ответила: «Людмила Васильевна».
«У меня от обиды брызнули слезы из глаз, - вспоминала Целиковская, - и я убежала, твердо поняв, что уж актрисой мне никогда не стать».

Но девушку догнали, успокоили и объяснили: в вахтанговском театре так принято «принимать» в свою школу – с юмором и смехом. «Вот вам платок, вытрите слезы. Вы приняты!»

«Господи! Что со мной было! Я была как во сне...»
«Когда в 1937 году Людочка поступала в наше Щукинское училище, - вспоминала несколько лет назад одна из старейших актрис Вахтанговского театра Галина Коновалова, - то произвела невероятный фурор: абсолютно всех поразили ее необыкновенные лучистые глаза. Наш тогдашний худрук великий Рубен Симонов считал, что женщины в Вахтанговском театре должны быть прежде красивы, а уж потом талантливы. А Людочка оказалась и красивой, и талантливой».

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

В молодости. Фото из открытых источников

«СЕРДЦА ЧЕТЫРЕХ» ЗАПРЕТИЛИ

Людмила была не просто «подающей надежды», а лучшей на курсе, поэтому еще студенткой была зачислена в труппу театра имени Вахтангова. Ее первой ролью на сцене стала Клариче в «Слуге двух господ» К. Гольдони. Говорят, полюбоваться игрой «юного дарования с васильковыми глазами, к тому красавицы» приходили не только студенты-щукинцы, но и взрослые артисты труппы.

И режиссеры. После одного из спектаклей Александр Андриевский и Юрий Леонтьев предложили второкурснице Целиковской сыграть одну из главных ролей в их новой картине «Молодые капитаны» (1939). И хотя фильм получился слабым, и сегодня забыт, кинодебют начинающей актрисы не прошел незамеченным. Вскоре она получила предложение сняться в двух знаковых музыкальных комедиях тех лет – «Сердца четырех» и «Антон Иванович сердится».

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Евгений Самойлов, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Павел Шпрингфельд в фильме "Сердца четырех", 1941 год

У ленты «Сердца четырех» - необычная судьба. Картина, которую десятилетия спустя Целиковская называла своей «любимой и самой важной» и которая сегодня – безоговорочный «золотой фонд», была закончена режиссером Константином Юдиным перед самой войной. Но ее обвинили в клевете «на советскую действительность», пропаганде «праздного, легкомысленного времяпрепровождения» и запретили к показу. Она выйдет на экраны только в 1945-ом.

А вот аналогичная по жанру – легкая, насыщенная забавными недоразумениями комедия положений «Антон Иванович сердится» «выстрелила». Причем в прямом смысле слова: с первых месяцев Великой Отечественной ее показывали на фронте – прямо в землянках и окопах. В блокадном Ленинграде до самой Победы ее афишами были обклеены все тумбы, ее постоянно крутили в кинотеатрах, и многие потом вспоминали, что картина своим оптимизмом, юмором помогала держаться и вдохновляла на подвиги.

«Антон Иванович сердится» и сегодня смотрится на одном дыхании. А для своего времени, - просто шедевр. Каков там молодой Павел Кадочников и особенно Сергей Мартинсон – в роли проходимца- «композитора» Керосинова, «подарившего» свою версию хита «По улице ходила большая крокодила» и перл «музыку надо не сочинять, а изобретать».

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Кадр из фильма "Антон Иванович сердится", 1941 год

«Какая замечательная партнерша мне досталась!» – скажет после премьеры Кадочников. И действительно юная – всего-то 20-летняя Целиковская в роли студентки консерватории Симочки, мечтающей петь в оперетте, – чудо как хороша! Наивная девушка в кудряшках, неунывающая, брызжущая оптимизмом и жизнерадостностью… Голос – звонкий как колокольчик. Пожалуй, единственный минус – то, что режиссер не решился отдать блистательно поющей актрисе вокальные номера (вместо Целиковской их исполнила певица Дебора Пантофель-Нечецкая). Но, несмотря на это, первая же большая роль принесла актрисе фантастическую популярность. Она «проснулась» не просто знаменитой, а настоящей звездой экрана.

«Когда ребята после сражений видели на экране Симочку, эту очаровательную любящую девушку, им хотелось жить, - спустя годы вспоминала одна из подруг Людмилы Васильевны. - Фронту нужны были именно эта улыбка, именно этот характер».

…Осенью 1941-го Целиковская оказалась в Омске, куда был эвакуирован театр им. Вахтангова. Там она получила предложение сняться еще в одной музыкальной комедии - «Воздушный извозчик» Леонида Трауберга. Сценарий этого фильма был написан другом и соавтором Ильфа Евгением Петровым специально для Целиковской. К сожалению, знаменитый писатель, драматург и фронтовой корреспондент не увидел эту картину – летом 1942-го он погиб в авиакатастрофе.

«Воздушный извозчик» снимали в Алма-Ате. Там актриса познакомилась с Михаилом Жаровым, который играл главную роль - летчика Ивана Баранова. Популярный артист, которому было тогда 42 года, влюбился в свою 23-летнюю партнершу как мальчишка. Оба были в тот момент несвободны (Людмила Васильевна была замужем за писателем Борисом Войтеховым), там кипели нешуточные страсти, но все же Целиковская и Жаров стали супругами.

Когда в 1943 году лента вышла на экраны, критики камня на камне на ней не оставили. В рецензии, опубликованной в газете «Правда», были такие строки: «Фильм этот явно неудачен. Его герои не стремятся к какой-либо высокой цели». Министр кинематографии СССР Иван Большаков прямо обвинил создателей в «фальши и надуманности». Тем не менее, ленту решили отправить на фронт.

Жаров и Целиковская с копией «Воздушного извозчика» ездили по военным частям, эскадрильям и госпиталям, давая по два-три концерта в день. «Безыдейная» комедия, и особенно исполнительница главной роли, произвели настоящий фурор в войсках. На вопрос, что им привезти, бойцы отвечали: «Кино с Целиковской!» Были случаи, когда после просмотра фильма солдаты шли в атаку с криками «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!» «За Целиковскую!» - писали на артиллерийских снарядах. И вообще фронтовики называли «Воздушный извозчик» «самой военной картиной, в которой показано именно то, ради чего стоило воевать».

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

В фильме "Воздушный извозчик", 1943 год

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

С М. Жаровым в фильме "Близнецы", 1945 год

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

"Беспокойное хозяйство", 1946 год

«АКТРИСА ВТОРОГО СОРТА»

Самое удивительное, что похожая судьба почти у всех лучших фильмов Людмилы Васильевны. Киночиновники и критики разносили их в пух и прах, а простой народ обожал. «Сердца четырех» четыре года пролежали на полке, «Близнецы» (1945) песочили «за безыдейность и мещанскую пошлость»,«Беспокойное хозяйство» (1946) - за «потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим лишь развлечения». А сегодня – это культовые фильмы, разобранные на цитаты, и классика советского кино!

Известно, что Целиковскую не любил Сталин. В 1944 году она сыграла царицу Анастасию в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Картина снималась по личному заказу Иосифа Виссарионовича, он сам редактировал сценарий, и изначально на эту роль была утверждена любимица вождя – прима-балерина Мариинского театра Галина Уланова. Когда выяснилось, что она не сможет сниматься, Эйзенштейн пригласил Целиковскую и был в восторге от работы с нею…

Однако во время просмотра готовой ленты «вождь всех народов» неприязненно высказался о Людмиле Васильевне: «Такими царицы не бывают». Вычеркнул актрису из списка на Сталинскую премию и этим как бы дал понять: играешь глупеньких барышень и на здоровье, а в драму, в царицы не лезь.

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Л. Целиковская в фильме "Иван Грозный", 1944 год

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

С Николаем Черкасовым в фильме "Иван Грозный".

Возможно, этим объясняется, что заслуги Целиковской долгое время власти «не замечали». Единственной ее наградой была медаль «За трудовую доблесть», врученная в 1946 году к 20-летию театра. Звание народной артистки РСФСР Людмиле Васильевне дадут только в 1963 году.

«Меня правительство не поддерживало, - признавалась актриса на склоне лет. - Например, когда выходила какая-нибудь комедия Александрова, во всех газетах появлялись статьи. И всех действующих лиц расхваливали. Когда же выходили фильмы Юдина («Сердца четырех», «Близнецы»), их ругали. И я всегда чувствовала, что для руководства почему-то я актриса второго сорта. Мода, видно, была такая. Но меня очень любили простые люди, и это было огромной поддержкой…»

«Любили» - это еще мягко сказано. В конце 1940-х, начале 1950-х в Советском Союзе по популярности с Целиковской могли сравниться разве что Любовь Орлова и Марина Ладынина. Ее появление на улице останавливало транспорт, собирало толпы. Женщины изо всех сил подражали ее героиням: выщипывали брови «как у Целиковской», делали такую же завивку, шили платья «как у Целиковской», копировали походку, жесты, интонации. Ведь «миллионы мужчин не могут ошибаться»! Поклонники нежно называли актрису «Люсей», ее портретами украшали квартиры. Мужчины писали ей письма с пламенными признаниями в любви, умоляя о встрече – такие послания мешками приходили в театр имени Вахтангова. На всех ее спектаклях были аншлаги, для поддержания порядка на улице дежурила конная милиция, а все первые ряды в зале занимали ее верные фанатки – «целикистки».

«…Тебя ж не Тонька завлекла губами мокрыми,
А что у папы у её топтун под окнами.
А что у папы у её пайки цековские
И по праздникам кино с Целиковскою!», - пел поэт и бард Александр Галич в своем «Городском романсе (Тонечка)».

Очень точно подмечено – «кино с Целиковской» показывали по праздникам, и это было для людей настоящим праздником.

«Она была легендой всей страны, - вспоминал многолетний партнер по сцене Вахтанговского театра Вячеслав Шалевич. - Со спектаклем «Деньги, коварство и любовь» по «Голубой книге» Михаила Зощенко мы объездили весь СССР. Украина, Молдавия, Грузия, Армения - повсюду ее встречали с восхищением: «Целиковская!»

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

В спектакле "Мадемуазель Нитуш", 1944 год

«СКАЖИ, Я БРОШУСЬ НА АМБРАЗУРУ»

Печалило ли актрису, что власти считали ее «актрисой второго сорта»? В какой-то степени, видимо, да. Целиковская знала, что способна на большее. Но она виду не подавала – была выше этого.

Актриса, которая по мнению критиков в кино играла «глупеньких наивных простушек», в реальной жизни имела мало общего со своими героинями: была умной, начитанной, прекрасно разбирающейся в литературе, живописи, музыке, театре, кинематографе. Знала поэзию как «настоящий пушкинист», свободно говорила на языке Шекспира, профессионально пела, переводила для театра пьесы английских драматургов и сама писала пьесы. Была отменной кулинаркой и много чем увлекалась. Обладала острым языком и волевым характером.

Характер Людмилы Васильевны хорошо проиллюстрируют две истории. Первую - с ее слов - рассказал ее сын Александр Алабян.

«В конце 40-х годов маму и еще одну артистку пригласили в особняк Берии «посмотреть кино». «И мы, дурочки, пошли», - смеялась потом мама. После фильма к ним стали приставать. Мама, не думая, одному из замов Берии - Кобулову - по «оливковой роже» врезала и побежала к выходу. Бежит, а сама боится: сейчас начнут стрелять. Но ее не тронули. Раз, думали, посмела замахнуться на такого человека, может, Сам покровительствует. А вот вторая актриса осталась в особняке и спустя несколько лет попала в лагерь».

«Когда критики разгромили роман Пастернака «Доктор Живаго», - рассказывала другую историю коллега Целиковской по театру им. Вахтангова Людмила Максакова, - и по московским улицам ходили толпы «протестующих трудящихся» с транспарантами, Целиковская не побоялась – купила огромный букет цветов и бросилась на дачу к писателю – знала, что именно там он прячется от всего мира. Увидев наглухо занавешенные окна, забарабанила маленькими кулачками в дверь: «Борис Леонидович, откройте, это я – Люся Целиковская!»

Согласитесь, по тем временам, когда многие молча «подписывались» под фразой «Я Пастернака не читал, но осуждаю!» (а травля Пастернака началась в 1958 году - после присуждения роману «Доктор Живаго» Нобелевской премии), для актрисы это был мужественный поступок. На Колыму, конечно, не отправили бы, но жизнь отравить могли.

Людмила Максакова: «Она действительно никого и ничего не боялась и охотно помогала всем, кто нуждался в помощи. Людмила Васильевна говорила: если кто тебя обижает, скажи, - я брошусь на амбразуру».

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Л. Целиковская и М. Жаров, конец 1940-х. Фото из открытых источников

ЛЮБОВЬ ЖИЗНИ И «БЛАГОДАРНОСТЬ» «ВЕЛИКОГО РЕЖИССЕРА»

Может быть, все эти качества, вкупе с красотой и талантом, с бесшабашностью и легкостью, с которой она шла по жизни, и притягивали к Целиковской таких же неординарных мужчин?!

Обаятельнейший Михаил Иванович Жаров, «всесоюзный Фомка Жиган, старшина Семибаб и Анискин» сдувал со своей Люси, или «Царихи», как он любовно ее называл в память о съемках в «Иване Грозном», пылинки, баловал, покупал дорогие украшения, снимал для нее кино («Беспокойное хозяйство»), писал трогательные письма. «Как меня любил Жаров, так меня не любил никто» – скажет Людмила Васильевна потом.

Она отвечала взаимностью. Но пять лет спустя стало ясно, что этот брак бесплоден, а Целиковская очень хотела ребенка. К тому же она влюбилась.

С известным архитектором Каро Алабяном (автором проектов Ленинградского проспекта, Театра Советской Армии в Москве, морского вокзала в Сочи, одним из разработчиков Генерального плана восстановления Сталинграда и заядлым театралом) актриса познакомилась на даче у режиссера Рубена Симонова. На следующий день Алабян объяснился ей в любви и предсказал, что "они обязательно поженятся".

Вскоре Целиковская призналась Жарову, что полюбила другого. Расставание было тяжелым: от переживания Михаил Иванович угодил с микроинсультом в больницу, отменил все свои спектакли… Но смирился и отпустил.

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Л. Целиковская и Каро Алабян. Фото из открытых источников

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

С сыном Сашей. Фото из открытых источников

Брак с Алабяном оказался самым счастливым. Они поженились в 1948 году, через год родился единственный сын Целиковской – Саша. Этот союз не омрачили, а, скорее, даже укрепили свалившиеся на их голову крупные неприятности. После публичного конфликта с Берией (по поводу сталинских высоток) архитектор попал в опалу, был лишен всех постов, служебной квартиры и находился на грани ареста по страшной статье – «японский шпион».

Алабяна спас его друг и кровный брат – Анастас Микоян, занимавший высокий пост в ЦК партии. Микоян отправил Каро в Армению – «переждать пока все стихнет». Лишившись любимого мужа и жилья, в течение двух лет Людмила Васильевна с сыном жили то у друзей, то у родственников. Вдвоем - на ее скромную зарплату в театре. Из Еревана в Москву и обратно летели письма, полные любви, нежности и столь важных слов поддержки…

Алабяну «разрешили» вернуться в 1952-ом. Вспомнив о его былых заслугах, вернули должность, квартиру. Все вернулось на круги своя.

За целых шесть лет – с 1948 по 1954-й - Целиковская не появилась на экране ни разу. На волне прежнего успеха режиссеры предпочитали и дальше штамповать полюбившиеся зрителям образы ее милых хохотушек из музыкальных комедий. От таких предложений Людмила Васильевна отказывалась - повторяться ей было неинтересно. Оставался театр, где она по объективным причинам стала играть меньше, но по-прежнему блистала. Актрисе было всего 30 с небольшим хвостиком лет, самый расцвет... Она ждала большой кинороли – серьезной, глубокой, драматической, где бы могла раскрыть весь свой потенциал.

И дождалась. В 1955 году Целиковская снялась в мелодраме Самсона Самсонова «Попрыгунья» по одноименному рассказу Чехова. Картина получила «Серебряного льва» первой степени и приза «Пазинетти» (за лучшую зарубежную картину) на Венецианском фестивале, а сама актриса – премию Юсси «за лучшую женскую роль». Это была серьезная творческая победа!

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Владимир Дружников и Людмила Целиковская в фильме "Попрыгунья", 1955 год

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

П. Кадочников и Л. Целиковская в фильме "Повесть о настоящем человеке", 1954 год

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

В фильме «Мы с вами где-то встречались», 1954 год

В 1959-ом от рака легких скончался Каро Алабян. Он был заядлым курильщиком, это его и погубило. «Сказка» – так при всех невзгодах называла Людмила Васильевна семейную жизнь с отцом своего единственного ребенка – закончилась.

Со временем Целиковская связала свою жизнь еще с одной легендарной личностью – Юрием Любимовым. Они были знакомы еще с институтской скамьи, были партнерами на сцене театра имени Вахтангова (Любимов – Ромео, Целиковская – Джульетта), вместе снимались в «Беспокойном хозяйстве». Юрий Петрович признавался, что полюбил ее давно. Он неоднократно звал Людмилу Васильевну в загс, но она каждый раз отшучивалась: «Зачем смешить людей». Они прожили вместе в гражданском браке более 15 лет.

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Ю. Любимов и Л. Целиковская в спектакле "Ромео и Джульетта", 1956 год

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Ю. Любимов и Л. Целиковская. Фото из открытых источников

Кстати, многие справедливо считают, что не без влияния Целиковской Любимов стал «великим режиссером». Это она своими связями и дружбой с Микояном (который замолвил словечко перед министром культуры Фурцевой) поспособствовала появлению театра «На Таганке». Она же посоветовала поставить на сцене театра спектакль «Добрый человека из Сезуана», который стал в театральной Москве «бомбой». Людмила Васильевна и дальше активно участвовала в жизни театра – подбирала репертуар, работала с артистами, «воевала» с цензорами. Недаром актеры «Таганки» в шутку называли ее Генералом, а Юрия Петровича – Полковником.

Ее роль прекрасно понимал и сам Любимов. На вопрос, что вам дал театр Вахтангова, он ответил: «Жену – Людмилу Целиковскую».

Когда в 1970-е на театр начались гонения, а спектакли один за другим закрывали, Людмила Васильевна полностью поддержала опального мужа, ходила по высоким инстанциям, тем самым принимая удар и чиновничье раздражение на себя.

«Помню, «наверху» собирались запретить очередной его спектакль и вызвали на ковер, - вспоминал Александр Алабян. - Мама ждала дома, нервничала. Наконец не вытерпела: позвонила в секретариат высокого начальства и попросила соединить с Любимовым. А потом нарочито громко сказала, чтобы было слышно чиновникам: «Юрий, не унижайся! Пошли его к чертовой матери и немедленно домой! И купи по дороге можайского молока».

«Великий режиссер» потом ее «отблагодарил» по полной программе – на гастролях завел интрижку с 29-летней венгерской журналисткой Каталиной Кунц.

Александр Алабян: «Мама отдала Любимову много прекрасных, творческих лет жизни, а он в одночасье оставил ее. Из-за него она так и не стала народной артисткой СССР. Только из-за него! Театр несколько раз подавал на звание, но было мнение – раз в гражданском браке с Любимовым, ходу не давать... Они не скандалили, не выясняли отношений. Просто однажды она сказала: «Уходи». И потом уже не вспоминала. Ни плохим словом. Ни хорошим. Лишь незадолго до смерти призналась: «Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. А я упрямая...»

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Ю. Любимов и Л. Целиковская, начало 1970-х. Фото из открытых источников

«РАДУЙСЯ ЖИЗНИ КАЖДУЮ МИНУТУ, КАК ЭТО ДЕЛАЛА Я»

Удивительное дело – по большому счету у Людмилы Целиковской в кино всего несколько главных ролей, а ощущение, что их десятки. Потому что все они оказались знаковыми сразу для нескольких поколений, и оказались любимыми на всю жизнь.

Одной из последних ее киноработ была Раиса Павловна Гурмыжская в экранизации пьесы А. Островского «Лес». Последние годы в театре Людмила Васильевна играла немного, но оставалась Королевой. Молодые артистки смотрели на нее как божество.
«Когда я впервые пришла в Вахтанговский театр, - рассказывала автору этих строк народная артистка России Мария Аронова, - мне, как и положено, выделили гримерную и столик, куда можно положить свои вещи. Спрашиваю: «А кто здесь раньше сидел?» «Целиковская» Ого! Открываю второй сверху ящик, там лежит маленькая расчесочка. Опять спрашиваю: «Чья?» Мне ответили: «Целиковской». Маленькая, крошечная, обрубок красной расчески. Но – ее! Я подумала: «Это знак. Во, и я с вами буду». А потом мы репетировали «Женитьбу Бальзаминова». Режиссер говорит: «Дайте Ароновой кринолин». Побежали наши прелестные костюмеры, перерыли всю костюмерную, нашли один единственный кринолин, который на меня влез. Я в нем отрепетировала, пришла сюда, снимаю, отгибаю, а там написано: «Целиковская». Для меня это был еще один серьезный знак: просто так таких совпадений не бывает!»

Людмила Максакова: «Она была необыкновенной женщиной. Всесторонне развитая, необычайно одарённая. И при этом в ней не было и тени зазнайства. Недаром говорят, что надо пройти огонь, воду и медные трубы. Последнее далеко не каждому дано пройти. Многие становятся павлинами… Общаясь с ней, вы бы никогда не почувствовали её славы. Она всегда умела определить для себя – что главное, а что нет. Главным для неё были дом, семья и театр. Она умела радоваться жизни, её не смущали никакие неудобства и мелочи жизни. Когда мы вместе ездили на гастроли, она брала с собой кипятильник, кружку, плиточку, кастрюльку и пачку «Геркулеса». Она была преданным и искренним другом»

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Л. Целиковская (в центре) с Э. Быстрицкой и К. Лучко. Фото из открытых источников

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

Николай Плотников и Людмила Целиковская в спектакле по пьесе Леонида Зорина «Коронация». 1969 год

«Всегда чувствовала себя актрисой второго сорта».

С М. Ульяновым в спектакле "Мартовские иды", 1991 год

Целиковской было далеко за 60, а выглядела она лет на 20 моложе. В свободное от репетиций и спектаклей время жила полной жизнью: играла в теннис, вязала, рисовала, любила «грибную охоту», собирала гостей, которых кормила своими фирменными пирогами с капустой, пела им любимые романсы. От помощи отказывалась: «Я все делаю сама».

…В 1989-м у Людмилы Васильевны обнаружили рак. Смертельный диагноз от неё тщательно скрывали, но, скорее всего, она о нем догадывалась. Правда, виду не подавала – до последнего шутила. Ей сделали операцию, после которой она прожила ещё полтора года. Несмотря на сильные боли, даже играла в театре. «Старайся радоваться каждому дню, каждой минуте, как это делала я", - говорила она внуку.

Александр Алабян: «Пока могла, мама выходила на сцену. Несмотря ни на что, она оставалась оптимисткой. До конца своих дней».

Народная артистка РСФСР Людмила Васильевна Целиковская скончалась 4 июля 1992 года

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В последнее время появляется много постов про поборы, ненадлежащее поведение воспитателей/учителей/администраций, про "стоит ли жаловаться, если...". И вроде радостно, что мы начинаем осознавать свои права, не хотим мириться с негативом, а с другой стороны, страшновато становится. Система ...
"Лара, добрый день Посмотрите пожалуйста на мою ситуацию. Десять лет назад мне позвонила на работу женщина, сказала, что ей нужна я (назвала мои фамилия имя отчество), уточнила, что это точно я, уточнила, кто мой муж (фамилия имя отчество), представилась и сказала «я бабушка дочери ...
Промежуточный шаг, по результатам вчерашнего : скажите, желательно вслух «Бабушка, я разрешаю тебе иметь твои убеждения и заблуждения. Я же полученное от тебя и мешающее мне жить отдаю тебе назад и отпускаю тебя» Постарайтесь дать тому, что возвращаете, образ. Возьмет в вашем ...
   Вот не хер делать...   В прошлые выходные принудил  подвел к мысли  соседей снять у меня комнату в коммуналке. Конечно они  мне приплачивали, что б я не сдавал на сторону,  ну и на коммуналку не угарал, но жопы  уныло поднимали для расселе ...
             Доходят слухи о паранормальной коррупции в Сочи. Примерно треть денег, которые ушли на подготовку Олимпиады-2014 ...