Все великие дела начинаются с отдыха
miumau — 05.10.2010 Яна, здравствуйте.Хотела спросить у вас совета.
Я очень люблю свою работу. Я готова ею заниматься сутками напролет. Она носит, по большей части, аналитический и систематизирующий характер.
Но есть такая "засада", которую я обнаружила буквально вчера вечером.
Как-то так оказалось, что я заняла работой всю себя и всё своё свободное время.
В то же время, я привыкла считать себя человеком в меру творческим, я страшно люблю всякий артворк, - клеить, вырезать, вышивать, рисовать, писать, каллиграфировать и всё это комбинировать в разных немыслимых сочетаниях. Однако, месяца четыре назад, я совершенно перестала этим заниматься. Беру любимую черную ручку - но не знаю, что ею нарисовать... бросаю. Беру пастель - та же история. Открываю блокнот, чтобы что-то проникновенное написать - но мысль теряется, ничего не пишется.
Словила себя на мысли, что разбрасывалась на слишком большое количество разнородного творчества, и что, быть может, в этом и кроется причина моего полного творческого ступора. Но мне ведь нравилось всё одновременно и я успешно все свои проекты и занятия планировала и выполняла, всё успевала и всё это меня здорово радовало!
Единственное более-менее творческое занятие, которым я сейчас способна заниматься - это собирать понравившиеся мне картинки про моду и в соответствии с тем, что мне нравится, подбирать себе одежду и создавать свой стиль (почувствовала, что надо по-новому себя представлять).
Возвращаясь к моей проблеме... Подскажите, какие первые шаги надо сделать, чтобы вернуться к Творческой Себе? Что нужно подержать в руках? На что посмотреть? Мне очень важно решить эту проблему как можно скорее, потому что я чувствую, что внутри у меня накапливаются какие-то злые, резкие чувства по отношению к себе. Я зла на себя за то, что понимаю красоту, знаю, что для меня красиво, а что - нет, но создать сама ничего красивого не могу.
SOS.
Спасибо, Яна, даже за возможность попросить у вас совета. Пожалуйста, не публикуйте мое имя.
Здравствуйте, (не называю ваше имя). :-)
Мне кажется, что тут надо искать не только "творческую себя", но так же и "счастливую себя", "живую себя" или просто себя...
Я очень люблю работать - я все жизнь выслушиваю разное из-за того, что я так люблю работать. Но за последние годы я выучила, что ни одна работа на свете не стоит того, чтобы прекращать жить. Более того, если вы любите свою работу, вам нужно научиться ограничить время работы, и найти время для всего остального, научиться расслабляться и переключаться. Иначе вы только сделаете хуже - и себе и этой самой работе. Вы от нее устанете, невзлюбите ее, начнете испытывать вечное чувство неудовлетворенности от всего, что перестали делать и переживать. и это естественно.
Более того, опыт показал (и я об этом уже многократно писала) что работать над чем угодно сутками - совершенно непродуктивно! После 8-9 часов начинается мучение и маята, мы делаем больше ошибок, начинаем "тормозить" и очень много все переделываем, повторяем и перепроверяем, от усталости и невозможности сконцентрироваться. Поэтому первым делом надо научиться отрываться от работы!
Даже очень большой объем работы можно сделать за 8 часов, если все хорошенько продумать и спланировать. Некоторые даже делают из этого своеобразный "спорт" и пытаются работать слаженнее, чтобы успеть за то же время больше с наименьшими потерями. Если же вы работаете 8-9 часов в день так, что больше за это время уже успеть невозможно, то надо учиться остановиться и сказать себе "хватит". Потому что всей работы на свете все равно не переделаешь. И на самом деле любимая работа тем и интересна, что всегда еще остается что-то интересное на завтра и на послезавтра.
Ну а дальше надо просто расслабиться.
"Не знаю, что нарисовать", "Не могу начать" и "творческий ступор" все происходят по одной причине: на эти занятия просто не хватает времени!
Чтобы захотелось что-то рисовать, чтобы что-то придумалось и чего-то захотелось, нужно некоторое время заниматься мыслями об этом деле, мечтать, придумывать, строить планы. Нельзя точно по часам сесть на 20 минут и что-то создать. Идеи и вдохновения, как известно, не появляются по команде.
Мой рецепт для таких ситуаций: найти свободное время, и для начала НИЧЕГО в это время не делать. И запланировать именно чистую трату времени - валяться, слоняться и делать только то, что на ум придет, или чего захочется, или ничего не делать, валяться на дивание или в потолок смотреть, или лежать в горячей ванне и мечтать. Или, если чего-то захочется вдруг сделать, заведомо разрешить себе бросить это дело, как только надоест, на любом этапе. Иногда даже бывает, что выложишь все инструменты для чего-то, разложишь, устроишься поудобнее, посмотришь на все это. Потом соберешь обратно и спрячешь.
Для появления вдохновения иногда и такое нужно.
Если ничего не хочется, надо ничего не делать, пока чего-то не захочется. У нас есть свой запас усталости, недосыпа, нервного перенапряжения, от которого надо избавиться. И мы никогда не знаем, сколько на это потребуется времени. Но в какой-то точке наступает момент, когда мы вдруг понимаем, что нам хочется чего-то сделать.
Если я выключаюсь из всего и полностью перестаю работать, потому что случилась такая передозировка работой, мне начинает чего-то хотеться на 5-7 день. Если перегрузка была слишком большая, иногда нужно совсем ничего не делать 10-15 дней, прежде чем начинает хотеться чего-то. А если я не могу полностью, выключиться, и я начинаю после тяжелой фазы отдыхать вечерами или урывками по паре часов в день, на возвращение к активным действиями в плане творчества иногда может уйти пара месяцев!
До этого я рассматриваю какие-то красивые штуки в чужих блогах, листаю красивые книги или журналы, или хожу по странным магазинам и складам, набитым оригинальными товарами.
Через некоторое время включается фаза, предшествующая активным действиям: я начинаю строить планы. Появляются мысли "вот бы сделать то и это" или планы, о которых хочется подумать поподробнее. Планы надо немедленно записывать. А потом перелистывать. В один прекрасный длень я натыкаюсь на какой-то из этих планов и задаюсь вопросом: "Что же тут осталось сделать и решить. прежде чем я смогу приступить к делу?".
Это уже конкретный порыв: я сажусь, наконец все подсчитываю, продумываю и планирую, и все бросаю и начинаю делать. Либо начинаю с нетерпением ждать следующей паузы, чтобы наконец перейти к делу!
Это и есть тот момент, когда лед тронулся.
Чтобы заниматься одним творческим делом, в жизни должно быть достаточно свободного пространства для этого дела. А чтобы заниматься десятком таких вещей одновременно, в идеале надо в 10 раз больше сил и времени.
Конечно, можно любимые дела (в разумных пределах) делать параллельно, по очереди или по кусочку, но для планирования всего этого тоже нужны ресурсы. Тут опять нужно немного свободного времени, чтобы разложить перед собой (записанные на бумажках, или мысленно) все дела, которыми уже захотелось заниматься, подумать о них, решить, какими из них действительно очень хочется заниматься. И потом строить планы, как бы это все так организовать, чтобы оно получилось.
В общем - все великие дела начинаются с отдыха!
Желаю вам найти время для безделия, и ресурсы для всех любимых дел.
Силы, они как деньги - стоит им появиться, как вы найдете, что с ними сделать хорошего.
:-)
|
</> |