Все смешалось в доме Облонских (с)
kroshka-cat — 27.02.2016 Закономерным образом мои предыдущие записи о появлении науки и о ее связи с католической философской традицией, вызвали бурю возмущения. Как у атеистически настроенных граждан, так и у некоторых православных. Католики вот вроде не отметились; но я подозреваю, это только потому, что в России их меньше, чем полагающих себя православными и они мой бложик не читают наверное.Обе группы, как "атеисты", так и "православные" выступили, впрочем, в глобальном смысле одинаково. ":Мне наплевать, что такое наука и что такое православие/католицизм; я буду думать об этом как хочу и сочинять в меру своей испорченности".
Наплевать, что термины эти имеют четко определенное смысловое наполнение, гражданам никто не указ. Ни толковые словари, ни уж тем более всякая мелочь вроде методологии/истории/философии науки или собственно положений христианства.
Для начала разъясним драгоценных "атеистов". Это сделать проще всего, так как при всем своем поклонении разуму/рациональности,эти граждане не считают нужным ничего рационально разумно по теме изучать.
Глагне что? Прокукарекать про величие разума, злобно высказаться про верунов, а дальше хоть не рассветай.
Итак. Что касательно завываний про "ноуко изобрели в Древней Греции" и аристотелей с платонами.
Во первых, математика с логикой и естественные науки это немножечко разные вещи, а когда говорят о научном методе познания действительности, имеют в виду именно естественные науки (физику прежде всего). А не математику с логикой.
По одной простой причине.
Не все, что может придумать математика, имеет отношение к объективной реальности в том виде, как она нам дана. И новые факты о мире только логическим путем или при помощи только математики получить невозможно. Логика/математика не дает новых знаний о мире. Что, собственно, и составляет основную задачу современной науки.
Если кто не в курсе, к познанию окружающего мира имеет только та часть математики, те методы, которые при использовании дают физически осмысленные результаты. У буковок и формул должен быть физический смысл, в противном случае они не имеют никакого отношения к объективной реальности, хотя вполне могут быть логически/математически безошибочными.
Это раз.
И два. Др. греки, как и др. египтяне, др. индийцы и прочие древние, которые занимались математикой, а также астрономией, атеистами не являлись.
В большинстве своем они все были либо родоначальниками, либо последователями религиозно магических культов, связанных с Числом. Пифагорейцы, например. Теорему Пифагора все помнят, да? ну так сделайте над собой усилие, зайдите хоть в википедию, поинтересуйтесь.. какое количество мистики и магии Пифагор и его последователи вокруг таинственных числовых соотношений накрутили.
И три.
Др греки не изобрели современный научный метод по двум причинам.
1. Те, кто не заморачивался возней с числами, имели специфическую мировоззренческую установку. Нет обязательных причинно следственных связей, которые бы действовали всегда. Нет строгих законов, которые были бы обязаны соблюдать даже боги др. греческого пантеона. Реакция на один и тот же стимул может быть какой угодно, все зависит от того, с какой ноги сегодня на Олимпе боги встали. Идея о строгом, ненарушимом законе мироздания, о том, что боги не творят все что желают по своему произволению, что Бог соблюдает Закон, появилась в иудаизме, а закрепилась и выкристаллизовалась именно в христианстве. И в основе там лежат не наивные какие то умозаключения "верунов", а очень серезная и глубокая философская разработка. Использующая (вот сюрприз то!) ОПЫТ. Опыт, накопленный поколениями людей. Не мячты, высосанные из пальца "а вот тут мне примстилося, что число три это добро". А практческий опыт. Собранный и зафиксированный как в устной традиции, так и в письменном виде.
Наука христианству помимо всего прочего обязана своим фундаментом, а именно понятием об объективных причинно следственных связях, которые строго ненарушимы и существуют всегда.
2. Те же др.гр., кто имел знакомство с логикой и математикой, видели жесткость закономерностей и связей "если, то"; но они ставили во главу угла ЧИСЛО. Абстракцию.
Вот что говорит Аристотель по этому поводу:
Так называемые пифагорейцы, взявшись за математические науки, первые подвинули их вперёд; вскормленные на этих науках, они признали математические начала за начала всего существующего. Из таких начал, естественно, первыми являются числа. В числах усматривали они множество аналогий или подобий с вещами… так что одно свойство чисел являлось им как справедливость, другое — как душа или разум, ещё другое — как благоприятный случай и т. д. Далее они находили в числах свойства и отношения музыкальной гармонии, и так как все прочие вещи по своей природе являлись им подобием чисел, числа же — первыми из всей природы, то они и признали, что элементы числа суть элементы всего сущего, и что все небо есть гармония и число (Аристотель, Met., I, 5).
Кто изучал диалоги Платона, тот в курсе, как ловке он развивал идейки о знаниях, существующих в душах людей априори; что людей можно заставить "вспомнить" эти знания чисто мысленными всякими рассуждениями и упражнениями в математике. Идея о том, что логика и математическое знание могут открыть все секреты мира, это тупиковая идея.
Никаким способом только логическими рассуждениями или только играясь с математическими формулами, нельзя открыть законы Ньютона.
христиане данного косяка были лишены сразу в силу одного из фундаментальных положений своей религии; а именно, несмотря на то, что человек создан по образу и подобию Божьему, разум, как и прочие свойства человека, повреждены в результате первородного греха; сам по себе человек придумать ничего не может. Без обращения к Богу, без попыток услышать Бога; без попыток познать Его. В том числе, устанавливается принцип, что Бога познавать можно (и нужно) через познание результатов Его творения (включая самого себя).
Обращать внимание не на то, что сам придумал, а на то, что объективно помимо тебя существует, вне твоего желания или не желания? Сверять свои придумки с тем, что создано Богом помимо тебя? Это христианская традиция. Не др.греч. Само понятие "открытие" чего то, что было до тебя, помимо тебя и будет после тебя? Это христиане виноваты. А не др. гр.
И уж точно вовсе не о др.гр. говорил Ньютон, когда писал "я карлик, стоящий на плечах титанов". Если кто не в курсе, именно Ньютон считается первым в мире человеком, применившим современный научный метод на практике. Вр всей его полноте.
(Да да, науке вовсе не тыщи лет, как некоторые себе воображают; она стала делать первые шаги в осьмнаццатом веке только. И Ньютон был не просто верующим, он был профессиональным богословом; причем считался выдающимcя в своей среде. Физикой он занимался в качестве хобби, а работал он в должности декана богословского колледжа).
Так о ком он писал? О двух типах предшественников. О тех, кто разрабатывал методологию, фундаментальный категориальный и понятийный аппарат. И о тех, кто собирал скрупулезно факты наблюдений. Кто стал целенаправленно повторять раз увиденное (эксперименты ставить, да).
В числе же первых кто у нас числится? Фома Аквинский, Бэкон (в двух штуках), Оккам и прочие католические схоласты и их последователи. Которые кстати, и стали первыми придавать большое значение проверке опытом того, что сами напридумывали.
В числе вторых.. вот тут уже даже атеисты в курсе таких имен, как Галилей и так далее.
ЗЫ. Интересно, почему традиции ученого мира, все эти защиты диссеров, конференции, диспуты на научные темы; правила оформления научных трудов были слямзены не с Платоновской школы или не с традиций аристотелевских времен, а сперты у "верунов" богословских католических, а? Вопрос к вам, дорогие вульгарные атеисты..
|
</> |