Все равно чего-то есть.

топ 100 блогов storm10015.05.2021 О голоде, хлебе, дефиците и свободе


Все равно чего-то есть.
Очередь за хлебом в Переславле - Залесском, 1991 год. Фото: ТАСС


Речь тут пойдет не о еде, как это может кому-нибудь показаться. Речь пойдет о словах. О словах-символах, словах-кодах, о словах, если и обозначающих те пищевые продукты, которые ими обычно обозначаются, то явно не в первую и даже не во вторую очередь.


Таким словом в течение многих лет и даже столетий было слово «хлеб». Это слово в буквальном смысле, конечно, тоже употреблялось. Особенно в те годы, когда хлеб становился едва ли не единственным продуктом, когда он выдавался по карточкам, когда он становился — сразу же после воздуха и воды — предметом самой первой необходимости.

Мое поколение, кажется, было первым, для которого миф и святость хлеба приобрели ретроспективный характер. Но тот, выстраданный поколениями «хлеб» еще долгие годы витал в пропагандистско-семиотическом воздухе. Во всех столовых и пельменных висели плакаты с неуклюжими текстами, иногда квазистихотворными, иногда явно самодеятельными («У нас порядок, как и всюду — покушал, убери посуду»), а иногда и лапидарно-прозаическими («Хлеб — наше богатство»).

Эти плакаты стали объектами народного пародирования и — в некоторых случаях — фольклористического коллекционирования.

«Хлеб» сохранился только в устойчивой, намертво вмерзшей в язык идиоматике — «Она зарабатывает себе на хлеб переводами с французского» или «Не отнимай у меня хлеб», или «Нашел себе хлебное место».

Так это было, повторяю, для моего и для всех последующих поколений. Но для тех, кто постарше, мотив «хлеба», а позже эхо этого мощного мотива звучали с острой болезненной актуальностью на протяжении практически всей их последующей жизни.

Я хорошо помню, как в один из дней пятьдесят шестого года мы с другом детства Смирновым нашли в углу двора засохшую буханку черного хлеба и принялись радостно и шумно гонять ее ногами по двору. Сам по себе этот эпизод я мог бы в памяти и не сохранить, если бы за этим веселым занятием нас не застукала мать Смирнова, пережившая ленинградскую блокаду — и если бы я не оказался невольным свидетелем, а потом, прямо скажем, и объектом незамедлительно последовавших за этим воспитательных мероприятий.

И я хорошо помню, как моего старшего брата, которому было три с половиной года, когда началась война, и который вместе с мамой пережил все прелести эвакуации, холодно-голодных теплушек и хлебных карточек — все годы, сколько я его помню, у него была привычка после еды сгребать со скатерти в ладонь хлебные крошки и отправлять их в рот. Делалось это абсолютно механически, сам он этого не замечал и страшно удивлялся, когда ему об этом напоминали. Зато я это хорошо запомнил, как хорошо я запоминал все, что касалось старшего и бесконечно почитаемого мною брата и его привычек, которые я в определенном возрасте жадно и страстно старался перенимать.

Мое поколение, повторяю, было первым поколением в СССР, не знавшим голода. Голода в буквальном смысле слова.

Голода мы не знали, это правда. Мне много приходилось слышать и читать о том, что в начале 90-х якобы имел место голод. Тогда же один остроумный человек чуть постарше меня, заметил, что в определенной среде признаком голода теперь принято считать внезапное закрытие ночного ларька на ближайшем углу, торгующего «сникерсами», крабовыми палочками, паленым «Амаретто» и баночным пивом «Хайнекен».

Голода не было, это точно. И слово «хлеб» вот уже многие годы означает всего лишь хлеб и произносится без душевного надрыва и без заглавной первой буквы.

Мои детские годы вспоминаются мною как изобильные. Что и понятно: я, будучи ребенком, к тому же младшим в семье, не стоял в очередях…

Хотя вру! Стоял! И я не забуду тех детских многочасовых очередей за мукой в середине 50-х, куда мама ставила меня и велела стоять и никуда не отходить, пока сама она бегала занимать другую очередь за чем-нибудь еще. Помню. Но помню не очень ярко, потому что память, особенно детская, предпочитает сохранять лишь радостные и веселые картинки.

В те же годы я вожделенно листал туда и обратно культовую «Книгу о вкусной и здоровой пище» и узнавал о существовании каких-то неведомых до той поры пищевых продуктов, чьи названия производили на меня примерно такое же яркое впечатление и пробуждали столь же томительные мечтания, как и названия островов в Тихом океане, вычитанные мной из четырехтомной малой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, бывшей другим моим настольным чтением тех лет.

Но кое-какая экзотика становилась более или менее доступной уже и тогда, когда вдруг оживали и обретали плоть, запах и вкус эти яркие вожделенные, несбыточные, казалось бы, картинки.

Так, я навсегда запомнил свой первый ананас, принесенный отцом и торжественно водруженный на стол. Тогда же появились такие странные и манящие вещи, как, например, маслины. Или крабы.

К этим экзотическим залетным птицам относились в широких народных массах поначалу настороженно. Настолько настороженно, что их даже приходилось рекламировать на жестяных листах, привинченных к стенам домов. Некоторые были в стихах. Например: «Всем узнать давно пора бы, как вкусны и нежны крабы».

Продавался также сыр «Рокфор». Но не французский, еще чего не хватало! Местный. Но редкие знатоки и гурманы его тем не менее ценили. Что и понятно — сравнить его с настоящим они не имели ни малейшей возможности.

Постепенно и маслины, и крабы стали кое-как усваиваться хотя и бдительным, но все же любопытным населением. Худо-бедно принюхались кое-как и к рокфору.

И — в полном противоречии с естественными законами рынка, утверждающего, что спрос рождает предложение, но в полном согласии с неписаными законами плановой экономики — и то, и другое, и третье исчезло не только с рекламных железяк, но и с прилавков тоже.

И стали эти замечательные лакомства — по крайней мере для большинства советского народонаселения — всего лишь словами, заряженными нежной ностальгическогой энергией.

Сейчас много говорят о каких-то никем не сформулированных национальных традициях, которые — под заботливым приглядом начальства — предписывается возрождать, холить и лелеять каждому гражданину по отдельности и всем гражданам вместе.

Одной из таких фундаментальных традиций можно считать традицию повсеместно замещать жизненные явления, живые чувства, предметы быта и продукты питания словами их обозначающими.

Из критического осмысления этой глубинной, этой, можно сказать, онтологической традиции возникло, например, такое художественное движение, как «Московский концептуализм».

И еще раз повторю, что голода мое поколение счастливо избежало. Мое поколение росло и развивалось под властью — не голода, нет, но его прямого, хотя и несравненного более гуманного потомка.

Имя этого потомка — дефицит.

Общество постепенно стало воспринимать его как нечто вроде языческого божества, которому приносились жертвы в виде стояния в очередях, общений со спекулянтами и фарцовщиками и поисков полезных приятельств с мясником или заведующим книжным магазином.

Это божество безраздельно царило в годы моей юности, то есть в годы так называемого «зрелого социализма», позже названные «застойными».

Плановая экономика, надрывавшаяся под спудом тяжеловесных неповоротливых доктрин и вооруженная «подлинно научным мировоззрением», голосом задерганной буфетчицы из привокзальной пельменной визгливо орала людям, проводившим полжизни в самых разнообразных очередях: «Вас много, я одна! На вас всех не напасешься!»

В те годы столь же судьбоносным, каким было когда-то слово «хлеб», таким же словом-ключом ко многим явлениям окружавшей нас действительности стало слово «колбаса» — подлинная героиня товарно-продовольственного благополучия для наиболее достойной части советского населения, а в большинстве случаев — объектом изнурительной охоты, вожделенным предметом гастрономической и социальной — с отчетливыми эротическими нотками — страсти.

В наши дни в качестве слов-символов время от времени в различных контекстах возникают такие слова из «гастрономического» ряда, как, например, «пармезан», или, допустим, «хамон».

Но они не имеют уже отношения к дефициту и уж, тем более, к голоду.

Они имеют отношение к международной политике, к теме санкций и антисанкций. Но также — и это главное — они имеют отношение к свободе или несвободе выбора. Они означают нечто другое, столь же отличное от дефицита, как дефицит — от голода.

Дефицита, как и плановой экономики, в нашей стране давно уже нет, и слава богу. То есть он есть, но это уже не товарный и не продовольственный дефицит — другой.

Сейчас можно говорить о дефиците человеческого достоинства, о дефиците свободы самовыражения, о дефиците профессиональной или гражданской солидарности. О том дефиците, который грозит обернуться голодом, о дефиците, который испытывают на себе или хотя бы замечают его, увы, не очень многие. Но этих немногих ведь тоже очень много.

А я в последнее время постоянно вспоминаю давнее провидческое стихотворение Дмитрия Пригова:

Если, скажем, есть продукты,

То чего-то нет другого.

Если ж, скажем, есть другое,

То тогда продуктов нет.

Если ж нету ничего —

Ни продуктов, ни другого,

Все равно чего-то есть —

Ведь живем же, рассуждаем…

Стихотворение, написанное в далекие уже 80-е годы, называется, кстати: «Банальное рассуждение на тему “Не хлебом единым жив человек”».

Ну, вот — с «хлеба» мы начали, им же и заканчиваем.



Лев Рубинштейн
CМЫСЛЫ
15.05.2021, 11:48


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
пух, белый пух, белый пух, он везде... ...
Последнее время, особенно пересматривая фотографии всё больше ощущение что засиделся я. Так и хочется опять куда-то поехать, но можно и не особо далеко, куда-нибудь туда, в поля, в леса, в неизведанное, в хорошей компании... Да, с одной стороны это можно рассматривать как попытку ...
Железнодорожная тематика многогранна, правда, со своими нюансами. Так сложилось, что до наших дней железнодорожной техники сохранилось не так много. Особенно это касается железнодорожного транспорта военного назначения, прежде всего бронепоездов. До наших дней их почти не осталось, причем ...
На фотошоп Вики Бони лично я могу смотреть как бесконечно. Стирать четверть века с лица, которому срочно необходим smas-лифтинг, -- это и быть безбашенной Боней из Дома 2. Фото: Соцсети На обработанных фотографиях Вика значительно больше похожа на свою маму, чем на саму себя. Однако ...
Если бы этот материал появился в 2014-15 годах, когда в Киеве все только и ждали, что экономика России вот-вот рухнет под тяжестью санкций, я бы еще понял. Понял бы, если бы все это появилось в какой-нибудь малочиатемой желтой интернет-газетенке. Но появление такого материала на ...