всё о том же...

Я не хожу добровольно на православные концерты, и потому не буду обобщать. Эти выводы сделаны после прослушивания 4-5 групп - по-моему, совершенно бездарных. У каждой из них были очень заметны музыкальные пристрастия: первые были хиппи, вторые панки, третие копировали "Чай-Ф", остальные играли что-то дворовое. Задача написания православного текста словно купировала эти стилистические зачатки: хиппи светились туповатым "позитивом", панки неумно пытались заниматься эпатажем в рамках формы, чайфовцы (выступали дольше всех, целых сорок минут) перебирали C-G-Am-F или для разнообразия G-D-Em-C и пели, в моему удивлению, что-то наподобие протестного рока. Раз в куплет в текст обязательно вставлялись термины наподобие "литургия", "евхаристия" и т.п. В этих местах вокалист радостно улыбался, считая, вероятно, что весь зал испытывает восторг понимания и единения, как в агитпропе.
Собственно, самые бестолковые тексты были как раз у этих ребят. Строились они по чёткой схеме: в каждой песне противопоставлялись "мы" и "все"; первые, естественно, верили в Христа и шли бодрым строем к Спасению, вторые страдали во грехе, воровали, мучились муками совести и время от времени подвергались осуждению первых. Я подумал: какой странный выбор местоимений: почему "мы" и "все", а не, к примеру, "я" и "они"? Ну, первое-то можно понять: либо есть субкультура, для которой всё это и поётся, либо человек чувствует себя частью какой-то незримой, но подразумеваемой общности (я вот себя так чувствую, поскольку в реале у меня нет почти никакого круга общения). Но почему "все"?
И тут до меня дошло. Они, видимо, всерьёз считают, что христианство - это религия лузеров. Что ты непременно должен быть непонят, презираем, и это делает тебя ближе к Христу. Если этого мало, можно бухать сутками, не бриться, не мыться - страдания возвышают. Ещё очень полезно не работать и бродить по миру от одного облома к другому. Чем больнее тебя ударят, чем крепче изругают, чем настойчивее прогонят, тем крепче будет от этого твоя вера.
Но у этого принципа есть и другая сторона. Если вот этот чел в очках и с кривой усмешкой не выглядит жертвой, это значит, что он безусловный враг Христа и без пяти минут олигарх, новый русский, член партии "Единая Россия", либерал и тайныый гей. Но убивать его не надо. С ним надо полемизировать. Объяснять ему, как он не прав. И пусть он ничего не чувствует в своей душе (смайл) и только лишь придирается к словам (два смайла) - Господь-то на нашей стороне, разве может быть иначе? Так что пускай чел пооправдывается. Что бы он ни говорил, он сгорит на костре. Тут мы ещё раз споём про евхаристию и улыбнёмся в зал. Всё равно он не наш, но пусть сидит, раз пришёл - не мешает.
"Все" - это больше, чем "они". Это ещё и "мы" - потому что ещё неизвестно, кто насколько укрепился в вере. И представление о том, кто с тобой, а кто против тебя, может в любой момент быть подвергнуто переосмыслению.
...Правильно было сказано: не поминай имя Господа всуе. Если то, о чём я говорю, не гордыня, то я не знаю, что это.