Все мое принадлежит работодателю?
miumau — 21.08.2014 Здравствуйте, Яна.На днях ко мне обратилась одна дизайн компания из Америки, с проэктом по иллюстрации одного персонажа. До того, как девушка могла мне рассказать более подробно об их клиенте, она послала мне NDA - договор о неразглашении и запрете о конкурирующей работе с их клиентами.
Прочитав, я заметила, что среди довольно обычных параграфов затесалось заявление, что работа будет вестись "по найму", т.е. все права я соглашаюсь передать им и это касается всего, что я буду производить, сама или в группе. Описано это было настолько широко, что можно было бы подумать, что ВСЕ, что я делаю, будет принадлежать им пока у нас идут совместные работы. Включая мои личные проэкты. Написав ей с вопросом, она конечно сказала, что это касается только работы, сделанные по договоренности с фирмой. Однако, убрать этот параграф она отказалась, мол, подписать надо все, хотя я бы в дальнейшем договоре была бы согласна работать с полной передачей прав.
У вас было в практике подобные "водянистые" договоры? Вы бы рискнули?
Не хотелось бы подписать каббальный договор, а потом мучиться в суде и доказывать права на свои же картины. (От дальнейших переговоров с фирмой я, пожалуй, откажусь. Слишком уже все странно)
С уважением, Мария
http://blog.neschetna.com
(Можно без анонимности)
Здравствуйте!
Идея мне понятна: когда фрилансер делает работу на заказ, гораздо сложнее "закаббалить" его. Нужно фактически делать контракты на каждую картинку, и про все прописывать права. По-настоящему эксклюзивные права - дорого, а если они не эксклюзивные, то они будут ограничены временем, обычно максимум на 5 лет. После этого, по идее, автор может пойти со своими картинками куда угодно, и делать деньги. Опыт показал, что некоторые особо крупные проекты могут задержаться очень сильно. например, я рисовала милую зверушку для одной очень большой уомпании, 10 лет назад, а потом проект сдох, и мы много лет вздыхали, как это жалко, так хорошо сделали и не получилось. А потом увидели ее по телевизору через 6 лет, когда уже все забыли про это, и все вовлеченные давно работали в другом месте. Они тогда заплатили за этот товар, и он у них лежал, что-то с проектом не получилось. но куча денег была потрачена. И они смогли преспокойно выкопать все это через столько лет именно потому, что люди на них работали по найму, и никаких проблем с правами не было.
Так же бывает как с книгами Войтека Кубасты - кто мог подумать, что его милые штуки будут востребованы во всем мире на протяжении 30 лет. Он сделал больше 200 объемных книг, сидя в издательстве на зарплате. Они уже изданы в десятках стран на более чем 30 языках. Будь он тогда "фрилансером", умер бы по меньшей мере миллионером (а я знаю его взрослых детей в Берлине, они от этого очень далеки :-) )
И конечно заказчики это понимают. По сути, когда речь идет о большом проекте, где все легко может разрастись до огромных масштабов, либо растянуться во времени, проще дать людям зарплату, получится дешевле и надежнее. К тому же там все проще со всеми этими соглашениями о неразглашении, по сути очень легко запретить человеку вообще все.
Теперь к делу: что вы точно должны знать и понимать, это то, что ваша работа не будет вам принадлежать. Имеется ввиду та работа, которую вы делаете для работодателя, конечно. Вы ее не сможете больше никогда никому продать. перепродать. выставить на стоки, использовать в собственных целях (на свои фктболки напечатать, например). И, если не повезет, вам даже запретят хвастаться этим своим достижением в собственном портфолио, использовать в будущих книгах о собственной работе, каталогах, или в публикациях о вас. И вам могут запретить ставить под эту работу свое имя. т.е. официально хвастаться везде, что это сделали вы.
С неразглашением тоже надо осторожно - лучше всего действительно ни с кем не говорить о проекте (они явно боятся, что кто-то украдет у них идею и реализует раньше, чем они, так же боятся/, что кто-то переманит сотрудников, уже половину работы у них сделавших, на аналогичный проект).
Что до ваших вещей, которые вы делаете за пределами их фирмы: ч знаю, что многие пытаются такое делать (чтобы казалось что прямо все-все ваше за этот период принадлежало им), и что так делать нельзя.
Когда о таком заходит речь с юристами, они говорят, что подобное заказчик может распространить только на то, что вы делаете в рабочее время и на рабочем компьютере. Пока вы сидите в фирме, все, что вы делаете на рабочем месте, действительно принадлежит ему. (Кстати, именно по этой причине, если уж делать все по правилам, работодатель должен предоставить вам рабочее место и рабочий компьютер, независимо от того, что у вас есть свое). Это означает всего лишь, что не надо заниматься своими делами в рабочее время и на рабочей технике, даже если есть на это время. Делайте ваши проекты дома, на своем компьютере.
Кстати, если "найдет коса на камень", и вы, например, за время работы над этим проектом напишете дома книгу и издадите, заказчик не сможет вам доказать, что вы делали ее во время действия контракта - может быть вы эту книгу 10 лет писали.
Что до других заказчиков - работодатель может открыто запретить вам, во время сотрудничества с ним, делать другую работу - по контракту или фрилансерскую - такое бывает. Но с этим тоже очень просто - если он хочет таких условий, пусть платит вам огромную зарплату, такую, чтобы даже думать о других заказах не хотелось. Если такой зарплаты не предлагают, то и пункт в контракте такой не уместен.
P.S. Если проект хороший и платят хорошо - согласилась бы. Кабаллить себя на зарплату дала бы только, если бы они с лихвой покрыли все, что я себе представляю под идеальной зарплатой за оговоренный срок. Спокойно делала бы свои дела вне работы, и просто отрабатывала бы на их технике в их помещениях ровно оговоренный срок каждый день. Помалкивала бы о проекте, и спокойно жила бы за его пределами. Я не стала бы париться о том, что какой-то такой заказчик заявит права на мои картины - они им не нужны. А вот если сидя у них, в перерыве, разработаешь еще более забавного персонажа - то тут очень вероятно, что они заявят на него права. Если такое действителньо случится, можно носить в себе подобные мысли и идеи до конца рабочего дня, а своего персонажа рисовать по вечерам на диване. И "выкатить" его через какое-то время после окончания контракта.
И вообще, такой сомнительный контракт я бы просто показала юристу.
|
</> |