Всё хорошо, что хорошо кончается

топ 100 блогов inostranka_lib01.10.2012 Андрей не любит грусти,
Перелистнув, пропустит
Он грустные места –
«Нет, книжечка не та!»


Агния Барто
---

Оська настоял на введении в Швамбрании смертности. Я не мог возражать. Статистика правдоподобия требовала смертей. И в Швамбрании учредили кладбище. Потом мы взяли списки знакомых швамбран, царей, героев, чемпионов, злодеев и мореплавателей. Мы долго выбирали, кого же похоронить. Я пытался отделаться мелкими швамбранами, например бывшим Придворным Водовозом или Иностранных Дел Мастером. Но кровожадный Оська был неумолим. Он требовал огромных жертв правдоподобию.
- Что это за игра, где никто не умирает? - доказывал Оська. - Живут без конца!.. Пусть умрет, кого жалко!


Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»


---

КРУТИЦКИЙ. Правда, правда. Никакой поэзии нет, никаких благородных чувств. Я думаю, это оттого, что на театре трагедий не дают. Возобновить бы Озерова, вот молодежь-то бы и набиралась этих деликатных, тонких чувств. Да чаще давать трагедии, через день. Ну, и Сумарокова тоже…. Мы, бывало, все трагедии наизусть знали, а нынче скромно! Они и по книге-то прочесть не умеют. Вот оттого в нас и рыцарство было, и честность, а теперь одни деньги

Н. Островский. «На всякого мудреца довольно простоты».

****

Прежде чем решиться посмотреть фильм, подруга долго, с болезненной ноткой в интонации, выясняла, хорошо ли он кончается
Я пыталась её уверить, что хорошо, но она всё не верила и не верила.

- Нет, ты мне скажи – он умрёт? Умрёт или нет в финале? Если умрёт, то я не буду смотреть – я такое не смогу…
И я в который раз задумалась: чёрт возьми, что вообще, это такое – хороший финал?

Никогда не забуду, как однажды смотрела фильм вместе с четырнадцатилетним племянником. Фильм был, прямо скажем, не шедевр – довольно невнятная и скомканная экранизация «Монаха» Мэтью Грегори Льюиса. Развязка неожиданно оказалась не такой, как в книге: в самый последний момент герой отказался продать душу в обмен на спасение от смерти, бросил дьявольскую книгу в огонь – и погиб сам, сгорев заживо.

- Ужас какой, - содрогаясь и отворачиваясь, сказала я.
- Ага, - согласился племянник. – Но всё-таки хорошо, что всё хорошо кончилось, правда?

Этот юный скептик, циник и антиклерикал воспринял такой финал как хороший.
Не скрою, мне было странно слышать это от человека, растущего в эпоху тотальных, непререкаемых хэппи-эндов. Ну, ладно, мы – нас растили на других эстетических ориентирах, и мы уже в детстве знали, что герой может-таки победить, «смертью смерть поправ». Более того – бывает так, что по-другому он просто-напросто победить не может.

Только не надо опять говорить о культе мучеников в лице пионеров-героев и прочих мальчишей-кибальчишей. Я сейчас не об этом. А о том, что мы с малых лет понимали: если ты хочешь дать людям огонь – будь готов к тому, что за это тебя могут приковать к скале и послать к тебе орла, чтобы он терзал твою печень. Если ты хочешь спасти друга, падающего в пропасть – будь готов к тому, что можешь упасть туда вместо него. От нас не скрывали ни самого факта нашей смертности, но и того, что наша смерть может оказаться платой за чьё-то бессмертие. И мы всегда каким-то бог знает каким – шестым или десятым – чувством понимали, когда смерть персонажа неизбежна, поскольку вытекает из всей внутренней логики произведения, а где без неё можно было бы и обойтись. Гамлет не может не погибнуть, поскольку он мёртв уже в самом начале пьесы, а вот короля Лира и Корделию можно было бы и не убивать – старому дураку с лихвой хватило бы того урока, который он уже получил. Искремас погибает красиво и честно, но явно лишь ради того, чтобы заставить нас содрогнуться и заплакать, а на гибели Орландо закольцован весь сюжет, и потому он просто не может остаться в живых. Князь Андрей целенаправленно следует к своей смерти через всё повествование, потому что не чувствует настоящей, живой жизни и не понимает, как с ней обращаться; да и в «Анне Карениной» не будет хэппи-энда, даже если ей дадут развод, вернут сына и примут её обратно в «приличное общество»… Граф-Монте-Кристо, столь блистательно и неправдоподобно победивший и самою смерть, и всех своих противников, уплывает за горизонт, оставляя читателя недоуменно чесать в затылке посреди раскиданных по всему тексту мёртвых тел и исковерканных жизней – ничего не поделаешь, хэппи-энд… Так что же это такое, в конце концов – этот самый хэппи-энд? Неужели его смысл заключается лишь в том, чтобы во что бы то ни стало оставить героя в живых и покинуть его на последних страницах, заваленного по уши теми благами и сокровищами, к которым он всё дорогу так честно стремился?

Да, говорят мне читатели и зрители. Да, да, мы хотим именно этого! Пусть сказка, пусть неправдоподобно, пусть это рушит к чёрту всю эту вашу дурацкую художественную правду – кому она нужна, в конце концов, если герой умрёт? Нет, уж пусть он останется в живых и торжествует победу, а мы будем радоваться, на него глядя. И не нужен нам этот ваш катарсис, и все эти ваши очищения через гибель и страдание – забирайте это себе, не жалко! А нам оставьте радость жизни, счастливые улыбки, флёрдоранж, победные трубы и марш Мендельсона.

А может быть, действительно так и надо? Может быть, таким образом мы бессознательно пытаемся исправить «ошибки Мироздания» и хотя бы в этих, вторичных, созданных нами мирах сделать героев бессмертными, а мир – счастливым. Ведь пока герой не пал у нас на глазах, любая точка в романе всегда будет восприниматься как многоточие – что на самом деле только умножает веру в возможность многоточия и в нашей собственной финальной главе?

- Всё так, - сказал мне один из наших читателей. – Но, барышня, не забывайте о том, что как только из театра уходит трагедия, на её место немедленно приходит Колизей.

И я в очередной раз содрогнулась и запуталась.

Очень хотелось бы узнать, что вы думаете по этому поводу?
Как вы лично для себя определяете это древнее детское понятие: всё кончилось хорошо?
Как вы в детстве относились к гибели главного героя в фильме или книге – и изменилось ли ваше восприятие c годами?
И бывало ли так, что внешне благополучная развязка истории вместо радости вызывала у вас чувство разочарования?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В 2005-м мы анонсировали, а в 2007-м выпустили первую в мире клавиатуру с цветными дисплеями, что обеспечило нам известность в мире (я заебался в какой-то момент ссылки на прессу собирать: http://www.artlebedev.ru/everything/optimus/press/). Собственно, с тех пор любой ...
26 числа мне в малочисленной компании других блоггеров удалось попасть на репетицию шоу «ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ – 2010», которое состоится 3-4 июля в городе Жуковском на территории Транспортно-выставочного комплекса «Россия» ...
А я ностальгирую, хОчу ваааннну..., с хвоем и жемчугами, видали Стёпка тож тащится! Утро раннее, ванна нОлита, за окном птицы, и снег.. хррр.... Кста, там в этих санаториях полная дискриминация мужуков, их силком заставляют труселя надевать, чтоб это там всё ихнее богачство по ванне ...
Такое понятие, как "самоходный лафет", появилось еще во времена Первой мировой войны. Необходимость придания артиллерии подвижности заставило конструкторов в разных странах, независимо друг от друга, начать разработку подобных боевых машин. Сначала на колесных шасси, а затем и на ...
Я давно хотел пожить в Стамбуле подольше. Всякий раз я только прилетал сюда или наоборот улетал. И только в прошлом году пробыл в Городе одни сутки. Собственно, именно год назад у меня и появилось желание опять осмотреть Константинополь (арабо-османское название — Константинийе). Плюс, ...