3 августа 1916 года на воду спущен ледокол «Святогор», один из первенцев

топ 100 блогов von_hoffmann03.08.2024
3 августа 1916 года на воду спущен ледокол «Святогор», один из первенцев


3 августа 1916 года на воду спущен ледокол «Святогор» (с 1927 года — «Красин»), один из первенцев русского ледокольного флота.

Многое, известное в СССР, было не создано, а переименовано, точнее сказать — коммунисты скоммуниздили и переименовали многое созданное в ненавистной им Российской Империи.

Судно было заложено на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth and Co. Ltd. в Ньюкасле, а после того как было спущено на воду, достраивалось в Мидлсбро.

На протяжении нескольких десятилетий это судно было самым мощным арктическим ледоколом в мире. Судно сразу же было использовано для обеспечения проводки английских кораблей с военными грузами в Архангельск. Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась в 1918 году - ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при ее впадении в Северную Двину в Архангельске.

В соответствии с советской историографией, целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно.

Интервенция была предпринята Англией - союзницей России по Антанте во все еще продолжающейся войне с Германией. Официальной целью интервенции была защита вооружения и боеприпасов, поставленных союзниками России и хранящихся в Мурманске и Архангельске от передачи их немцам. Кроме того, англичане, принимавшие самое непосредственное участие в подготовке свержения монархии в России решали многие свои задачи и вопреки советским историкам совершенно не собирались воевать с советской властью. В конце февраля 1920 года английские "интервенты" ушли, уведя с собой ледокол.

Еще в ноябре 1919 года ледокольный пароход «Соловей Будимирович» был направлен к Канину Носу с целью закупки у ненцев мяса для голодавших жителей Архангельска, но был заперт во льдах и вынесен в Карское море. Дрейф судна продолжался почти четыре месяца. На помощь был отправлен ледорез «Федор Литке», но он оказался не в состоянии пробиться сквозь льды. «Святогор» ушел в Англию.

В декабре 1921 года советское правительство предложило выкупить ледокол у Англии. К 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя Алексея Крылова и советского торгпреда в Великобритании старого большевика Леонида Красина, ледокол был выкуплен.

Вскоре ледокол прославился на весь мир. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.

На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лед. За этот героический поход ледокол был награжден орденом «Трудового Красного Знамени».

Великая отечественная война застала ледокол на Дальнем Востоке. «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.

В начале 1942 года в порту Балтимор (США) «Красин» был вооружён, на нём установлены 76-мм американское орудие и 10 зенитных пулемётов. В марте 1942 года в Глазго вооружение заменили на две 76,2 мм английских пушки. В июле 1942 года в Мурманске вооружение корабля вновь сменили и он стал одним из самых хорошо вооружённых советских ледоколов: 6 универсальных полуавтоматических орудий производства США калибра 50 мм, 7 зенитных автоматов «Эрликон» калибра 20 мм, 4 зенитных пулемёта «Браунинг» калибра 12,7 мм и 4 пулемёта калибра 7,62 мм, 2 дальномера.

После перехода в составе полярного конвоя из Англии последовала будничная, но опасная работа в охваченной войной Арктике. За одним из караванов транспортов, ведомых «Красиным», охотился немецкий «карманный линкор» «Адмирал Шеер» во время операции «Вундерланд», и лишь чудо спасло ледокол и его караван от встречи с ним. В составе конвоя PQ-15 зенитчики «Красина» при отражении налёта вражеской авиации сбили 1 самолёт-торпедоносец противника. После войны ледокол был разоружён во Владивостоке в сентябре 1945 года и продолжил трудиться в Арктике.

В конце 1950-х «Красин» прошёл капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменился его облик, он стал похожим на своих внуков — дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки. В частности, ледокол получил развитую надстройку, а две высоких трубы были заменены на одну широкую.

В роли ледокола «Красин» работал до 1972 года, затем ветеран ледокольного флота был передан в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию (МАГЭ), которая входила в состав ПГО «Севморгеология» Министерства геологии СССР. Были ликвидированы две паровые машины из трёх, и на их место установлены два трёхфазных турбогенератора. «Красин» из класса ледоколов был переведён в класс научно-исследовательских судов и стал использоваться как плавучая электростанция для разведки нефти и газа в арктических морях.

К началу 1989 г. содержать ледокол «Красин» стало слишком обременительно. Нужно было или найти организацию, которая взяла бы на свой баланс «Красин», или смириться с его фактической потерей для истории. Обсуждая эту проблему с Мингео, академик А. Л. Яншин предложил сохранить судно. Однако на передачу судна в АН СССР академики не согласились. А. Л. Яншин попросил А. И. Мелуа (возглавлявшего общественную организацию Международный фонд истории науки) принять судно на баланс МФИНа, с обещанной в последующем передачей для МФИНа средств и возможностей для содержания «Красина». «Севморгео» 10 августа 1989 года подписало акт передачи. МФИН начал за счёт своих средств (источники средств — поступления от ленинградских коллективных участников Фонда и личной книгоиздательской деятельности) обеспечивать судно и его экипаж. По нормам КТМ экипаж (более 50 человек) получал трёхразовое питание, ежемесячную зарплату, регламентные работы, оплату снабжения топливом круглосуточно (даже на стоянке) паровой машины и тому подобное. Одновременно разработана и начала реализовываться музейно-экспозиционная программа. «Красин» получил в Ленинграде собственный расчётный счёт, распорядителем средств по которому являлся капитан судна А. И. Барыкин. Средства на этот счёт поступали из МФИНа и коллективных членов МФИНа. «Красин» был переведён из Мурманска в Ленинград.

Опубликованные в 2015 году документы правительственных учреждений убедительно показали правильность предпринятых МФИНом мер по сохранению судна. Сейчас место стоянки ледокола — набережная Лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время ледокол является филиалом калининградского Музея Мирового океана.

Осенью 2014 года ледокол отремонтирован на Кронштадтском морском заводе. 20 сентября 2014 года его отбуксировали в сухой док им. Велещинского. Основные работы: очистка и многоступенчатая покраска корпуса и надстройки корабля, очистка балластных танков от ржавчины, ремонт клапанов, донно-забортной арматуры, винто-рулевой группы, испытание механизмов ледокола. Особое внимание было уделено внешней обшивке корабля: часть клёпаных соединений и заклёпочных швов значительно износились. 28 ноября 2014 года «Красин» был отбуксирован обратно к набережной Лейтенанта Шмидта, а 6 декабря музей продолжил работу в обычном режиме.


Кнопка
или
3 августа 1916 года на воду спущен ледокол «Святогор», один из первенцев

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дочитала "Узницу Шато-Гайара". Очередная очень страшная вещь. Небольшой роман, читается на одном дыхании. Почти даже повесть, воспринимаемая только как часть большого цикла. Без предыдущего романа ("Железный король"). Действие романа длится всего полгода, период смены власти после смерти ...
В силу того, что львиная часть моих любимых френдов смылась в нелюбимый мной Фейсбук, я скрепя сердце перебралась туда тоже, поскольку тут стало гулко, как в квартире, из которой уже почти всё вывезено. А мне неуютно на безлюдье, для себя я и так пишу :)) А теперь вопрос. Если кому-то из ...
Пока редиска есть, много и вкусная))) Рецепт ужев приложении. Рецепты русской кухни Russian cuisine recipes И на сайтах: на русском языке на английском ...
Мое тело целостно, здорово и красиво. Я прекрасно чувствую себя, физически и душевно. Дух Жизни свободно течет во мне, очищая мое тело и мою душу. Я люблю и принимаю свое тело. Я представляю свое тело красивым и гармоничным. “Доверяйте ...
Добрый день! Я решила сделать дома перестановку, в связи с чем продаю рабочий стол и стул икеевские. Пользовалась полгода, все в отличном состоянии. Стоимость комплекта - 13 000 йен. Территориально - Токио, ст. Тамачи. О доставке можно договориться в личке. Я так же с удовольств ...