Все дороги ведут в Рим
ru_royalty — 21.01.2024Дарья Олсуфьева из Москвы вышла замуж за представителя рода Боргезе и поселилась в Артене под Римом. Спустя несколько десятилетий Елена Юркеник из Самары вышла замуж за их внука и поселилась в Артене под Римом.
Свадьба 1931 года. Дон Юнио Валерио Боргезе (1906-1974) и графиня Дарья Васильевна Олсуфьева (1909-1963). Детство её прошло в фамильном особняке Олсуфьевых на Поварской в Москве, но вихри революции забросили её в Италию.
У Боргезе и Олсуфьевой родились дочь (1932) и три сына (1933, 1940 и 1942). У младшего сына родились сперва двойняшки, а потом младшенький, дон Валерио (1970). Вот он снова женился на русской.
Если вкратце: жила-была девушка, которая много трудилась, встретила князя и вышла за него замуж. Это было бы похоже на сказку, но – нет. Князя зовут Валерио Боргезе, и он потомок знатной итальянской фамилии, его жену – Елена Юркеник, и она выпускница факультета промышленного и гражданского строительства 1990 года.
– Я собиралась поступать в Куйбышевский авиационный институт, где работала моя мама, – вспоминает Елена. – Но однажды её подруга с кафедры «Металлические и деревянные конструкции» Куйбышевского инженерно-строительного института Виктория Форманова вдруг мне говорит: «Зачем тебе это нужно? Там чертежи сложные, а ты чертить не очень-то любишь. Пойдём к нам, у нас всё намного проще. К тому же институт рядом с домом, рано вставать не придётся».
В общем, уговорила. На первом курсе Юркеник вступила в женский студотряд «Время». Четыре летних сезона девчонки разъезжали по стройкам страны, работали на Чукотке, Камчатке и Полярном Урале. Два года Елена была командиром отряда, который в конце 1980-х был признан лучшим в стране. В качестве приза девушки получили путёвки в Чехословакию, где познакомились с итальянцами, подружились и обменялись адресами.
Вскоре Елена поехала по приглашению в Италию, спустя какое-то время отправилась туда снова.
– «Железный занавес» открылся, можно было спокойно лететь в другую страну, – говорит она. – Когда я попала в Италию во второй раз, друзья предложили остаться и немного поработать. К тому моменту у меня был опыт сотрудничества с российской проектной организацией (которая, кстати, вскоре после моего отъезда закрылась – в начале 90-х годов эта участь постигла многие фирмы). Я думала: быстро заработаю на квартиру в Москве и вернусь. Но всё оказалось непросто. Чтобы выучить язык, устраивалась нянькой, приходилось и полы мыть, параллельно занимаясь на курсах школы Данте Алигьери.
В ту пору Елена жила в Риме, снимала квартиру вместе с австралийскими студентами. Они-то и познакомили её с будущим мужем.
Сейчас Елена и Валерио вместе с детьми живут в родовом палаццо Боргезе, что примерно в 50 километрах от Рима, в небольшом городке Артена. Когда приезжают гости, их размещают в так называемой русской комнате. Там хранятся произведения искусства и некоторые вещи Дарьи Олсуфьевой-Боргезе. Княгиня увлекалась живописью, историей, литературой, её перу принадлежат книги «Ветхий Рим» и «Гоголь в Риме», иллюстрированные рисунками автора. Она живо интересовалась событиями, происходившими в СССР, о чём свидетельствуют подшивки советских газет. После трагической гибели любимой жены в автокатастрофе в 1963 году князь учредил литературную премию её имени, которая до сих пор вручается иностранным писателям за самую интересную книгу о Риме.
Впрочем, в палаццо Боргезе история пробивается отовсюду: просачивается сквозь вековые деревья огромного сада, скользит по памятнику привидению у флигеля (из-за которого, по легенде, у гостей пропадает одежда), взбирается на балкон, который в 1968 году был специально надстроен для съёмок фильма Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта».
Вопреки традициям некоторых аристократических семейств, супруги Боргезе не ведут светского образа жизни. Валерио Боргезе, историк и экскурсовод, более 30 лет занят в сфере туризма. Елену же с самого начала пребывания в Риме не покидала мысль устроиться работать по специальности.
– Тогда ещё были телефонные справочники. Я набрала первый попавшийся на глаза номер строительно-архитектурной организации и дозвонилась, – рассказывает она. – Владельцем компании был араб, а начальником грек. Фирма разрабатывала заявку для участия в международном конкурсе по застройке столицы Казахстана Астаны и нуждалась в человеке, который бы понимал в строительстве, говорил по-русски и по-английски. Всё это у меня было, и я получила работу. Правда, тот конкурс мы проиграли, но зато построили много объектов в Мекке.
У Валерио и Елены двое детей: сын дон Андреа Юнио (р.2000) и дочь донна Татиана (р.2002).
После замужества и рождения детей Елена твёрдо решила стать гидом. Сдать экзамены для получения соответствующей лицензии в Италии сложнее, чем термех в Политехе, но она справилась и теперь работает экскурсоводом по Риму, Ватикану и региону Лацио. Осенью я случайно встретилась с ней в музее академии строительства и архитектуры. Разговорились. Оказалось, она приехала в Самару навестить отца.
– Как вас представить читателям «Технополиса»? – спрашиваю.
– Не знаю. Напишите – «командир стройотряда» или «самарская Золушка». И вот ещё что: знания, которые я получила на факультете промышленного и гражданского строительства, пригодились мне на всю жизнь. Я очень благодарна всем моим преподавателям, институту и немножко… судьбе.
Источник
Дети донны Елены бывали в России.
Андрюша (так его в соцсетях называют русские родственники) владеет русским:
Я могу напiсать то, что я хочу, нiкто не поймет все равнo.
#russia #vodka #family #samara
Вот сестра сфотографировала его на балконе, возможно том самом:
Дети учились в Liceo Scientifico Guglielmo Marconi, Colleferro (RM), сейчас Андрей работает Giornalista at Daily Planet.
По линии Олсуфьевых дети доводятся шестиюродными новому премьер-министру Франции:
|
</> |