все, что вы не знали о Сербии и Черногории и вряд ли хотели бы знать...
yugo_ru — 07.04.2010 раз пошли такие обсуждения, я тоже выскажусь...написала небольшой материал, а напечатать его не получается, тема больно мрачная. Но я лично с автором поста про кровную месть sykkylent согласна, меня тоже кое-что в традициях Сербии и Черногории удивило.Черногорцы любят говорить о духовной близости своего народа к русским, о том, что у нас похожий менталитет. И действительно, большинство россиян, посетивших Черногорию, говорят о том, как легко им было найти общий язык с местным населением. Однако, мне хотелось бы затронуть тему происхождения некоторых традиций черногорского народа, которые с трудом укладываются в нашем сознании.
К сожалению, далеко ходить за примерами не нужно - тема убийства сербской певицы Ксении Пайчин ее черногорским возлюбленным Филипом Каписодой, который после совершения убийства застрелился, еще свежа, и активно обсуждается в сербском и черногорском интернет-сообществе. Этот жуткий случай можно было бы считать обычным бытовым преступлением, или столь распространенным на Балканах убийством по мотивам ревности, если бы не заявление отца Филипа Каписоды о том, что Филип поступил как настоящий черногорец.
Вполне возможно, что подобные заявления Мирко Каписоды для прессы продиктованы состоянием шока после потери сына и горечью осознания обстоятельств этой потери. Однако, если обратиться к истории, то такой обычай в Черногории действительно существовал: муж, уличивший жену в измене должен был убить ее, а мораль традиционного общества такое убийство оправдывала. Интересен тот факт, что в период построения социализма югославское общество не открещивалось от существования в Черногории подобного рода традиций, напротив, в художественном фильме Красота порока , снятом еще до развала Югославии, они показаны со свойственной балканскому кино шокирующей правдоподобностью.
После просмотра картины «Красоты порока» еще года полтора назад, я задалась вопросом о том, каковы истоки столь жестоких обычаев в стране, где православие уже много столетий является доминирующей религией, и как такие обычаи могут в национальном сознании сочетаться с христианскими заповедями, среди которых основополагающая - «не убий». Бесспорно, что прелюбодеяние также считается тяжким грехом в соответствии с канонами христианской морали, однако убийство обманутым мужем своей жены не поощряется, так как считается, что человека может судить только Бог, а основами самой христианской морали являются покаяние и прощение.
Версия, которая казалось бы напрашивается сама собой, о том, что традиция убийства жены за измену, равно как и традиция кровной мести, к слову просуществовавшая в Черногории вплоть до конца 19го века, укоренились на Балканах в связи с многовековым турецким влиянием, и к тому же являлись следствием продолжающегося по сей день тесного сожительства с народами, исповедующими на Балканах ислам, не совсем верна. Историки приводят факты, доказывающие, что описанные выше обычаи существовали до начала турецкого ига. Легенда о сербском витязе 14го века Страхине Бановиче ( в некоторых источниках - Страхинич Бан), который проникся милосердием к похищенной турками своей жене Анджелии, происходившей из знатного рода, и не стал ее наказывать за измену , легла в основу устного народного творчества. Согласно сербскому эпосу, турецкие отряды во главе с Алией похитили жену Страхини Бановича. Родственники похищенной дамы настаивали, чтобы Банович отказался от нее, так как она своим нахождением в гареме турецкого правителя опозорила их семью, вне зависимости от того, попала ли она к туркам по своей воле, или нет.
Страхиня с помощью отряда рабов освобождает жену и убивает Алию. Дома его встречают братья Анджелии, которые требуют от витязя, чтобы он наказал ее за измену и убил. Однако, он публично отказывается от убийства жены и прощает ее. Таким образом, Страхиня Банович предстает единственным в сербских народных легендах персонажем, осудившим негуманность и примитивность подобных традиций.
Практически на той же жизнеутверждающей ноте заканчивают свое повествование и создатели «Красоты порока», - в конце фильма уже в декорациях Черногории второй половины двадцатого века обманутый женой муж прощает ее, и отказывается от мыслей о традиционном убийстве в наказание за измену.
Познакомившись с этими по сей день живущими в народе легендами, мы можем сделать вывод, о том, что несмотря на суровость и дикость для современного понимания некоторых обычаев традиционного общества, с давних времен христианские идеи о покаянии и прощении имели для балканских народов определяющее значение.
критикуйте :)