Врубель, начало
olitvak — 04.01.2022 За мной прошлогодние долги, в частности обещанный рассказ о выставке Врубеля в Москве.Выставка мне очень понравилась. В Новой Третьяковке я, наверное, и не бывала раньше, не помню.
Попали мы благодаря Васе - льготников пускали, а остальных только по предварительной записи. И там нам пригодились наши сертификаты о прививках. Вообще-то требовался QR-код, который я до сих пор не нашла, но сертификаты вкупе с паспортами все же были приняты.
Выставочное пространство очень интересное, непривычное. Залы один в другом, с прорезанными фигурными окнами из зала в зал, с лабиринтами. Экспозиция расположена на разных этажах, и ты постепенно спускаешься с третьего на первый, прямо к гардеробу. Я, правда, потом побежала опять наверх, проститься с демонами, которым посвящен 2-й зал (в первом - "Царевна Лебедь").
На мой взгляд, выставка отлично оформлена. Во всяком случае, мне все тексты на стенах между картинами нравились. Заодно с постом прочитаю их наконец, там некогда было, но многие я сфотографировала.
Вот первый текст, Александра Бенуа, что жизнь Врубеля - это патетическая симфония, полнейшая форма художественного бытия, что последние десятилетия XIX века будут называться эпохой Врубеля, что он выразил самое красивое и самое печальное в них.
Показывать ли картины в плохих фото, когда есть хорошие репродукции, не знаю. Но все-таки пусть будет, для меня самой.
Царевна Лебедь приглашает: "Следуйте за мной!" А куда? Прямо в океан и ночь? И вторым, сразу, зал демонов. Они висят не в том порядке, как написаны, вообще не знаешь, как там ходить, между ними тремя. И слова Бенуа: "Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением..."
Сам он говорил, что демон - это душа.
Даже самый первый, не страшный, как же он грустен. "Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет", как сказал о его и лермонтовском демоне Блок.
Дальше теряюсь - многие фото или совсем плохи, засвечены, или не передают даже отблеска ощущения, возникающего перед картиной. Да и картину совсем не передают.
Из всех иллюстраций, невероятных, оставлю эту - "Демон и ангел с душою Тамары":
Я мало, отрывочно знала о Врубеле. Выставка очень информативна, она открывает не только художника Врубеля, но и Врубеля-человека.
Как художник он для меня остался загадкой. Ведь есть чудесные портреты, почти классические (Кончаловского, например), есть чрезвычайно экспрессивные (С. Мамонтова), но все же там всё выписано. А дальше идет нечто удивительное: подойдешь вплотную - я всё Васю звала подойти - видишь каждый мазок, и их совсем мало, кажется, что и я так могла бы, отойдешь - откуда эта сирень возникает, непонятно.
На этом я и прервусь пока, потому что зависаю над своими фото, начинаю читать о каждой картине, а время идет. Текс, висящий в зале сирени, просто приведу.
А для меня, если в трех словах, главными точками стали история любви Врубеля, история его ребенка, история болезни. И из картин главными - больничные этюды, все подряд, хоть стул, хоть вид из окна.
|
</> |