Время пятничных историй. Япония. История культуры тела

топ 100 блогов alex_leshy27.04.2018
Время пятничных историй. Япония. История культуры тела
Хиросада Утагава. 1851 год

Приватизация тела: почему японцы стали долгожителями и как развивалась японская телесная культура


«Теории и практики» публикуют конспект лекции японоведа Александра Мещерякова «Японская телесная культура».  Он рассказал, что помогло японцам стать долгожителями, как татуировки  заменяли им одежду, из-за чего они так любят инструкции и как в разное  время у тела человека менялись владельцы — от родителей до императора.

Религия и гигиена

Современный человек делает с собой то, что ему нравится, потому что  считает, что данное тело принадлежит ему. Это сравнительно новое  историческое явление, возникшее в течение последнего столетия.

В традиционных обществах тело человеку, как правило, не принадлежит.  В христианской культуре оно принадлежит Богу, то есть человек не властен  над своей жизнью, поэтому христианство строго запрещает самоубийство.  В Японии тело принадлежало двум инстанциям. Первая — родители, если  человек простолюдин, а вторая — сюзерен, если человек — самурай. Тело  было нужно, чтобы служить либо родителям, либо своему сюзерену, а чтобы  служить, человек должен был содержать свое тело в порядке. И тут  возникает вопрос: зачем человеку жить долго?

Вопрос не такой тривиальный: в Средневековье на него можно найти  совершенно разные ответы. Раз мир представляется юдолью печали, то уход  из него зачастую просто-напросто желателен, как это было в средневековой  Европе. Так это было и в Японии, которая до XVII века была буддийской  страной. Буддизм видит этот мир ужасным, и, если ты его покинешь, ничего  плохого не произойдет, а тебе, возможно, от этого будет только лучше.

Суть в том, что люди должны содержать свои тела в порядке и жить  долго, потому что нужно заботиться о родителях. С самого детства  говорится, что таково предназначение человека, поэтому в XVII–XIX  веках уровень рефлексии о собственном теле у японцев намного выше, чем  у европейцев, и гораздо лучше развиты гигиенические навыки. Это  зубочистки, специальные ложки, чтобы снимать налет с языка, частое  купание — при этом в очень горячей воде, что тоже снижало вероятность  заболеваний. Благодаря гигиене японцы действительно жили довольно долго,  а изолированность от материка защищала страну от ужасных эпидемий,  которые ее не опустошали, и население плодилось довольно успешно.  На начало XVIII века население Японии — это немногим больше 30 миллионов  человек, населения России и Франции в первой четверти XVIII века —  по 15 миллионов, Англии — 7 миллионов, то есть для Европы Япония была  крупнейшей страной.

Время пятничных историй. Япония. История культуры тела

Татуировки и грим

Тело, которое предназначено для служения, еще и должно быть  соответствующим образом задрапировано. Общество сословное, поэтому  одежда довольно строго регламентирована, а все высшие сословия, самураи,  свое тело никогда не предъявляют обнаженным. Это делают только  простолюдины во время работы, ведь климат довольно жаркий.  Но и простолюдины драпировали тело — с помощью татуировок. Это очень  важно, Япония вообще была страной татуировок: их делали цветными, что  восхищало европейских матросов, которые тоже стали украшать свои тела  подобным образом. И даже цесаревич Николай, когда был в Японии, набил  себе на руке дракона. Очень часто татуировки покрывали все тело, то есть  посторонний не мог видеть обнаженного человека, что для Японии было  совершенно немыслимо.

Японские одежды — это разновидность халатов, которых могло быть очень  много. Аристократы могли носить до 12 слоев одеяний. Открытыми  оставались только лица. Ноги и руки тоже не могли быть обнаженными:  считалось, что это нарушение правил приличия. Одежда была намного  важнее, чем лицо, потому что по ней был мгновенно понятен статус и вкус.  Поэтому в традиционной японской живописи вы довольно редко встретите  изображение характерных лиц, тем более что высшие сословия свое лицо  прятали под толстый слой грима, который скрывал индивидуальные черты.

Поклоны и инструкции

Таким образом, в это время Токугава, период господства самурайского  сословия, тело человеку не принадлежало, оно драпировалось, и вместе  с тем существовало огромное количество правил телесного поведения. Можно  назвать это этикетом. Издавалось огромное количество учебников,  как кому себя вести и каким образом выполнять каждое действие, например  кланяться. Человеку, который выше тебя по социальному положению, нужно  поклониться низко, а если важнее ты, то это просто кивок головы.  Многочисленные учебники регламентировали, как подавать поднос, входить  в помещение и выходить из него и множество других вещей, которые нынче  кажутся излишними. Например, руководства по посещению туалета  (как зайти, сесть, взять бумагу, как ее использовать) дожили  до сегодняшнего дня. В любом японском общественном туалете будет  инструкция, как им пользоваться, что нашего человека чрезвычайно  удивляет. Но японцы так жили и в значительной степени живут, в таких  условиях они как раз чувствуют себя комфортно, поэтому важно понять,  зачем им это было нужно.

Без инструкции японец чувствует себя неуверенно, в непредсказуемой  ситуации ему нехорошо. В нашей культуре, если говорить про то, что в ней  есть хорошего, мало правил, но зато человека не смущает непредвиденная  ситуация. Вспоминаю такой случай: я работал переводчиком сравнительно  высокопоставленной японской делегации, мы поехали в Ташкент, где нас  поселили в гостинице местного ЦК партии. Ничего особо шикарного,  но чисто, роскошная еда, и даже в этой гостинице ко мне пришли японцы:  «Саша, в ванне нет затычек». Я иду к коменданту: «Где затычки?» Тот  говорит: «Когда построили, были, а потом куда-то подевались». Что  делать? Японцы принимают ванну каждый день, душ они не любят. Я решил  провести эксперимент: сажусь в ванну и понимаю, что слив чудно  закрывается пяткой — сидишь, и ничего делать не нужно. Зову своих  японцев, показываю. Если бы вы знали, как они меня зауважали! Потому что  я нашел выход из очень трудной ситуации.

Когда я рассказывал эту историю друзьям, они предлагали пятку, носок,  теннисный мяч — в общем, массу инженерных решений, которые человеку,  воспитанному в культуре инструкций, просто не приходят в голову. Не хочу  сказать, что мы умнее — я так не думаю, или что японцы умнее — я тоже  так не думаю, но я имею в виду, что культуры устроены по-разному. Или,  например, духовные книги конфуцианской классики или сутры просто так  читать нельзя, нужно обязательно помыть руки, сесть правильно с прямой  спиной на колени, немного подождать — и только потом начинать.

Черти-европейцы и ботинки императора

Япония была закрытой страной, японцы видели европейцев довольно  редко, ведь они их выгнали в начале XVII века, а небольшое количество  голландских торговцев жили изолированно на окраине страны. Как часто  бывает в закрытых культурах, европейцев они рисовали, исходя из своих  мифических представлений. В середине 50-х годов XIX века в Японию  прибыли одна за другой американская эскадра, русская, англичане  и французы, и все хотели одного — чтобы Япония допустила на свою  территорию иностранцев, которые наладили бы там свою торговлю.

Время пятничных историй. Япония. История культуры тела

Это американский коммодор Мэтью Перри, не карикатура. Что  подчеркивает варварство этого человека? У него длинный нос, а одно  из неофициальных прозвищ европейцев — «носатые», «длинноносые»  (на азиатский взгляд кажется, что нос у нас очень длинный). Человек  покрыт морщинами: европейские лица кажутся японцам морщинистыми, потому  что на Дальнем Востоке кожа у людей более плотная, намного более  гладкая, и всякий знает, что нам бывает довольно трудно определить  их возраст. А мы выглядим морщинистыми, даже когда сравнительно молоды.  У человека борода, а в Японии того времени всякий приличный человек  брился, не брились только варвары, у которых густой волосяной покров  по всему телу, как у зверя. Иллюстрация на самом деле цветная, волосы  у человека рыжие, и это еще одно из прозвищ европейцев — «рыжеволосые».  Это потому, что все те признаки, которые мы перечислили, относятся  к японским чертям, а японские черти — красные. Так что «красноволосые» —  еще одна уничижительная характеристика. К тому же у японских чертей  длинные носы и большие глаза, и это тоже признак инаковости, вполне  отрицательный.

Но когда Япония не смогла сопротивляться западному напору, постепенно  открыла свои порты, и туда хлынула европейская культура, многие  представления стали меняться. Японцы поняли, что они не в состоянии  сопротивляться натиску Запада, и стали очень многое заимствовать  и пересматривать в своих традиционных представлениях. Это видно  по изображениям императора Мэйдзи, который считается великим  реформатором. Он взошел на престол в 1867 году. Вообще-то, на японского  императора смотреть запрещалось, он никому свое лицо не показывал.  Но раз есть отношения с европейскими странами (а тогда было принято  обмениваться фотографиями), то сняли и Мэйдзи, чтобы дарить карточки  монархам других стран.

Время пятничных историй. Япония. История культуры тела
Первая фотография императора Мэйдзи

Мэйдзи в традиционном облачении — в одеждах, в которых совершенно  невозможно двигаться. Это не предусматривалось: если характерной чертой  европейских монархов считалась подвижность, то для японского императора,  наоборот, неподвижность. Происхождение верховной власти в Европе  и у индоевропейцев военное, то есть высшим начальникам приписывается  и военная функция, предполагающая движение. В Японии этого не было.  В присутствии японского императора нельзя было держать оружия, вообще  острых предметов, он позиционировался как земная проекция полярной  звезды, которая занимает одно и то же место на небосклоне, а все  подданные крутятся вокруг него. Обувь — это платформы, на которых ходить  совершенно невозможно, а назначение этой обуви — изолировать императора  от влияния дурных флюидов, которые исходят от земли.

Фотографию сделали, но она не пошла, европейцы смеялись: что это  за монарх, он совсем не страшный, никакого пиетета мы по отношению  к нему испытывать не можем. Поэтому император меняет свой облик.

Время пятничных историй. Япония. История культуры тела
Фотография императора Мэйдзи

Его наряжают в европейскую одежду, делают европейскую прическу,  напяливают совершенно немыслимый мундир, дают треуголку, которая лежит  рядом, а еще и саблю. То есть приписывают ему военную функцию: он был  назначен верховным главнокомандующим, что было абсолютно немыслимым для  предыдущего времени. Этот Мэйдзи вообще был несчастным человеком, потому  что он был воспитан в других условиях, но его заставляли играть роль,  носить европейскую одежду, ботинки, все это было совершенно непривычно  и неудобно.

Национализация тела

В дипломатической академии у меня был слушатель-монгол. Он приходил  на занятия, извинялся и снимал ботинки, говоря: «Я кочевник, судьба  сложилась так, что из меня сделали дипломата, но ботинки я носить  не могу». И я его прекрасно понимаю. На это накладывается еще одна вещь.  Япония — страна все-таки буддийская, ботинки делают из кожи, из убоины,  что очень неприятно. Шерстяной одежды, как мундир, тоже в Японии  не было. Самого Мэйдзи, поскольку он выполнял роль модели, за которой  должны были следовать подданные, заставили заниматься верховой ездой,  ведь он должен был изображать движение и активность. Его, бедного,  заставили есть мясо: японцы посчитали, что они меньше ростом и у них  меньше мышечная масса, потому что они не ели мяса, поэтому они стали  пропагандировать мясо в качестве здорового питания.  Его дворец состоял из двух частей. В передней он изображал из себя  европейского монарха, а в задней жил нормально: носил японскую одежду,  там не было стульев и так далее. Вот так он разрывался.

Время пятничных историй. Япония. История культуры тела
Японский микадо и его жена

Вот очень интересная вещь — рисунок из русского журнала 70-х годов XIX  века, на котором русский художник изобразил императора Мэйдзи с той  фотографии, но поставил рядом императрицу. Для Японии какая-то тетка,  императрица — это вообще непонятно, а чтобы император с ней появлялся —  это абсолютно немыслимая вещь. Я уж не говорю о том, что император  Мэйдзи был полигамен, наложниц у него было довольно много.  Но европейский, русский художник не мог изобразить императора одного,  ему чего-то не хватало, и он пририсовал тетеньку, чтобы русскому  читателю не казалось диким: как это — император без семьи? Это  невозможно.

Время пятничных историй. Япония. История культуры тела
Официальный портрет императора (микадо).

То был Мэйдзи молодой, здесь он постарше, это тоже его официальный  портрет. Здесь еще отчетливее видны усы и борода, которые до этого были  уделом варваров и разрешались только старцам как показатель мудрости  и преклонного возраста. А теперь сам император подает нам другой пример.

Начиная с периода Мэйдзи, если бы Япония не стала наращивать  вооружение, она стала бы чьей-нибудь колонией, ведь вся Азия  превратилась в европейские колонии, кроме Японии. Сменяется владелец  тела подданных: если раньше это были родители или сюзерен, то теперь  тело принадлежит императору. Я называю это национализацией тела. Здесь  начинаются разговоры о том, что тело нужно, чтобы пожертвовать им во имя  императора и родины. Крайний случай — камикадзе во время Второй мировой  войны, но общество было организовано точно так же и считало, что  у человека должно быть минимум личных интересов, а своим телом он должен  делать нечто большое и хорошее, больше и лучше его самого.

Сейчас  в Японии такой же период, что и в западных странах, что и в России,  а многие телесные украшательства пришли или приходят в мир из Японии.  Этот период я называю приватизацией тела: в настоящий момент оно  принадлежит самому человеку и больше никому.


Источник: theoryandpractice.ru

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не далее как вчера Дворник имел удовольствие посетить любимый Муузей Востока. Там проходят две совершенно удивительные выставки. Но о них, позже. А пока — загадка. Не скрою, ...
"За" или "против" - неважно. Этому чабану, от вас баранов нужна только ЯВКА. Результат, какой нужно выдаст Панфилова. Но достучаться до некоторых физических лиц просто невозможно, у них неистребима вера в чудо. Они до сих пор верят, что их голос что-то значит. Никто из вас не ...
Закончились 4 месяца моей удаленной работы. Это был очень необычный опыт! И я рада, что пережила это. Попробывала опыт жизни фрилансера. Сравнила, что мне ближе. Первый месяц изоляции я кайфовала. Мне нравилось вставать без будильника, ставить чашку чая рядом с компом. Гладить кота. ...
Девушку, гулявшую по Одессе с флагом России на одежде, по требованию активиста «евромайдана» Демьяна Ганула задержали полицейские. Ганул рассказал, что гулял по центральным улицам Одессы, когда заметил флаг России на одежде девушки, шедшей с двумя молодыми людьми. «Как патриот своей ...
Итак, сегодня Непогрешимый, Неполживый и Непотопляемый, будет иметь бурный, продолжительный секс, с вашими мозгами. Разумеется он произнесёт много красивых слов и заявлений, устроит разнос нерадивым боярам и продемонстрирует любовь к народу, который эти злыдни иногда осмеливаются ...