Время империй

топ 100 блогов werewolf000108.09.2019
3.15. Интеллигенция и ее борьба с мещанством

Мещанство…
Пятнадцатая тема в этом блоке – хотя ее стоило бы поставить на одно из первых мест. Хотя бы потому, что мещанство, роль мещанства, борьба с мещанством, обмещанивание – это ключевая тема русского общественного дискурса последних лет двухсот. Русская интеллигенция видела смысл своего существования в борьбе с мещанством, один из смыслов русской революции был борьбой с мещанством – и в период где – то с 1960 по 1991 год – эта борьба была окончательно, с разгромным счетом проиграна.
Вот, Маяк громыхает...
…Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.
(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)
Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
И вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
"Товарищ Надя!
К празднику прибавка -
24 тыщи.
Тариф…

Что такое мещанство и как оно зарождалось. Мещанство – видимо происходит от польского слова "място", что означает "город". Получается что мещане - это горожане, обыватели – видимо так называли городан на бывших польских территориях (Смоленщина), и оттуда это слово перекочевало в русский язык.
Мещане - это то что по американским меркам - средний класс. В Польше мещане были свободными городскими людьми, имели своего старосту, который представлял их перед властями. Что-то среднее между крестьянином и дворянином. Они не жили на земле – но были кстати прикреплены к своему городу, им не разрешалось свободно переезжать.
В России мещанство – это свободные горожане, имеющие собственность и постоянную работу, лично свободные. В отличие от интеллигенции, которая не имела ни того ни другого и перебивалась случайными заработками – мещане часто имели и небольшой бизнес. Суть мещанства была в накоплении имущественных благ в противоречие духовным исканиям интеллигенции. Потому интеллигенция повела смертельную борьбу с мещанством и обмещаниванием, справедливо чувствуя в мещанах угрозу себе и своим мечтам о повторении в России событий французской революции.
Мещанство и русская революция: судьба одного культурного стереотипа
Ольга Морозова
В отечественной литературе мещанин появился, согретый симпатией своего первого бытописателя Н.Г. Помяловского. «Я люблю свою квартиру… Ты увидишь в ней […] что-то семейное, домовитость, порядок и приют. […] Я понемногу свивал свое холостое гнездо и десять лет копил усидчиво собственность. […] Я одел себя, обул, поместил в тепло, среди красивой обстановки, […] и не стоит теперь передо мной каждый день, каждый час неотразимый, мучительный, иссушающий мозги вопрос: “Хлеба, денег, тепла, отдыху!” […] Меня судьба бросила нищим; я копил, потому что жить хотел, и вот добился же того, что сам себе владыка». Этот гимн мещанству Егора Ивановича Молотова, человека не примитивного, думающего, трудолюбивого и «с принципами», поднявшегося своим трудом из самых низов и ценящего достаток, уют и свободу, стал первой декларацией позиции мещанства, не получившей однако никакого продолжения в отечественной литературе.
Хотя, чего же дурного в этом мещанстве? «…Миллионы живут с единственным призванием – честно наслаждаться жизнью… Мы простые люди, люди толпы…», без самоуничижения говорит Егор Молотов. Помяловский, сам из мещан, на стороне своего героя, и его жизнь он считает достойной и успешной. Название одной из повестей дилогии о Молотове так и звучит: «Мещанское счастье» (1861), причем без всякой иронии.

В 1862-1864 г. появилась в виде серии статей книга едва ли не основоположника русской традиции протеста А.И. Герцена «Концы и начала», в которой тот обрушился на «местных» – мещан, лишенных индивидуальности, духовности, немного вульгарных, но сытых, благополучных и весьма довольных собой. Герцен первым противопоставил мещанам интеллигентов, живущих активной духовной жизнью – то есть заложил основу противостояния в обществе на последующие 150 лет.
http://corpusletov.ru/put/dobrotolyubie/meshhanstvo
Лекала… Нация вырабатывает их веками, а если их разрушили, то существует общее движение стада, чисто мещанский быт, который и втягивает сотни новых юнцов… Говоря о чисто мещанском быте, имею в виду отсутствие реальных духовных и даже бытовых традиций, светлых праздников, каких-то законов общежития, элементарных правил вежливости, доброжелательности. Именно в такой атмосфере процветает не уличное грубое, а наше интеллигентское тихое хамство: мещанин никого по-настоящему не уважает.
Главное — жизни не знает, не видит, не ощущает… Вот несколько примеров:
— человек судит всех подряд, полагая себя нравственным совершенством,
— выступает носителем высокого принципа, одновременно преследуя сугубо меркантильные цели,
— судит о людях по внешним чертам и совершенно не интересуется сутью,
— имеет ясную цель в жизни, к которой и сводится вся жизнь,
— иронично и саркастически воспринимает высокие помыслы, творчество,
— не имеет точки зрения, идет на поводу у других, у общего убеждения, сложившихся общих позиций,
— жаждет довольства и окончательности счастья здесь и сейчас,
— совершенно не способен воспринять мысль об относительности всех благ земных,
— мыслит о жизни как чем-то мелком и банальном, вообще, повторяет банальности —
все это мещане, как бы они ни прикрывались глубокомысленными масками.
И у молодежи нет сил этому противостоять. Это происходит совершенно естественно и постоянно и не имеет ничего угрожающего на взгляд постороннего наблюдателя. Вас пихают в тот институт, где удобнее, на ту работу, где проще, и т.п. — и вдруг вы осознаете, что не в силах уже вырваться из этой удобной и засасывающей колеи. Известная и грустная история.

Мещанин всегда прав, точнее — заведомо прав. Интеллектуальное мещанство не допускает разночтений и точек зрения, ведь узость арены, на которой разворачивается действие, обеспечивает хорошую позицию тому, кто организовал этот ринг — так, словно всего остального мироздания и нет вовсе, — потому он всегда в позиции, которую невозможно поколебать. Оттого в семье, в отношениях ничего никогда не следует выяснять, не дай бог, доказывать: вы окажетесь неправы.
Принцип жизни очень прост: вещь вместо человека, интерес материальный вместо духовного, простое вместо сложного; говоря о простоте, которая хуже воровства, народ русский имел в виду и это…

Слова аналогичные слову «мещанин» существуют не только в русском языке – но ни в одном другом оно не приобрело такой отрицательной окраски, и ни в каком другом обществе – не велась такая яростная и бескомпромиссная борьба с этим явлением. Причем – мещан атаковали все заинтересованные стороны. Дворяне – боролись с мещанами примерно по той же причине, по которой и в европейских странах аристократия недолюбливала «парвеню» или «новых разбогатевших». Шла два процесса – дворянство беднело, и беднело довольно быстро, оно не смогло ни встроиться в новую жизнь, ни наладить процессы эффективной инкорпорации – и одновременно с этим богатели выходцы с низов, что вызывало у дворян непонимание и обиду, переходящую в ненависть.
Интеллигенция в свою очередь решала свои собственные вопросы, которые входили в неразрешимое противоречие с «обмещаниванием» городской России. Интеллигенция хотела русскую революцию. Как французскую. Эта мысль – являлась в русском интеллигентском сознании доминирующей с самого начала событий во Франции, с 1789 года, а так как с этими событиями знакомились по книгам, а не на собственной шкуре – они казались возвышенно-романтичными. Напомню, что Франция шла к состоянию более – менее стабильному сто пятьдесят лет и с морями крови, происходили реставрации, в том числе и реставрации с участием российских войск, как после победы на Наполеоном, из Франции в Россию переехало немало эмигрантов – роялистов, все русское образованное общество владело французским языком как основным. Потому то история революционной и постреволюционной Франции – это история и России тоже, русское общество было активным наблюдателем и болельщиком в происходящих событиях. И революция – ко второй половине 19 века стала уже idée fix русского образованного класса, и предложение реформ и уступок со стороны властей было с презрением отвергнуто. Это надо понимать, когда идет разговор о том, что революция произошла, потому что власть не желала идти на уступки. Не поэтому! Власть желала идти на уступки, неоднократно пыталась – но только интеллигенция не хотела такой «выпрошенной свободы», она видела ценность в революции как таковой.
И вот здесь – я должен упомянуть практически неизвестного у нас политического мыслителя – Вудро Вильсона, президента США, доктора политологии, одного из первых в мире политических аналитиков и политических консультантов. У нас нет даже нормального собрания его трудов и эссе на русском – а там есть что почитать, поверьте.
Адам Туз. Всемирный потоп.
…Взгляды Вильсона на историю как консервативного южанина-либерала формировались под воздействием двух великих событий: катастрофы, которой обернулась Гражданская война, и драматических событий революций XVIII века в изложении англо-ирландского консерватора Эдмунда Берка . В 1896 году Вильсон написал блестящее предисловие к одной из самых знаменитых речей Берка «О примирении с колониями». Произнесенная в 1775 году, эта речь имела для Вильсона основополагающее значение. В своем выступлении Берк восхвалял свободолюбивых американских колонистов и «ненавидел французскую революционную философию и считал ее неподходящей для свободных людей». Вильсон от всей души был согласен с этим. Оглядываясь назад более чем на сто лет, прошедших после революции, он порицал наследие этой философии как «крайне вредное и разлагающее. Ни одним государством нельзя руководить исходя из этих принципов. Поскольку они гласят, что правительство является предметом договора и целенаправленных действий, в то время как на деле оно представляет собой институт привычки, объединенный множеством связей, среди последних вряд ли можно найти одну, которая была бы создана преднамеренно…» Обманчивой идее о возможности достижения самоопределения в результате единого революционного порыва Вильсон противопоставляет мысль о том, что «в правительствах никогда не происходило успешных перемен постоянного свойства, за исключением тех, которые достигались в результате медленных преобразований, осуществляемых из поколения в поколение» . Помня об опыте французских событий 1789, 1830, 1848 и 1870 годов, Вильсон в одном из своих ранних эссе выдвинул предположение о том, что «демократия в Европе всегда носила характер бунта, разрушительной силы… Она приводила к созданию таких временных правительств, какие могла строить… из дискредитированных остатков центральной власти, привлекая народных представителей на один сезон, но обеспечивая почти в той же малой степени, что и прежде, повседневное местное самоуправление, которое так близко самому сердцу свободы» . Еще в 1900 году он воспринимал французскую Третью республику как опасного своим непостоянством потомка абсолютной монархии, «эксцентричное влияние» которого принесло дурную славу всему проекту демократии в современном мире …
Как видим – не в бровь, а в глаз. Какой-то слюнявой, нерассуждающей влюбленности нашей интеллигенции во французскую революцию - Вильсон противопоставлял трезвые и горькие выводы о ее природе и ее последствиях. Нетрудно догадаться, что Вильсон делает ставку именно на мещан, на ежедневные мелкие дела в общине, способствующие формированию горизонтальных и вертикальных связей и управленческих практик – вместо попытки достичь «благости и правды» одним могучим революционным порывом, как мечтала наша интеллигенция. Жизнь подтвердила правоту именно Вильсона. Произошедшая революция – породила жесточайшую Гражданскую войну, голод и лишения, диктатуру – но не привела к качественному положительному изменению общества. Зато она привела к непрекращающейся холодной социальной войне, к разрушению общества, к тотальному озлоблению – и в конечном итоге к полному и безоговочному краху, к возврату туда откуда пришли, но с многочисленными и страшными потерями и утраченным историческим временем…
Особенно сильно – с мещанством боролись писатели и поэты Серебряного века, к которым можно отнести Мережковского, Белого, М. Горького. У Горького эта тема стала одной из основных, ей посвящены «Варвары», «Мещане», «Жизнь ненужного человека». Мещане – были тем классом, той социальной группой, которая в самой минимальной степени была заинтересована в революции.
Парадокс – но именно на этапе революции – уже была заложена и ее гибель от мещанства. После уничтожения и бегства большей части элиты – советская власть столкнулась с потребностью управлять. Полуграмотные и неграмотные крестьяне и рабочие – для этого не подходили, и соввласти пришлось привлекать к управлению мешан. Которые были грамотны, и их хозяйственность была кстати в делах управления.
Маяковский – смотри выше – первым забил тревогу, но только другого выхода и не было. Как говорится, другого народа у меня для вас нет. И с того момента, как новая страна вышла из революционно-мобилизационного состояния (при Хрущеве) захват мещанами командных высот стал только делом времени…
Но вернемся в начало 20 века. Что значила борьба с мещанством интеллигенции для русского общества и его будущего. На мой взгляд, это была одна из самых страшных ошибок, породившая в конце концов и крах всего. Мещанство было костяком нового русского народа, городского народа, но это не разглядели за чистотой, слониками, геранью и дешевыми венскими стульями. Этот народ надо было воспитывать, учить, с ним надо было сотрудничать, из него и могла вырасти «политическая корпорация свободных русских», или русский политический народ, представленный в парламенте. Но русская интеллигенция – в этом ее страшное преступление перед Россией – вместо того чтобы возглавить мещанство и приступить к его «окультуриванию», как это делали интеллигенции других стран – повела с ним бессмысленную смертельную борьбу, опираясь на на потребности, а на мечты. Она не увидела и не смогла увидеть, что никого другого в ее руках нет и не будет. Что именно это – народ, с которым надо строить будущее страны. Российская политическая система начала 20 века не представляла интересы мещан – откуда, если в Думе сидели интеллигенты и сочувствующие им, и они с мещанами боролись, а не представляли их. Это сообщало системе постоянную нестабильность, ставшую в 1917 году критической. Но и сами интеллигенты оказались полностью неспособными к повседневному управлению страной. Россия пришла к революции «голой» в ней не было наработанных на низовом уровне практик управления, которые можно перенести наверх, и людей готовых управлять. Вот именно поэтому мы так быстро прошли путь от абсолютной свободы 1917 года – до ужасов года 1937-го и никто не смог этому помешать. А далее – и к краху года 1991, когда за страну просто никто не вышел. И страна все же стала мещанской – но какой ценой!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С утра идут разные люди. И предложения тоже разные. Например один очень серьезный мужчина, разработал серьезную концепцию, которая поможет Прохорову разбогатеть. Просит передать Михаилу лично в руки.  А еще более серьезный мужчина - физик, ...
Появилось видео тренировки Плю! Спасибо Квесстику что принесла) Ну что похоже квад в КП будет?) Во всяком случае на тренировке он есть. Судя по всему докрученый, ну выезд немножко тяжеловат и честно говоря у меня прямо сердце ухает на этих ...
обвуь, или там рубашку, или жакет... Внимание сейчас будет слово: одуванчик... Именно. Белый такой, пушистый. Потому что если ты не 170см, если ты не плоская, если ты вообще как бы просто есть. То фиг ты что найдешь на себя. Туфли, боль... Мои размеры раскуплены. Да, я понимаю, что ...
В Санкт-Петербурге по подозрению в гос.измене задержан военный эксперт Владимир Неелов, который работал в "Центре стратегической конъюнктуры" Неелову инкриминируют 275-ю статью УК РФ. Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача ...
Я безнадежная раба инстаграмма, зашла в жж и удивилась, что меня еще не все расфрендили, вы так добры ко мне! Подсела на "Ктраткий курс счастливой жизни" - Германика гениальна и очень честная. Рекомендую для любителей поковыряться в человеческих ...