Время Героев

топ 100 блогов alena_7314.09.2025

Помните, была такая литературная премия «Русский Букер», которая почила в бозе в 2019 году и которая позиционировалась как «литературная премия, присуждавшаяся за лучший роман на русском языке, опубликованный в журнале или отдельной книгой в премиальный год» (цитата из Википедии). Читающие люди несомненно вспомнят «Убить Бобрыкина» или «Казус Кукоцкого» и другие книги, среди которых есть вполне себе достойные наверно.

Вообще мы с Женей сегодня о Русском Букере вспомнили случайно – кривая разговора вывела – и потом нам на глаза попался список финалистов за 1998 год. И мы не просто на него посмотрели и плюнули, мы пошли знакомиться с произведениями. Ну и впечатлились, само собой разумеется.

Вообще Женин умный сын, дипломированный филолог и литературовед, наши впечатления немного остудил, сказав, что в 90-е премии присуждались всем, кому не лень чуть ли не на улице хватали людей и прямо насильно облауревачивали русским букером.

Но мы немного усомнились – уж больно список финалистов был не длинен то ли народ у нас быстро бегает, то ли еще чего. И, усомнившись, мы пошли читать дальше.

Лауреатом в далеком 1998 году стал некто Александр Морозов с повестью «Чужие письма».

Повесть слава Богу короткая и представляет собой роман в письмах. И в этих письмах человек по имени Адаша подробно пишет женщине по имени Люба, как он ходил в магазины, что покупал, сколько это стоило, что он ел, что он пил, звал Любу в Москву, та звала его из Москвы, Адаша даже уезжал, но возвращался, у них рождались дети, Люба не работала, Адаша нервничал, упрекал, попрекал, считал расходы, ждал выигрыша по облигациям, покупал наволочки, корил Любу за расточительность, ел ее пироги, жаловался на желудок…

Вам интересно?

Не надо сразу говорить, что нет.

Сначала вчитайтесь в аннотацию:

«Если б невзначай, по чьему-то недогляду или какому-то недоразумению, повесть Александра Морозова появилась в печати именно тогда, когда была написана, ей, несомненно, был бы вынесен махрово-облыжный приговор: "клеветническая стряпня", "идеологическая диверсия", "рецидив реакционной достоевщины". Ее автора вполне можно было подвести под статью 190-прим - "клевета на советский строй". Теперь же, после всего с нами случившегося, повесть многими может быть воспринята, скорее, как некая ностальгия по тому лучшему, что прежде имелось в людских душах вопреки калечащим их внешним обстоятельствам».

А теперь по традиции несколько цитат из книги:

«Вчера отправил тебе посылку.
Вложил: боты (размер № 5), мандарины, печенье и пряники к чаю, хорошее туалетное мыло, конфеты «Золотой ключик», духи твои любимые «Красная Москва» и самую любимую твою рыбу.
За отправку с меня взяли 17 рублей 80 копеек, а всю посылку я оценил в 200 (двести) рублей.
Пожалуй, содержимое ящика и его отправка мне в это и обошлись».

«Дорогая и милая моя ЛЮБА, с того самого дня, как пришла твоя посылка, я себе, кроме хлеба, ничего не покупаю.
Утром ем с чаем халву, на обед варю себе картошку с салом, а вечером у меня к чаю яблоки с хлебом.
Я уже писал тебе, что пироги твои получились очень хорошие.
Сало ты тоже купила очень даже хорошее.
Настоящее украинское хлебное сало!
Яблоки тоже хорошие.
Ем их с хлебом и желудок у меня не расстраивается.
Сейчас в Москве уже нет в продаже ни апельсинов, ни мандарин, да и яблок стало меньше.
Поэтому ты кушай там у себя вдоволь самые свежие продукты, а на обед вари себе и маленькой Люсе курицу.
В Москве сейчас свежих кур нет.
Не видно и мороженых.
Они бывают в продаже только осенью»

«В Москву я приехал в 23.15.
Дорога была исключительно трудная — весь вагон битком набит, — это из Молдавии везли фрукты.
Я всю дорогу почти не спал.
Даже ногу больную — и ту протянуть было негде!
Хорошо еще, что я пиджак и плащ уложил в чемодан, а то бы они сильно испачкались.
Такая жуткая была грязь в вагоне.
Питался я в дороге хуже всех.
Те яички, которые ты купила на рынке, оказались с зародышами.
Пришлось их выбросить.
Вечно ты покупаешь все самое негодное!
А другие пассажиры всю дорогу ели, даже не ели, а жрали цыплят»

И дальше все в том же духе.

И знаете, бог с ним, в конце концов кому-то нравится читать и такое. Лытдыбровские посты в ЖЖ мало чем отличаются, но тысячи людей их читают. Но дело-то ведь не в этом.

Дело в другом.

Как, когда, почему на смену Герою пришел обыватель?

Не тогда ли, когда такие книги стали получать премии?

Не тогда ли, когда человека перестали «тянуть» вверх, говоря: «ты сильный, ты сможешь, посмотри на тех, кто смог, они – твой пример», а наоборот сказали: «ты хорош и так, маленький человечек, хорош просто по факту своего рождения, видишь, мы написали про тебя книжку и напишем еще, ты станешь героем сегодняшнего дня».

И обыватель успокоился, заулыбался, заботливо поправил вышитую подушечку на диванчике, протер лепесточки пластмассовой розы в хрустальной вазе, пересчитал серебряные ложечки и наволочки в комоде. Сегодня он – герой. А что? Он же, обыватель, хороший, зла никому не делал, он же просто живет.

И знаете, это страшно.

Страшно, потому что это тупик. Это деградация. Это болото, от которого за версту несет плесенью.

И книги такие… да вредные по большому счету такие книги. И на сегодняшний день объем этих книг уже давно превысил критическую массу.


P.S. Начитавшись «Чужих писем», мы с Женей приуныли. Я пыталась доделать свою работу, Женя сожгла пекла пирог. И нас обеих терзали извечно русские вопросы: Кто виноват? и Что делать?

А потом вдруг Женя мне написала:

- Я тут смотрела по ящику фильм документальный, сегодня же весь день про танкистов, как ты понимаешь. В общем, Семен Коновалов. Т-34. Ростовская область. Наши отступают. На танке Коновалова что-то там заглохло. Пока они чинили, колонна наших ушла. И почти сразу же появились немцы. Три танка и несколько бронемашин. Наши вместо того, чтобы сваливать, ныкаются в лесок и расстреливают всех. Потом, понимая, что это передовой отряд, и сейчас пойдут еще, начинают готовиться к бою. 75 танков, Леля. 75! Наши вступают в бой. В общей сложности выбили 18 машин. 18! Стреляли, пока не кончились снаряды. Немцы даже не очень понимали, что вообще происходит. Потом поняли, охренели, подогнали орудие, чуть ли не в упор прямой наводкой. Водитель-механик погиб, но трое умудрились спастись, пошли пешком к нашим. Долго шли, по лесам, прятались. И в какой-то момент набрели на немецкий танк, экипаж которого купался в речке. Наши танк захватили, немцев в расход и уже на танке поперли к линии фронта. Причем не одни, а пристроившись в хвост немецкой колонны. А после того, как начался бой, стали немцев с тыла расстреливать. И пробились к нашим.

Я даже не успела сказать «ух», потому что Женя тут же написала то, о чем думала и я сама.

- Вот про кого я хочу писать! А не про жлоба Адашу или там Абрашу, который наволочки считал.


И мы это обязательно напишем.

Потому что оно пришло – Время Настоящих Героев.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А давайте повыкладываем фото, где мы корчим рожи! Кто у нас самый оригинальный?) ...
Как известно, самолётов без дефектов не бывает. Поэтому сегодня обозначу в общих чертах, как оформляются повреждения матчасти в судовой документации. Самое главное при повреждении что? Правильно - определиться! Определить сям надо: 1. Где, 2. Размеры, 3. Допустимо или нет. А ...
У меня совсем мало времени, поэтому постараюсь выразиться лаконично, хотя не обещаю, но мне надо этому научиться, чтобы стать настоящим пейсателем. Я продолжу изливать на страницы Лайфджёрнала свои истории из прошлой жизни - когда мир был другим - но сейчас немного об этом, чтобы не ...
Вот тут Наблюдения о Квачкове: Оппа-на!! Квачков: "— Ничего, придем к власти — на всех фонарях, попы, висеть будете."        Это пишет православный монах: «.....Во время очередного моего приезда в Москву, года два как, в ...
Алоха, камраден! Тут Ксю жаловалась, что я совсем ничего не пишу. В общем-то, учуял я тут странный запашок из-под капота. Причём он проявлялся странно: только после долгих поездок. Запах похож на масляный, но точно не он. Как пахнет горелое масло я знаю, но этот запах не похож. Да и не ...