
Время дурное

Я хотела было найти другое место, но вагон был полным - нынешние погодные условия заставили многих пересесть на общественный транспорт.
Через какое-то время женщина начала методично ковырять пальцем в ухе и после каждого подхода рассматривать содержимое того, что оставалось под ногтями. Ковырнет -посмотрит, ковырнет -посмотрит.
Сидящие рядом и напротив, отвернулись кто куда. Так и ехали. После процедуры очистки ушей снова занялась прической. Потом - зубами...
Представили? Вам стало также неприятно, как и мне? Не сомневаюсь. Но только вам лучше - вы это всего лишь прочитали на экране. Только пока вы это читали, у вас перед глазами была совершенно абстрактная женщина. Она могла быть беленькой или темненькой, худенькой или полной, симпатичной или не очень.
Она могла быть яркой, эффектной турчанкой с копной черных волос или рыжеволосой бледнокожей ирландкой с россыпью веснушек. Могла быть серой мышью или женщиной-вамп. Какой угодно могла быть. Но вы этого не знаете. Вы запомнили по тексту только неприятные действия.
А женщина между тем была азиаткой. Китаянкой, если уж совсем точно. У нее из сумочки торчала газета.
Теперь замените мысленно в тексте существительное "женщина" существительным "китаянка". Добавьте для сочности прилагательные или любые другие описательные формы - с раскосыми глазами, моноголоидного типа, азиатской наружности.
Попробовали? Видите, как меняется сразу содержание?
Теперь представьте, что женщина была чернокожей. Проведите эксперимент еще раз. Только не скупитесь на эпитеты. Побольше эффектных прилагательных - черная, как вакса, с полными, чуть вывернутыми губами,с пышными бедрами, что там еще...
Попробовали? Вот у текста уже и запах появился, и привкус. Определенный совершенно.
Теперь подставьте еще какую-нибудь расу или национальность. И гляньте на результат.
А ведь до этого была просто невоспитанная женщина, не знающая, как ведут себя леди в общественном месте.
Я к чему все это.
Дурное время сейчас. Смутное и дурное. Не дело это - жонглировать описательными форматами, кичиться витиеватостью форм и сочностью содержания. Именно сейчас, когда в русскоязычном интернете ходит столько мерзости. Классическая информационная война - все как описано в учебниках. С вбрасыванием ярких деталей, с использованием легко запоминающихся лексических оборотов, с фокусированием внимания на определенных моментах. Да что я вам рассказываю, вы и сами все понимаете.
Просто мне кажется, именно сейчас нужно быть максимально осторожными. Этнографический интерес, помноженный на минимальные литературные способности способен из ничего породить националистическую мерзость. Мне так кажется.

|
</> |