Времена не выбирают

топ 100 блогов oskruglikova16.04.2022

Десятки ютубных оппозиционеров погрузились в глубокомысленные рассуждения о пороках и патологиях первого лица. Рассуждают про неудовлетворенные амбиции, комплекс богоизбранности, фантомные боли по распавшемуся СССР, и проч. При этом все утверждают, что они «прекрасно знают характер Путина», потому что по соседству выросли, вместе работали, были доверенными лицами (NB! ума не приложу, откуда у офицера ФСБ такая общительность, трогательная доверчивость, и склонность пред первым встречным распахнуть душу?) А еще «знаменитые политологи и психологи» задаются вопросом о том, какая же коллективная психотравма привела народ к массовой поддержке решений правительства… Потому что вся эта фрейдомарксистская чушь дает прекрасную возможность уйти от серьезного содержательного разговора о происходящем и увести своих слушателей в приятную обывателю сферу «посудачить о чужих грехах» вместо того, чтобы включить мозги и разбираться в политике, экономике, международных отношениях.

«Чего ради мы ввязались?»

Никакие войны, никогда, даже абсолютными монархами Средневековья не начинались из-за личных амбиций. По определению тупиковый путь рассуждения о вооруженных конфликтах – смотреть на них в масштабе самого данного конфликта. Международная политика – это единый сложный организм, в котором все взаимосвязано. Поэтому, чтобы понять причины любой, даже самой маленькой, локальной войны, надо выкрутить ZOOM на максимум, и посмотреть издалека на всю картину международной политики. Какова эта картина сейчас? 

Идет третья мировая гибридная война. Гибридный характер подразумевает, что в ней есть несколько локальных «горячих» прокси-конфликтов, которые могут вспыхивать и затихать (типа Украины, Сирии, Йемена, сейчас, возможно, начнется Тайвань, на прошлой неделе перебрасывались взаимными угрозами две Кореи, есть причины беспокоиться Сербии, уж больно активно НАТО накачивает оружием Албанию, и т.д.), а остальное – противостояние экономик и информационная война. Главные игроки третьей мировой – Америка и Китай. Россия, несмотря на то что именно она сейчас принимает основной удар, в глобальном смысле участник второго плана. В общих чертах ситуацию можно обрисовать так: Америка и Китай пытаются поделить новый мир, а Россия стремится как минимум просто спастись и войти в этот новый мир суверенной и нерасчлененной, а как максимум – стать значимым активным игроком нового миропорядка.

То есть, говоря о причинах происходящего на Украине, надо говорить о причинах глобальной войны, частью которой является данный прокси-конфликт. Причины просты. «Капиталистическая система представляет собой пирамиду. Бенефициаров этой системы называют ядром. Ядро состоит из гегемона (сегодня это США) и стран второго уровня (сегодня это западная Европа). Все остальные являются странами периферии и полупериферии - отношения с ними выстраиваются на условиях неэквивалентного обмена, они, по сути, являются донорами благополучия стран ядра» (цитирую финансового эксперта К. Завьялову).

Экономика гегемона уходящего мира – Америки – переживает кризис, а экономика нового лидера, претендующего на гегемонию, переживает подъем. Государственный долг Америки исчисляется десятками триллионов долларов и растет НА НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ В МИНУТУ (загуглите и проверьте). Покрыть этот долг внутренними ресурсами невозможно, залог стабильности Америки – долларовая зависимость всего мира. Гегемону нужно постоянно расширять экспансию доллара в экономики других стран, чтобы покрыть прежние долги: неограниченно допечатывая ничего не стоящие доллары, разделить их неизбежную инфляцию между всеми участниками мирового рынка. Именно за этим Америка полвека маниакально носит по всему миру «ценности демократии» и впихивает эти ценности силой оружия тем, кто не согласен добровольно становиться источником ее дохода. 

Сейчас некоторые страны дальней периферии, т.е. сырьевые колонии прежнего гегемона, окрепли и претендуют на самостоятельность – Китай, Россия, Индия и т.д. пытаются уйти с «долларовой иглы» и больше не хотят быть донорами чужого благополучия. В 1990-х и в России, и в Китае были установлены, в сущности, режимы внешнего управления, но с приходом к власти Путина и Си Цзиньпина обе страны взяли курс на самостоятельность в международной политике и усиление роли государства в экономике. Обе страны заинтересованы в том, чтобы опрокинуть однополярное господство США и на этой почве готовы к партнерству. При этом Китай, даже несмотря на сильную зависимость от США, пережил в самом конце XX века не страшную разруху, как Россия, а невиданный экономический подъем. Дэн Сяопин был намного умнее Горбачева и Ельцина, поэтому китайцы начали с экономических реформ, сохранив политическую стабильность коммунистической модели, мы же на волне реформизма сначала разнесли вдребезги политическую систему. Поэтому Китай сейчас – вторая экономика мира, а мы там, где мы есть. 

Процесс «де-долларизации» мировой экономики постепенно набирает обороты. Все более значительный объем золотовалютных резервов стран мира (уже 60 стран) формируется в юанях, и 28 стран мира официально используют юань во внешнеэкономических расчетах. В конце 2020 г. юань был на пятом месте в рейтинге мировых валют. Китай официально провозгласил «юанизацию» мировой экономики одной из своих стратегических целей, а учитывая то, что Китай имеет первое место в мире по общему объему импорта и экспорта, эта цель представляется в перспективе вполне достижимой. 

В попытке удержать ускользающую гегемонию Америка планирует большую экономическую и политическую атаку на Китай. Но с Китаем не справиться до тех пор, пока у Китая есть Россия – партнер, готовый продавать ему энергоресурсы, продовольствие, и быть его транспортным связующим путем со всем остальным миром. Чтобы задушить экономику конкурента, Америка может блокировать все морские поставки в Китай и весь экспорт морем из Китая, но без блокады с суши достичь своих целей ей не удастся. А с суши блокаду Китая может обеспечить только Россия, так что надо либо сделать ее своим полноправным союзником, либо уничтожить ее суверенитет, заставить играть не в своих, а в чужих интересах. 

Сделать союзником – значит пустить Россию в круг хотя бы вторичных бенефициаров пирамиды, а это невыгодно. Слоник, как говорится, маленький, его на всех и так не хватает, Россия не нужна как полноправный партнер, она нужна как сырьевая колония. Значит, ее нужно лишить возможности проводить самостоятельную национальную и экономическую политику. Для этих целей у Америки есть несколько типовых вариантов. Самый простой –подарить России демократию. Месье Навальный, ваш выход!.. Установление прозападного режима означало бы свертывание программ импортозамещения, широкую открытость к евроинтеграции и потерю самостоятельности во внешней политике, ну а приятным бонусом шло ослабление внутренней интеграции (сепаратизм регионов) и ослабление роли государства в экономике. Дальше очередная «приватизация» того, что государство успело подсобрать за двадцать лет, и США+Евросоюз получают удобный доступ к сырьевой ресурсной базе. В этот раз сценарий не сработал – молодежь, конечно, повелась, но поколение, которое уже однажды это пережило, своих неопытных отпрысков быстро утихомирило.

Параллельно работал «второй фронт» - расширение НАТО. Всем, кто повторяет как мантру «ну и что, что там базы НАТО, на нас никто не собирался нападать», надо твердо помнить – ракетный, ПВОшный и ядерный потенциал расширяют не для того, чтобы его применять. Его задача – пугать, оказывать политическое давление в том случае, если вы обзавелись ассиметричным превосходством. Когда вам приставляют нож к горлу, вас вовсе не хотят зарезать – хотели бы, так полоснули сразу без лишних слов. Вас хотят заставить делать то, чего вы не хотите. Поэтому базы НАТО на Украине хотели поставить не для того, чтобы прям завтра оттуда палить, а для того, чтобы Россия стала послушной марионеткой, все той же подневольной колонией, утратила политическую субъектность. Этот вариант на самом деле беспроигрышный – либо Россия смирится с наличием ножа у горла, либо попытается этот нож выбить, т.е. влезет в военный конфликт. Поэтому военный сценарий давно и системно готовился. России в очередной раз пришлось выбирать между «плохо» и «плохо». К сожалению, хороших вариантов нам не предлагалось по определению. 

Управляемый хаос как форма жизни

Военный конфликт – это начальная точка «управляемого хаоса». Дальше для кукловодов есть множество возможных сценариев, развивающихся параллельно. Прежде всего это новая попытка свержения власти, на этот раз на антивоенной волне. Попробовали, не сыграло – опять не учли специфику традиционалистских культур, так же, как и в Ираке, и в Венесуэле. Для людей востока, в отличие от людей запада, внешнее давление это всего лишь повод сплотиться. Национальный лидер, будь он хоть пять раз диктатор, нам всегда милей иностранных «доброжелателей», под какими бы лозунгами они ни приходили. Уже через месяц беспрецедентной агрессии «цивилизованного мира» против России половина вчерашних навальнят снимала ролики в тиктоке «Путин, не подведи, родной!».

Еще одна сюжетная линия управляемого хаоса - экономические бедствия от санкций. В принципе, из всех стран мира именно Россия – страна наименее пригодная для удушения санкциями, поскольку она обладает продовольственной и энергоресурсной автономией, и расположена в центре континента, т.е. имеет самую выгодную логистику. Вот как раз Китай санкциями задушить в принципе можно, он сам себя не прокормит и не обогреет, так что ему Россия нужна позарез. А то, что именно они являются для США главным врагом, китайцы хорошо понимают. Поэтому поддержку России со стороны Китая сегодня можно считать стабильной. Что, кстати, дает нам возможность, например, почти оголив безопасные сегодня дальневосточные границы, перебросить тамошний контингент на Украину. В целом, при любых санкциях Россия, имея возможность полностью самостоятельно обеспечить свое население продовольствием и энергией, рано или поздно восполнит все другие дефициты, которые гипотетически могут возникнуть. Вопрос – в какие сроки и какой ценой, т.е. насколько значительным будет временное падение уровня жизни населения, и насколько население готово будет с этим мириться. США не надеются всерьез совсем убить нашу экономику, санкции направлены все на тот же «сценарий номер 1» - возмущенное население свергает власть. Но мне кажется, они не учитывают две вещи: 1. экономический менталитет россиян (мы еще и не такое видали, мы в 90-е не сдохли, нас ничем не проймешь) 2. наличие все-таки какого-никакого, но рынка, и какого-никакого, но менеджмента (рыночная экономика гибче, и лучше держит удар, чем плановая, и руководят ею все-таки экономисты, а не парторги). Пока профильные министерства более-менее сносно отыгрывают эту ситуацию – не наблюдаем ни тотального обнищания, ни тотального подорожания.

Главное не заблуждаться, считая санкции последствиями военных действий. Нет, санкции – это и есть военные действия. Осознание гибридного характера современной войны — необходимая ступень понимания происходящего. Все эти санкции планировались и согласовывались годами, по стремительности и слаженности их применения, по совершенной беспрецедентности их масштаба все очевидно. Полагаю, никто в здравом уме не может предполагать, что они таким образом защищают Украину?.. Наивно думать, что Россия могла этого избегнуть, веди она себя «паинькой». Повод бы нашелся. У Америки и ее сателлитов нет другого варианта спасти свою экономику, так что это логика волка из басни Крылова: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!». Сравните список стран с самым большим госдолгом на душу населения и список стран, активнее всего поддерживающих санкционный режим – полное совпадение. Именно они кровно заинтересованы в происходящем. И поэтому их не пугает даже более активная просадка их экономики на коротком отрезке как результат их же санкций. Её падение было неизбежно в среднесрочной перспективе под бременем госдолга, но так, во-первых, можно будет удобно объяснить своим избирателям, что это все «злой Путин», списав экономические трудности на украинские события, а во-вторых, в перспективе все-таки добиться своих целей и после временной просадки снова оказаться в бенефициарах, удержать свою гегемонию. А без санкционной войны такого шанса нет, и крах неизбежен. 

В ожидании победы

Теперь немного о самом худшем варианте сценария «управляемого хаоса». Военное поражение. Мы молимся за своих героев и верим в мощь нашей армии. Мы, конечно, ждем ее победы. Но мы уже совершили фатальную ошибку недопонимания того, с кем именно мы воюем. Два месяца назад очень хотелось верить в «чехословацкий сценарий», который, по мнению некоторых военных экспертов, был изначально заложен в основу плана СВО (об этом можно почитать тут https://t.me/atomiccherry/415

Сейчас мы противостоим совокупной мощи крупнейших военных держав. Да, они не готовы вмешиваться напрямую, не для того разрабатывался весь этот многоходовый план. Если бы НАТО готово было воевать с Россией, нам давно бы уже подарили демократию бомбежками, как Ираку, Сербии, Ливии и другим. Россия ядерная держава, её (пока что) напрямую трогать – себе дороже. Поэтому вражеская коалиция сделает все, чтобы затянуть происходящее на Украине. 

Всеобщая неопределенность, непредсказуемость и истерия вызваны тем, что на самом деле все участники процесса играют «ва-банк», на предельных ставках. Если мы проиграем, то в новом мире мы будем «банановой республикой», а еще вероятнее – восьмью маленькими недогосударствами. Дальше Китаю и Индии в одиночку тоже не светит ничего в их борьбе за суверенитет и активный международный статус. Если проиграет коалиция – США утратят гегемонию, а вместе с ними рухнут на уровень экономической периферии их Европейские сателлиты. Можно подробно рассмотреть позиции всех более мелких игроков, но это тема для целого самостоятельного обзора – каждый маленький сейчас лавирует между Сциллой и Харибдой, делая ставку на одного из больших игроков, выгадывая свою пользу. Все воюют со всеми, и каждый сам за себя.

Что происходит на полях сражений, разобраться крайне тяжело. Обе пропагандистские машины работают вовсю, не разберешь, где победы, где поражения. Ясно, что план Генштаба со слайдами никто не собирается публиковать в Телеграме, ясно, что обманных маневров с обеих сторон совершаются десятки, все путают следы и дезинформируют друг друга. Так что нам в тылу остается только «ждать, надеяться и верить». Но и это немало. Это тоже своеобразный фронт. Главное, что мы должны сделать, со своей стороны – дать себе труд разобраться, что именно происходит. Не вестись на рассуждения о личных амбициях лидеров или рассуждения типа «а зачем было ввязываться, если мы не обладаем достаточными ресурсами, это нам не по силам». Такая постановка вопроса неуместна – мы не могли «не ввязываться», потому что мы боремся за свое существование как нации и государства. Если вашей жизни угрожает опасность, вы, наверное, не станете прикидывать, надо ли сопротивляться более сильному противнику, или лучше не дергаться и погибнуть без борьбы?

Мы действительно живем в страшное время, мы – свидетели и участники очередного глобального передела мироустройства. Но «времена не выбирают – в них живут и умирают»… 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Жан-Жак Руссо был крайне мутным чуваком, но у него можно найти любопытные рассуждения о СВОБОДЕ человека, которые через пару сотен лет привели к рождению известной формулы: “У животного сущность предшествует существу, а у человека, наоборот, существо предшествует сущности” . Есть ...
Одним из главных орудий врага в этой войне, сильно напоминающий балканские прелюдии Первой Мировой, является оголтелая, беспардонная, торжествующая ложь, основанная на двойных стандартах, и не секрет, что Австралия, будучи, как сателлит Великобритании, в первых рядах атакующих в этой ...
Все равно не выиграю, но если не в лом ТУТ можно тыкнуть плюсик под фоткой - какбэ вроде нравится. ...
К сожалению нет сейчас в продаже моих любимых блокнотиков Student ("Школярик"), поэтому приходится выбирать что-то хотя бы отдалённо похожее. В синем блокноте 150 листов, там, где котик-рыбка - 80. И корректор на 8 метров. Не могу не показать вкуснятину - наггетсы с ...
"Мужики не поверили, однако сделали вид, что успокоились, и повели научный разговор на тему: как платят писателям и сколько процентов правды они могут допустить в своих сочинениях. Сошлись на пяти процентах". ...