Тупиковая симметрия диалога или "Ты фашист!" — "Сам фашист!"
oskruglikova — 10.03.2022Пытаюсь понять, что не так с нашей дискуссией, и как нам попытаться услышать друг друга. Среди всех моих разнообразных собеседников мне ни разу не доводилось встречать просто оголтелого милитариста, который предлагал бы танковый рейд с аргументацией тургеневского героя «потому что мы — сила!». Таких нет. Все мы за мир, все согласны в том, что дипломатия лучше пушек, но даже самые радикальные пацифисты понимают, что одно оправдание применению силы все-таки есть — это защита.
Вот здесь кроется базовое (а может и единственное) действительное расхождение, после которого диалог заходит в тупик. Среди поддерживающих спецоперацию распространен более широкий взгляд на историю и картину международных отношений, с точки зрения которого схватка начата давно и не нами, а промедление с защитой стоило бы нам независимости. С точки зрения противников спецоперации, сконцентрированных на сегодняшнем моменте, без предыстории — она началась «ни с того, ни с сего», как агрессия в силу нелепых имперских амбиций. Это обсуждение тесно сопряжено с самым болезненным вопросом, вопросом о жертвах. Потому что эти жертвы — либо цена амбиций, либо цена свободы и независимости. И это все принципиально меняет. Важно то, что именно этот аспект — защита или нападение — на самом деле и есть поле для РАЦИОНАЛЬНОГО анализа и обсуждения, и здесь можно друг друга слышать, убеждать и переубеждать, не прибегая к манипуляции. Почему не получается, и как нам понять друг друга? Попробую по пунктам:
- Вместо логического анализа вопроса «агрессия или защита» с обеих сторон включается обмен эмоциональными всплесками — «мой дед украинец», «плачут дети Донбасса», «вспомни 9 мая», «русские своих не бросают» и т.п. Чем горячее накал страстей, тем меньше шансов на понимание в политических вопросах. Потому что путь выяснения, у кого тут перед кем историческая вина, и чьих детей раньше обстреливали, заставляет нас эмоционально раскручивать цепочку вековых конфликтов с целью понять, кто первый начал. Если в этом раскручивании мы будем последовательны, и не станем останавливаться на полпути, то в конце концов придем к тому, что Каин, несомненно, первым убил Авеля, но это открытие для понимания текущей ситуации нам ничего не даст. Значит ли это, что я предлагаю не использовать историю как источник аргументации? Нет, наоборот, к истории обращаться важно и нужно, но ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ апелляция к истории контрпродуктивна. Эмоции — это не сфера потенциального компромисса, это только простор для взаимных манипуляций. Осмысляя историю, нужно стараться из разрозненного множества ситуаций, имеющихся в мировом политическом опыте, логически вычленить именно общие законы, систематически повторяющиеся схемы, типичные сцепки причин и следствий. И вот они-то будут важным подспорьем в оценке ситуации.
- «Кремлеботы» против «марионеток Госдепа». Самая распространенная версия диалогического тупика, это крик «ты наслушался пропаганды! тебе мозги промыли!». Промыли, конечно, обеим сторонам, не сомневайтесь! Но каждая сторона убеждена, что промыли только другой, а у нее-то самой мозги чистые, как первый снег. Потому что именно ее инфлюэнсеры являются «независимыми». Конечно, пропаганда реально работает с обеих сторон. Ну, то есть теперь уже с обеих, потому что информационная война первую неделю была для России войной партизанской — частные люди, кто во что горазд, вылезали из ЖЖ-траншей и Дзен-окопов с неумелой писаниной, защищая Отечество, кто чем может. Теперь спохватились те, кому следовало это делать с самого начала, борются с фейками, зачищают инфополе, но в личку по-прежнему падают сообщения от «американских друзей» и «граждан мира» с призывом ко мне не верить своему правительству, и угрозами Гаагского трибунала от революционно настроенных соотечественников. Сейчас обе пропагандистские машины успешно работают. Что нужно в таком случае для возможности диалога? Просто вместо автоматического обесценивания — «тебя обдурили, и лексика у тебя пропагандистская, и источники информации недостоверные!» — спросить «послушай, а какие у тебя источники информации? на что ты опираешься?». Многие из нас не потеряли привычки читать книги, анализировать, сопоставлять исторические данные и теории политико-экономических учений, читать все наши и не наши каналы на разных языках. У многих их нас есть возможность задать вопросы знакомым военным, или гражданским специалистам ВПК, способным реально оценивать угрозы. Сможем ли мы вместо того, чтобы тыча друг в друга пальцем, кричать «пропагандист!»/«сам ты пропагандист!» делиться теми источниками информации, которыми мы располагаем, и своими размышлениями о них?
- «Нам всё врут — вы что, не знаете о военной цензуре!» Ну как же, как же — знаю. Но и о дезинформации как важнейшем орудии любого противостояния я знаю тоже. Первым в истории русской цензуры указом был как раз указ Петра от 1708 г., который был вызван необходимостью бороться с дезой, систематически распространявшейся Карлом XII в наших войсках. Именно с нуждами Северной информационной войны вообще связано рождение нашей прессы. Ужесточение контроля за информацией было в ходе всей мировой истории естественным симметричным решением обеих сторон конфликта. А в данном случае это еще и ярко показывает, кто, собственно, сам считает себя стороной конфликта. Наши каналы заблокированы в Америке, Германии, Франции, Великобритании, а вовсе не только на Украине. Да что там — в Латвии и то 700 евро штраф за подключение к российским каналам, и блокировка интернет-провайдерами российского контента. Какое им дело до наших каналов, если они «над схваткой»?.. Ну слушали бы себе прекрасно обе стороны — это было бы вполне в духе ценностей демократии. Но уже много лет информация, идущая из России, блокируется, т.е. «западные партнеры» сделали именно то, что является естественных шагом сражающейся стороны, а не стороннего наблюдателя... Нет, я не заблуждаюсь насчет того, что всю правду о реальном масштабе операции, количестве жертв, составе контингента и т.п. узнают только историки, лет через 20. И продолжат уточнять эти данные все новыми изысканиями и раскопками следующие сто лет. Мы, современники, будем знать только часть этой картины. И все-таки у нас есть сейчас гораздо больше возможностей для верификации хотя бы этой маленькой части большого паззла. Вот когда наши сообщили о биолабораториях, я, признаться, подумала — чудят, палку перегибают, Голливуд какой-то. И даже когда РИА Новости процитировало Нуланд в переводе, не поверила — а вдруг перевод неверный, или вырвано из контекста. Но вот же она — запись заседания Сената. Видео доступно. Знание английского широко распространено среди соотечественников. Посмотрите и убедитесь (особенно интересно смотреть на выражение лица и мучительное подбирание слов). Значит ли это, что я призываю во всем верить сводкам МО? Нет, не призываю. Наши вот уверяли, что там нет и не будет срочников. Оказывается — есть. Вроде, мало, и только в тылу, и сейчас же всех домой отправим, а виновных покараем, и все-таки... Сознались сами, первыми, в собственной же сводке, манифестировано как «эксцесс исполнителя», больше не повторится... Но факт есть факт. Короче, правды никто не обещал, в информационной сфере все «по законам спецоперационного времени». А следовательно — смотри пункт первый, критически важно то, что это для нас: цена амбиций, или цена свободы и независимости?
- «Позвоните друзьям на/в Украину» — это решение почему-то часто предлагают для борьбы с пропагандистским влиянием и как средство «разрыва информационного пузыря». Предложения определенной степени наивности, конечно, трудно комментировать... То есть мы все, безусловно, звоним, но мы звоним разным друзьям. Вот над моими сейчас полыхает, и они отвечают только нейтральными стикерами в ватсаппе, чтобы хотя бы сообщить, что они живы, потому что боятся, что их услышат или прочтут, а значит отступающие с ними просто расправятся напоследок за их пророссийскую позицию... А ваши друзья сейчас, возможно, «Бандера-смузи» фасуют... Ну и что? Ни то, ни другое в нашем споре, получается, не аргумент. Украина неоднородна, как и Россия, впрочем, что на днях весьма наглядно выяснилось.
- «Граждане против анчоусов» — есть еще проблема со сложившимся в нашей стране специфическим пониманием гражданственности. Гражданской считается по определению только антиправительственная позиция. Все, кто правительство поддерживают, это так называемые анчоусы — они, по мнению своих оппонентов, ходят на разрешенные митинги по указке и подписывают коллективные письма по разнорядке, полученной от начальства. Взаимопонимания в обществе могло бы существенно добавить принятие всеми того факта, что гражданственность бывает разная. Открыто, честно и последовательно выступающие с обеих сторон общественного диалога люди — в равной степени совершают гражданский поступок. Для понимания нам недостает элементарного взаимоуважения.
- Поколенческий разбег. Россия слишком часто переживает переломные моменты, проходит какие-то ломки и точки невозврата. Поэтому так трудно создать «примиряющий исторический нарратив» — каждое поколение воспитывается на нововыдуманных ценностях в новопостроенных реалиях. И договориться им потом крайне трудно. Для всех, кто родился в СССР, картина мира выглядит так: украинцы — это «договорный народ», а Украина — государство-лимитроф (извините за маргинальный термин). Для тех, кто родился позже — это полноценное национальное суверенное государство, как все другие. Потому что, когда они в детстве впервые увидели карту мира, государство Украина ней уже было. А когда, почему и для чего оно возникло, над этим почти никто из молодых особо не задумывается. Поэтому в понимании старших то, что сейчас происходит, это скорее гражданская внутри одной большой нации — борются «белые» с «красными» (в данном случае воины национального суверенитета и рыцари евроинтеграции) внутри одного народа, поэтому и борьба раскалывает в равной степени Россию и Украину, и ровно по тому же самому ценностному вектору. А для молодых — это именно противостояние двух народов.
Ну и какие у нас со всем этим перспективы договориться до консолидации и компромисса?.. Слабые, судя по всему. Но если есть хоть маленький шанс...
|
</> |