Вред трудолюбия
sapojnik — 11.07.2014 У Варлама Шаламова в его «Колымских рассказах» есть такое наблюдение: в ГУЛАГе быстрее всех гибли на каторжных работах так называемые «справные» - жилистые, здоровые, трудолюбивые, привычные к работе люди, «соль земли русской». Их беда была в том, что они просто не умели не отдаваться работе полностью – и потому вкалывали, не обращая внимания на то, что нормы установлены зверские, а питание отвратительное и скудное, и на треть не возмещающее затраты организма. Дольше выживали те, кто работать изначально не собирался и искал любые возможности, чтобы «откосить», «заныкаться» или как-то перевалить работу на другого, а если уж работал, то старался все делать «для галочки», лишь бы как.«Пахари» (это часто были так называемые «кулаки», у которых добрая Соввласть отобрала все и отправила в лагерь) трудились не покладая рук, выполняя требования лагерного начальства – и довольно быстро просто сгорали, как свечки. Умирали от истощения.
(кстати, вполне возможно, что именно этим лагерным опытом объясняется своеобразный стиль отношения к работе в России и по сей день – стиль «халяй-валяй» и «работа не волк, в лес не убежит»; просто наши люди давно усвоили, что добросовестный труд антиадаптивен и представляет собой прямую угрозу для выживания)
Я вспомнил Шаламова, размышляя о нынешней оппозиции, так и не сумевшей набрать требуемые законом 3% подписей жителей своего избирательного округа – и потому лишившиеся (под дружно улюлюканье провластных «патриотов) возможности бороться за победу на выборах в МГД.
Дело в том, что я в этот избирательный цикл активно общался с московской оппозицией, ходил на собрания «независимых кандидатов» и по мере сил старался помогать им советом. С ребятами и девчатами, которые впоследствии составили «Коалицию За Москву», я общался начиная с марта.
Едва только прошел первый слух о готовящихся поправках в избирательное законодательство, отменяющее выдвижение от политических партий и вводящее в 6 раз (!) повышенную норму сбора подписей для регистрации кандидатом, я понял, чем это грозит им всем. И после этого на собраниях не раз и не два предлагал им в максимальной степени озаботиться именно этим вопросом, как ключевым.
Ибо, говорил я, какой смысл рассуждать об агитации или о «цветах коалиции», если у вас просто не будет возможности участвовать в выборах? Под вас подвели БОМБУ огромной разрушительной силы!!
На мой взгляд, у предложения «Единой России» в очередной раз грубо перекроить избирательный закон было по меньшей мере два слабых места, за которые можно было ухватиться. Первый – очевидный: невероятная наглость и попрание логики – менять правила выборов всего за 4 месяца до дня голосования (Закон об изменениях, вводящий 3% вместо 0,5%, был подписан президентом 5 мая). Это чистой воды шулерство! Собственно, изменения в Избирательный Кодекс Москвы были внесены Мосгордумой и вовсе в июне: ввели изменения – и тут же объявили выборы! Конечно, такое возможно только при полном непротивлении избирателя.
Второй момент – тот, о котором я уже много раз писал: возможно и необходимо попытаться торпедировать саму суть требования к кандидатам собирать и представлять подписи избирателей вместе с их паспортными данными. Ведь это входит в явное противоречие с «Законом об охране персональных данных»! Житель, доверчиво передающий сборщику свои паспортные данные вместе с образцом своей подписи, реально многим рискует – да и вообще непонятно, с какой стати он должен свои ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ передавать постороннему физическому лицу?
У меня было предложение действовать в обоих направлениях, которое я и озвучивал собранию оппозиционных кандидатов: провести серию митингов против поправки в избирательное законодательство, а заодно подать иск в Конституционный Суд РФ, требуя отменить само требование сбора подписей или, по крайней мере, существенно его смягчить (к примеру, не требовать от гражданина давать сборщику подписей свои паспортные данные – как оно, кстати, обстоит в других странах с реальной демократией).
Выслушивали меня сочувственно, но все предложения как-то протестовать против сбора подписей отклонили. Под поразительным предлогом: народ, говорили мне оппозиционные кандидаты, не поймет! Какие-то, мол, подписи, регистрация… Кому это интересно?!
А в глазах у молодых «штурманов будущей бури» читалось: «Не дрейфь, папаша! Зачем нам митинги? Подумаешь – мы поднатужимся и соберем эти дурацкие подписи! Сколько там – 5 тысяч штук? Не проблема!»
По сути, передо мной был чудесным образом возродившийся тот самый шаламовский типаж: та же несгибаемость, трудолюбие, упорная вера в то, что «терпенье и труд все перетрут». На новом, так сказать, историческом этапе. Они ведь правда ВЕРИЛИ, что соберут подписи – вот что важно понять. Гвозди бы делать из этих людей!
Но увы, не собрали. Только даром потратили и силы, и деньги. Кто-то чужие, а кто-то и свои – на печать бланков, на оплату сборщиков, на услуги юристов… Остается надеяться, что не надорвались при этом – все-таки не ГУЛАГ…
Нынче они в дурацком положении: начни СЕЙЧАС протестовать против обструкционистских поправок в избирательный закон – это будет выглядеть как размахивание кулаками после драки. Что ж, типа, раньше-то не протестовали?
Оппозиция у нас пока не поняла, что метод Коняги из «Скотного двора» Оруэлла, которая на любые ухудшения ситуации реагировала одинаковым лозунгом «Я буду работать еще больше!» - не годится. ДУМАТЬ надо. Прогнозировать и упреждать. Махать кулаками ДО, а не после драки.
И не надо стремиться любой ценой выполнять нормы, установленные специально с той целью, чтобы их невозможно было выполнить. Ближе надо быть к народу - который давно и прочно усвоил, кто и зачем все нормы устанавливает.
|
</> |