ВРАТА ДАВИДА

Предупреждаю: тема не глобальная, возможно, очень мало кому интересная, но для меня важная. Так что, ежели что, можете смело пропускать, а кто не пропустит, не обессудьте...
Всех, спрашивавшие меня насчет "обострения пограничного спора между Грузией и Азербайджаном", - типа, что это вообще и чем может закончиться, - прошу не обижаться за отстутствие ответа. Не хотелось разменивать время на пустяки, а это (кто хочет, может прочитать сам: взгляд, конечно, на 100% грузинский, но фактология, в общем, более или менее точна). Никаких серьезных, хотя бы чего-то типа этого, где спор аналогичный, не грядет. Все стихнет, а потом, спустя время, начнется опять, и так далее, и тому подобное. Вообще-то, конечно, спор лучше было бы решить раз и навсегда, - хотя бы ради того, чтобы когда-нибудь не грянуло всерьез, - и все, от президентов до простых граждан это понимают, и способы для этого вполне даже есть: например умный человек по имени Юнис Насибли предлагает просто взять и поменять спорные 13 квадратов храмового комплекса (очень ценные для Грузии) на тоже ценные, но для Азербайджана, ворота Гянджи, когда-то увезенные в Тбилиси в качестве трофея и ныне хранящиеся в монастыре Гелати. Вполне разумно. В принципе, Баку и раньше на это намекал, но в Тбилиси слышать не хотели, ссылаясь на то, что ворота, во-первых, принадлежат Церкви, а во-вторых (главное), национальное достояние, свидетельствующее о доблести и мужестве предков.
На том бы и закончить.
Но есть нюанс, в связи с которым, собственно я и решил осветить вопрос.
Среди множества линков, присланных мне разным френдами, оказался и тот, который вы видите. Экскурсовод (или просто дама, не чуждая любви к прошлому своей страны) ведет маленькую группу туристов по тому самому Гелатскому монастырю, где, в частности, насчет ворот (чуть ли не главная достопримечательность комплекса) говорить буквально (не верите, вслушайтесь) следующее: "после землятрясения в Гяндже, грузинский царь Давид напал на Гянджу, разграбил Гянджу, убив население, забрал Гянджинские ворота и увез. Вот эти ворота... Трофей". А потом еще несколько раз: "Как звали царя? - Давид. Давид Строитель".
И вот тут, извините, я, - подобно тезке и коллеге, - не могу молчать.
Да, действительно, - и сейсмологи это давно подтвердили, - 30 сентября 1139 года агванский (ныне азербайджанский) город Гандзак (ныне Гянджа), большой торговый центр и серьезная крепость, был сокрушен подземным толчком силой ок. 11 баллов. Погибли многие десятки тысяч людей (пусть не 230, но очень много), рухнули стены цитадели, - и обо всем этом очень подробно написал великий историк Мхитар Гош, гянджинец, видевший все своими глазами и "уцелевший волею Господней" (все цитаты по его знаменитой "Агванской хронике").
Да, действительно, сразу после несчастья, вернулись грузинские войска, незадолго до того безуспешно осаждавшие Гянджу и, войдя в проломы, по словам Мхитара Гоша, "поступали немилосердно и грубо и напали на оставшихся в живых, предали их всех мечу и привели к рабству. Несмотря на то что они видели, что город, который был значительным, внезапно был повержен в ад, ибо груды золота и горы человеческих останков были свалены в одну кучу, они не подумали стать милосердными по отношению к городу, откапывали и увозили золотые и серебряные сокровища и своими налетами и пытками они мучили народ более жестоко, чем само землетрясение".
Да, действительно, захват пострадавших от землетрясений, пожаров, наводнений и других напастей населенных пунктов, по объективным обстоятельствам не способным оказать сопротивления, был важной составной частью стратегии грузинских царей, источником относительно незатратного пополнения казны и расширения парка трофеев, - то есть, национального достояния, свидетельствующего о доблести и мужестве. Между прочим, такие методы в ту мало толерантную эпоху воспринимались достаточно спокойно, и летописцы повествуют о подобных сюжетах, случавшихся и до, и после, вполне сдержанно. Плач Мхитара Гоша в этом смысле - исключение. И, думается, как раз в связи с Давидом.
Потому что Давид Строитель ака Агмашенебели (Реконструктор) к истории с воротами никак не причастен. Во-первых, он скончался за 14 лет до того, в 1125-м, а во-вторых, кабы и был жив, не стал бы насиловать беззащитный город. Не тот был человек. Штучный был. Во всех отношениях. Воин, политик. дипломат, - и при этом, как ни странно, гуманист высшей пробы. По нынешним меркам. Настолько, что в 1120-м, когда в важнейшем городе Ани, который ему был позарез нужен, тоже тряслась земля (не как в Гяндже, конечно, но неслабо), прервал поход и послал пострадавшим продовольствие и стройматериалы. Не глядя на то, что они пойдут, в том числе, и на восстановление стен. И так было всегда. Даже во взятых штурмом крепостях насилий не случлось: царь сразу же брал побежденных под защиту, и следующие встречали его хлебом, солью и вином. Вот потому-то парон Гош, хорошо помнивший Давидовы времена, был так потрясен: Агмашенебели как-никак, правил не год, не два, а едва ли не сорок лет, за это люди успели привыкнуть, что грузинские воины не обижают, и считали исключение правилом.
В связи с чем, хотелось бы обратиться к грузинским экскурсоводам.
А также людям, не чуждым любви к прошлому своей страны.
Дорогие мои, хорошие, я, безусловно, все понимаю. Вас уже лет десять учат знать не то, что было в реале, а то, как следует думать, что было. Ваша история нынче укладывается в предельно краткий курс: страничка о Строителе, еще страничка о Тамар, возможно, пара строк о Брцхинвале, потом глава про Георгиевский трактат плюс 200 лет вместе сплошного колониального ига, - и, наконец, Великая Эпоха.
Это понятно.
Вы ни в чем не виноваты.
Вас так учат, и вам с этим жить.
Но все-таки, если можно, не трогайте хотя бы Давида.
Он уникален.
Другого такого у вас не было и, боюсь, не будет.