враждебная архитектура
cantanapoli — 02.09.2024В большинстве случаев архитекторы пытаются добиться простоты ориентации внутри общественного пространства, легкости понимания где выходы, предотвращения толп и очередей.
Но брат мне рассказал что есть случаи когда используется другая концепция — дезориентирующая, или враждебная архитектура. Самым ярким ее примером является способ построения игровых залов в казино — там обычно отсутствуют окна, чтоб поощрять игроков заигрываться до утра, дорожки между столами и автоматами сделаны слегка изогнутыми, но ровно в той степени чтоб ты не понимал, что сворачиваешь, а не идешь прямо. В результате — посетители, особенно новички, непрерывно запутываются и выходят не туда. А значит, нужно возвращаться, снова проходить мимо автоматов с немалой вероятностью «остаться еще на секундочку».
И я подумал что эта вот концепция — формально удобного, но при этом враждебного по своей структуре окружения, она очень многое обьясняет не только в архитектуре казино.
Например похожим приемом пользуются для построения бюрократических пространств. Создавая жуткую атмосферу непонимания (три экземпляра черной ручкой, прийти во вторник с двух до пяти и так далее), очередей и ощущения собственной ничтожности. Это делается вовсе не ради простого унижения посетителей.
Если альтернативой системному унижению будет «решить вопрос деньгами» — то набитый коридор это такой же элемент механизма получения денег, как для казино — отсутствие окон.
Построение визуального пространства современных соцсетей, кстати, тоже может быть примером враждебной архитектуры. Приходя cюда мы вроде как идем за котиками и общением, а нас в это время кормят рекламой и «спонсированным контентом». И выход найти не легче чем из игрового зала казино.
|
</> |