ВПРАВЕ ЛИ МЫ КОНТРОЛИРОВАТЬ СУД?
Сообщество "АЛЛЕЯ ПРАВА" — 14.05.2011
Председателю Верховного суда Российской Федерации
В. М. Лебедеву
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Уважаемый Вячеслав Михайлович!
Открытые письма нередко пишут с тем, чтобы оказать давление на адресата. Но о каком давлении может идти речь, если правозащитник обращается к председателю Верховного суда страны?
Другое дело, если бы лидер российского общества решил обратиться к руководителю государства. Он мог бы оказать на него давление. И это было бы разумно. О законности в этом случае говорить не приходится, ведь право, как известно, – это атрибут государства, но не общества.
Ас обществом у нас большие проблемы, что не может не отражаться на государстве, которое де-факто является главным учреждением общества.
Но это тема, скорее философская, нежели юридическая.
Поэтому перейду к вопросу о праве.
У общества, коль скоро мы признаем его фактическим учредителем государства, наверное, есть определенные права по отношению к своему учреждению. Это касается, в частности, его устава, а также средств, необходимых государству, как для собственных нужд, так и для выполнения так называемых государственных услуг.
К слову сказать, функции правосудия или, по другому, результаты судебного производства это своего рода услуги? Или это форма проявления государственной власти?
В январе 2010 года я выступил перед участниками симпозиума «Татарстан-2009» с докладом, в котором попытался обосновать идею общественного контроля над государством и в том числе над судебной системой.
В самом деле, ведь общество, как всякий учредитель вправе контролировать свое учреждение, то есть государство. Но, коль скоро общество вправе его контролировать в целом, то оно тем более вправе контролировать и судебную систему, являющуюся органической частью государства.
В своем докладе я опирался на мнения руководства заинтересованных республиканских структур, включая Министерство юстиции, Прокуратуру и Верховный суд Татарстана.
Идею общественного контроля над судебной системой поддерживает и председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин. Соответствующие разъяснения он дал в ответ на запрос Совета судей РФ, действуя в качестве специалиста в области конституционного права.
Теперь о конкретике. Заручившись предварительным согласием администрации социальной сети «Гайдпарк» об информационной поддержке идеи общественного контроля над судебной системой, я решил продолжить ее разработку.
Правозащитный центр «Андурский и партнеры» намеревается:
§ оказывать содействия неопределенному кругу лиц в подготовке и опубликовании, как правило, в Гайдпарке, описаний различных «конфликтных» историй,
§ анализировать перспективность судебного и досудебного разрешения тех или иных конфликтов,
§ проводить независимую экспертизу состоявшихся судебных актов (на предмет их соответствия действующему законодательству),
§ оценивать перспективность обжалования таких актов.
Хотелось бы надеяться на то, что наши намерения встретят понимание не только у широкой общественности, но и у судейского сообщества, которое, как заметил председатель Верховного суда Татарстана Ильгиз Гилазов, не может не подвергаться всем тем процессам, которые идут в нашем обществе. Что, добавлю, касается, в частности, коррупции, то есть разложения.
Наше общество нуждается в радикальном оздоровлении. Свою роль в этом призвана сыграть судебная система, ведь ее задача отнюдь не ограничивается восстановлением истины и наказанием виновных в тех или иных преступлениях закона. Ничуть не меньшее значение имеет воспитательная функция.
Отсюда значимость общественного контроля над судебной системой, призванного способствовать санации этой системы. Однако не стоит противопоставлять правозащитников судьям. У нас одна и та же стратегическая задача. Это установление Истины, восстановление справедливости и, конечно же, содействие восстановлению духовности нашего общества.
Андурский Ефим Яковлевич, ведущий партнер Правозащитного центра «Андурский и партнеры», член Международной федерации журналистов, член российского Философского общества