Впервые в истории кинематографа
paradoxov — 04.12.2016Интересно пишет про историю кино dubikvit. Один из последних своих постов он посвятил фильму «Земля Санникова» – о том, что этот фильм сильно отличается от оригинальной книги. В детстве этот фильм казался интересным. Сейчас – унылой галиматьёй. Единственно, что в нём хорошее – это Олег Даль с Вициным и Дворжецким. Ну и конечно великолепная песня «Есть только миг». В остальном – очень посредственный фильм. Но я сейчас не об этом.
В своём посте dubikvit рассказал о сложностях создания оригинального доисторического мира в кино того времени. В частности, он пишет: «именитые режиссеры браться за воспроизведение на экране мамонтов и других диковинных зверей не хотели – компьютерной графики не существовало в природе, рисованная анимация не давала "ощущения правды жизни", а создание механических зверей было делом весьма дорогостоящим»
Мне подумалось: интересно, а когда вообще компьютеры впервые были взяты кинематографом на вооружение? В голове смутно возник образ «Парка Юрского периода» Спилберга. А раньше? Заинтересовался я этим делом, начал искать. И вот что нашёл. Оказывается, впервые компьютеры в кино были использованы задолго до «Парка Юрского периода» Спилберга. Вот как это было.
Первым фильмом, с которого началось использование в кино компьютеров для создания спецэффектов в стиле т.н. «компьютерной графики», или 3D-графики, стал фильм TRON производства Walt Disney Productions. Фильм TRON был приключенческо-фантастическим.
Режиссёром фильма был Стивен, но не Спилберг, а Лисбергер. На нижнем фото он (слева) в роли самого себя в фильме «Tron: Наследие» (2010 год).
В 1973 году, ещё будучи студентом Школы Музея изобразительных искусств (School of the Museum of Fine Arts.), Стивен Лисбергер снял с друзьями анимационную короткометражку «Cosmic Cartoon». Мультфильм получил премию Student Academy Award 1973 года (в том году как раз был снят советский фильм «Земля Санникова»).
В 1978 году Стивен Лисбергер задумал снять 90-минутный анимационный фильм «Олимпийские игры животных» («Animalympics»). Фильм был приурочен к Олимпиаде-80.
У мультфильма, кстати, была не очень простая история. Первоначально он был анонсирован сетью NBC, которая планировала трансляцию Олимпиады-80 из Москвы. Предполагалось, что Лисбергер создаст не единый фильм, а серию короткометражек по разным видам спорта, которые и будут транслироваться между показами спортивных состязаний из Москвы. Но в декабре 1979 года СССР ввёл войска в Афганистан и президент США Джимми Картер инициировал бойкот московской олимпиады. После этого NBC отказалась от своих планов.
Тем не менее Стивен Лисбергер продолжал работу над фильмом и показал его на Международном кинофестивале в Майаме 1980 года. Профиль этого кинофестиваля – показ независимых американских и иностранных фильмов. Мультфильм «Олимпийские игры животных» получил хорошие отзывы, после чего был показан в ряде стран в ходе Олимпиады-80 в Москве. Крупные американские телеканалы проигнорировали этот фильм (как никак – бойкот). Однако компания Warner Bros. Entertainment Inc. приобрела этот мультфильм для выпуска на видеокассетах и для показа по кабельному телевидению.
Кстати, над «Олимпийскими играми животных» в качестве арт-директора и аниматора работал Роджер Аллерс, который в 1994 году снял самый кассовый в истории 2D анимационный фильм «Король-Лев». И этот же Роджер Аллерс работал со Стивеном Лисбергером над фильмом «TRON».
Ещё один участник проекта «Олимпийские игры животных» (в качестве аниматора) – Брэд Бёрд – в качестве творческого консультанта работал над первыми 8 сезонами «Симпсонов». Именно ему «Симпсоны» во многом обязаны своей запоминающейся стилистикой. А позднее он же работал над другим известным мульт-сериалом – «Царь горы». Но вернёмся к Стивену Лисбергеру.
Ещё в 1976 году Стивен Лисбергер познакомился с образцами компьютерных графических изображений, созданных в Mathematical Applications Group (MAGI). Лисбергер был очарован необычными изображениями и уже тогда загорелся идеей включить компьютерную графику в фильм. Так что dubikvit не прав, считая, что в 1973 году компьютерной графики не существовала в природе. Она существовала. Но не в СССР.
MAGI была образована в 1972 году и представляла из себя группу энтузиастов-дизайнеров, планировавших применять компьютерные новации для кино и телевидения. В MAGI была разработана система Synthavision для создания и рендеринга 3D изображений. Вот здесь по ссылке можно посмотреть небольшой рекламный ролик с демонстрацией возможностей Synthavision. Сегодня нас такая графика конечно не потрясает. Но в конце 70-х это был прорыв в небывалые возможности.
3-мерное изображение танка для фильма «TRON», созданное на Synthavision MAGI.
Сюжет фильма TRON интересен с точки зрения влияния на развитие индустрии этого типа фильмов.
По ходу сюжета, разработчик программного обеспечения Кевин Флинн (он на заглавном фото этого поста) занят в компьютерной корпорации Encom разработкой игровых автоматов под названием Flynn.
Кевин разработал несколько видеоигр для этих автоматов. Но другой программист – Эд Диллинджер – украл их у него и выдал за свои разработки. Флинн уходит из корпорации, но старается доказать своё авторство. Для чего пытается взломать главный компьютер Encom. Но ему не даёт осуществить взлом программа MCP (Master Control Program) – созданный Диллинджером искусственный интеллект.
Искусственный интеллект MCP оказывается таким мощным, что выходит из под контроля и начинает подчинять себе бизнес-программы и даже программы с правительственных компьютеров. Планы MCP доходят до того, что она решает подчинить себе Пентагон и Кремль и проявляет интерес к Китаю. MCP шантажирует Диллинджера.
Кевин Флинн создаёт собственную программу – TRON (понятно, что ему помогает подружка), и убеждает Диллинджера, что с тиранией MCP надо покончить. Ну и, в общем, начинается тотальная война с киберпространстве.
Понятно, что в таком фильме часть сцен должна быть решена в необычной стилистике. Для производства проекта TRON Лисбергер и его партнёр Дональд Кушнер ещё в 1977 году создали собственную компанию.
Первоначально Стивен Лисбергер даже создал около 30 минут фантастических кадров с применением классической рисованной анимации. Для придания некоторой футуристичности, он придумал делать заднюю как бы неоновую подсветку линий на изображении. Это было очень в духе музыки Диско, царившей во второй половине 70-х.
Фильм TRON задумывался как анимационный с вкраплениями «живых» кадров. Постепенно пришла идея об ограниченном использовании компьютерной графики. Поскольку первоначально бюджет фильма был очень ограниченным (Лисбергер рассчитывал только на свои капиталы в 300 тыс.долларов), несколько компьютерных компаний, в которые он обратился, не заинтересовались предложением. Наконец удача улыбнулась ему. Его проект вызвал интерес в компании Information International, Inc.
Information International занималась опытами в области 3D компьютерной графики и в 1976 году создала раннюю версию известного мультфильма «Adam Powers, The Juggler». Для интереса можно ознакомиться с этим полностью компьютерным мультфильмом по ссылке. Правда это более поздняя версия 1981 года. В 1976 году графика была попроще. Однако сами принципы трёхмерной машинной графики были заложены уже тогда и остались в целом неизменными. Лисбергер встретился с представителем Information International и они стали прорабатывать идею полноценной компьютерной графики в фильме.
В 1980 году, после успеха фильма «Олимпийские игры животных», на Лисбергера обратили внимание в Walt Disney Studios, которая как раз в то время искала новые идеи для своих проектов. Однако диснеевцев несколько испугал объявленный Лисбергером бюджет фильма в 10-12 млн. долларов и они попросили сделать небольшой ролик для демонстрации возможностей технологии. Лисбергер создал короткий ролик, в котором герой бросал летающий диск.
Это впечатлило компанию, и Walt Disney Studios дала зелёный свет проекту. Правда Лисбергер с удивлением скоро натолкнулся на скрытый саботаж диснеевцев. Никто из классических аниматоров Диснея не пожелал сотрудничать в проекте. Ну и зря.
Изюминкой фильма, конечно, была компьютерная анимация. Для реализацию всех сцен в стиле компьютерной графики, Disney обратилась к четырём компаниям: уже упомянутым MAGI и Information International, а также к калифорнийской фирме Robert Abel and Associates (RA&A) и нью-йоркской Digital Effects.
У каждой из компаний были какие-то свои плюсы. MAGI, благодаря своему продукту Synthavision? создавала анимацию как таковую – то есть движение живых объектов в соответствии с анимационными особенностями скелета. А вот Information International имела отточенную технологию создания неживых 3D объектов и – что весьма кстати – имела самый мощный на тот момент мини-компьютер «Супер Фунли F-1», совместимый с DEC PDP-10. Это была самая быстрая PDP-10-соместимапя машина из когда-либо построенных, что как нельзя лучше подходило для 3D графики, требующей больших объёмов вычислений.
Robert Abel Associates специализировалась на производстве телероликов с использованием компьютерной графики. Robert Abel разработала ряд алгоритмов трассировки луча, позволяющих создавать чрезвычайно достоверные гладкие и жидкие поверхности. Примерно как на этом изображении 3D шаров :
Нью-Йоркская студия Digital Effects была создана в 1978 году. Она также специализировалась на 3D графике. Digital Effects была одной из первых в мире студий, специализирующейся на создании т.н. «летающих логотипов» – названий компаний и телеканалов, которые как бы вылетают из бесконечности и замирают перед зрителем в 3-мерном пространстве. В наше время эти «летающие логотипы» являются почти обязательным атрибутом любого уважающего себя телеканала или киностудии.
На фото: 3D изображение, созданное компанией Digital Effects в 1982 году.
Оригинальная система компании Digital Effects состояла из графической станции Tektronix (с графическим дисплеем), подключенной через модем 1200 БОД (просто фантастическая скорость соединения для того времени) к удалённому компьютеру Amdahl 470V/6 (несколько машин этого типа работали в вычислительном центре НАСА).
В общем, компашка подобралась классная. Все четыре фирмы были одними из самых продвинутых на тот момент компаний, специализирующихся в области компьютерной графики.
В процессе создания фильма TRON был использован самый модерновый (на 1981 год, когда он появился) компьютер Hewlett Packard HP-9826. HP-9826 был построен на основе микропроцессора Motorola 68000 с частотой 8 МГц.
Рекламный проспект компьютера HP-9826.
Для того времени HP-9826 с 2 Мб памяти и особенно его 32-битный микропроцессор Motorola 68000 был просто чудом техники. Студия Уолта Диснея применила компьютер HP-9826 при съёмке фильма «Tron» для управления всеми процессами: от корректировки камер до графических и текстовых суперналожений.
Фильм Tron стал вехой, открывшей для создателей фильмов возможности широкого использования компьютерной графики. И хотя собственно компьютерной графики в фильме было не более 15-20 минут всего времени (а фильм длится 96 минут), тем не менее это был прорыв. Правда компьютерная графика как таковая использовалась в основном для создания виртуальных пространств и для моделирования таких объектов, как танки и т.п.. В остальном же это была «подсветка анимации» – многослойных кадров, в которых созданные традиционным образом линии подсвечивались в стиле неоновых ламп.
Огромного труда требовал постпродакшн. Всего в работы было вовлечено 569 человек, которые не покладая рук трудились над совмещением «живых» кадров с компьютерной графикой и «подсвеченной анимацией».
Премьера фильма TRON состоялась 9 июля 1982 года в 1091 кинотеатре. В первый уик-енд фильм собрал 4 млн долларов, а в целом собрал 33 млн. Студия Дисней посчитала это провалом, поскольку с бюджетом в 17 миллионов она планировала на по крайней мере в десять раз большую сумму сборов.
Фактический провал в прокате фильма TRON критики связали с тем, что создатели чрезмерно увлеклись спецэффектами. Все отметили, что эффекты фильма TRON просто «сносят башню». Однако кроме спецэффектов, собственно, ничего и нет. Сюжет слабый, а взаимоотношений между людьми – чем в первую очередь привлекают, например «Звёздные войны», как таковых вовсе нет.
Иными словами, TRON получился просто неким аттракционом, демонстрирующим сказочные возможности компьютерной графики. После этого фильма кинематографисты поняли, что получили в свой арсенал новый крутой инструмент для создания просто невероятной реальности. Однако сам фильм TRON, если оставить за скобками компьютерную графику, каким-то достижением в сфере киноискусства не стал. Так бывает.
И однако именно TRON и его создатель Стивен Лисбергер открыли для нас новый чудесный мир невероятных компьютерных эффектов. Прошло несколько десятилетий и сегодня без компьютерной графики просто невозможно представить большинство экшн-фильмов.
На этом всё. Благодарю за внимание.
|
</> |