Впереди 12-ти не шёл Христос: так сказали мне сами хамы
uctopuockon_pyc — 10.12.2024 ."Впереди 12-ти не шёл Христос: так сказали мне сами хамы" -
так начинается одно стихотворение-посвящение, написанное в апреле 1919 года.
Написала его Зинаида Николаевна Гиппиус, литератор, декадентка, эстетка, дворянка,
словом - типичный представитель Серебряного века.
Посвящено стихотворение было Александру Блоку. Оно так и называлось "А.Блоку".
У стихотворения, посвящённого Блоку был прозаический эпиграф:
----------
"...На танцульке в Кронштадте сильно выпивший матрос, обиженный отказом барышни,
сорвал икону Божьей Матери и принялся с нею выплясывать. Через час он умер.
Легенда (или правда) наших дней"
"Впереди 12-ти не шёл Христос:
Так сказали мне сами хамы.
Зато в Кронштадте пьяный матрос
Танцевал польку с Прекрасной Дамой.
Говорят, он умер... А если б и нет?
Вам не жаль Вашей Дамы, бедный поэт?"
---------
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) была настолько шокирована блоковскрой поэмой "12",
что ей, как она сама записывала - "не хотелось даже и слышать ничего о Блоке.."
Гиппиус была старше Блока на 11 лет.
Они были знакомы (и подружились) с Блоком с 1902 года - со времён его цикла о "Прекрасной Даме".
Гиппиус говорила, что всегда любила его "Незнакомку",
любила всю ту блоковскую Россию, в которой "плат узорный до бровей"...
Она писала, что её интерес к Блоку, к его творчеству, его "взрослению" не ослабевал у неё никогда.
Даже когда в их отношениях прозвенел неприятный ей "первый звоночек"...
Это было в 1917 году.
Тогда, в самом конце года Гиппиус позвала Блока в антибольшевистскую газету, издаваемую Борисом Савинковым.
Вокруг этого издания сплотилась тогда практически вся петербургская интеллигенция.
Гиппиус позвонила Блоку, ни капли в нём не сомневаясь - согласится участвовать.
А Блок возьми да и скажи, что - "в такой газете не может участвовать"...
Что он - "Скорее уж с большевиками"...
Ну а после выхода в свет "Двенадцати" Гиппиус захотела прекратить с ним все отношения.
"Кощунство "Двенадцати", - запишет она, - ему нельзя было ставить в вину. Он не понимал кощунства.
Везде особенно остро чувствовал своё "ничегонепонимание" и был тонок,
а вот где-то здесь, около религии, не чувствовал, - и был груб".
Однако через два (апрель 1918) месяца после выхода в свет "12",
Зинаида Николаевна, прекратившая было с Блоком все отношения,
написала ему стихотворение с эпиграфом "Дитя, потерянное всеми..."
Кончалось послание так:
"Я не прощу. Душа твоя невинна.
Я не прощу ей – никогда"
Блок ей ответил.
Тоже стихотворением.
Стихотворение называлось "Гиппиус. (Женщина, безумная гордячка)":
"Женщина, безумная гордячка!
Мне понятен каждый ваш намек,
Белая весенняя горячка
Всеми гневами звенящих строк!
Все слова - как ненависти жала,
Все слова - как колющая сталь!"
....
Ну и, если "12" заканчивались Христом,
то послание к Гиппиус, Блок закончит Интернационалом:
"Высоко - над нами - над волнами, -
Как заря над черными скалами - Веет знамя - Интернацьонал!"
"Никогда прежде Блок таких пошлостей не писал... Всё, довольно, взорваны мосты..." -
записала Зинаида Николаевна...
-----------------------
"Катька" - идллюстрация к первому изданию поэмы "12" Ю.П. Анненкова (1889-1974), из Сети
Иллюстрации А.З.Иткина отсканированы из книги "А.Блок. Поэмы", 1980 год, изд-во "Детская литература"