рейтинг блогов

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

топ 100 блогов sherlock_series23.01.2012
Вперед в прошлое. A Study in Pink.
Эта картинка будет здесь вместо эпиграфа.
Всего ниженаписанного могло бы и не быть без Вперед в прошлое. A Study in Pink. [info]lakevirgin, чья нарезка Майкрофта на кружочки немало вдохновила меня на подвиг и труд, и без Вперед в прошлое. A Study in Pink. [info]v39th, которая попросила меня писать про "Шерлока", вот я и пишу...

Эту тему мне хотелось обсудить с тех самых пор, как я посмотрела первую серию первого сезона. Но поскольку никто ее со мной тогда обсуждать не захотел, я героически терпела полтора года. И теперь мой энтузиазм категорически отказывается влезать в любые рамки. Первоначальные планы сделать два поста - по одному на сезон - закончились в первые полчаса внимательного просмотра "Этюда". Поэтому здесь - только о первой серии, а дальше посмотрим. Будет много букв и очень много картинок. Надеюсь, вам понравится.

***

Есть такое особое ощущение - оно часто возникает у меня в старых городах, в которых я оказалась впервые. Если долго и без явной цели (как я люблю) гулять по историческому центру, в тебя начинает просачиваться магия времени - и тогда кажется, что современность кое-где стирается и облезает с города, и из-под нее, словно более старые слои краски, проступает та реальность, которая существовала здесь сто, двести, триста и еще бог знает сколько лет назад. Тогда вдруг ждешь, что зазвонит колокол на давно заброшенной и полуразрушенной колокольне, или что сейчас на тебя из-за угла вывернет человек в камзоле и с тростью. А может, повозка, запряженная парой лошадей? С вывесок вдруг пропадет неон, зато появятся "яти" и "еры"... Это очень зыбкое наваждение: моргнешь, тряхнешь головой - и вот уже перед тобой опять 21 век, залитый электричеством, и прошлого как не бывало.

Взявшись смотреть "Шерлока" в первый раз, я очень быстро поймала себя на том же самом ощущении - и, думаю, оно сыграло немалую роль в том, что все дальнейшее я смотрела, немного забыв закрыть рот и моргать. ("Джон, можешь поставить чашку обратно на блюдце"). Правда, вскоре я убедилась, что эта особая магия действует отнюдь не всех: 8 из 10 сограждан, которых я, восторженно теребя им рукав, вопрошала "А ты видел, видел Этот кадр? Как оно там было, вот это самое..." - не очень-то понимали, о чем я вообще речь веду. Зыбкое наваждение, за хвост не всегда поймаешь. Я даже стала думать, что мне мерещится. Но каждая новая серия опять убеждала меня: нет, не мерещится, более того, они, дорогие создатели, это специально. И зыбкость с неуловимостью - тоже специально, по точно выверенной системе. Потрясающе созданная иллюзия едва заметных разрывов в тонкой ткани времен, из-под которой проглядывает что-то... Что? О, да разве разберешь: кусочек, фрагмент, полунамек, призрак. Дунь - и уже улетел.

Но я не была бы маньяк и фанат, если бы рано или поздно не взялась ловить эти тени сачком. И улов оказался намного богаче, чем я могла себе представить. Однако в первые 10 минут "A Study in Pink" количество вышеописанных намеков составляет ноль целых ноль десятых. Мир, который показывают нам, подчеркнуто современен. Он состоит из простых геометрических форм, пластика, стекла, бетона и металла. Разве что вон домик какой-то мелькнул за спиной у Джона, но мало ли их таких домиков? Тем более, что его сразу закрыли автобус и пара новеньких легковых машин.

221B

Все меняется, когда мы оказываемся рядом с одним очень известным домом с одним очень известным адресом. Похоже, квартира на Бейкер-стрит и есть главная точка разрыва континуума, ядро смешения реальностей, от которой временные сдвиги волнами расходятся по всей остальной вселенной сериала. Начинается все у самой двери. Этот кадр мы все очень хорошо помним и знаем:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Известно какой номер - и под ним. Ручка? Конечно, никакая не ручка, ручка у дверей ниже и сбоку. Это дверной молоток. Я бы даже сказала - внезапный дверной молоток, в стиле конца 19 - начала 20 века, посреди века 21го. Причем, им активно пользуются. На протяжении "Этюда" - три раза. Два раза - Джон, один раз - владелец забегаловки Анжело, когда возвращает Джону трость. Вот здесь, как раз, Джон стучит в первый свой приезд:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Звонки там, впрочем, тоже есть (это мы и по последующим сериям знаем), вполне современные, на то оно и смешение времен:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Однако самое главное начинается, когда мы попадаем собственно в квартиру. Точнее, в гостиную. Я постаралась для наглядности сделать как можно больше скриншотов этого эпического помещения с разных ракурсов. Все они - из "Этюда", за другие серии я даже не бралась, так что, можно сказать, мы смотрим на квартиру глазами впервые попавшего туда Джона. Но замечаем то, чего, конечно же, не замечает он :)
Смешение времен блюдется в строго выверенных пропорциях. Подавляющее большинство предметов мебели и деталей интерьера выглядят вполне современно. Фокус в том, что их компоновка и ряд очень заметных деталей выполнены в точном соответствии с классическими образцами викторианского стиля в интерьере. Именно так выглядели в позапрошлом веке квартиры людей хорошего происхождения, но небольшого дохода. Или, напротив - разночинцев, достигших определенных социальных высот.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Книжные полки, кусок камина, и обратите внимание на орнамент обоев (об орнаментах я еще упомяну отдельно, более подробно):

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

А здесь пара маленьких картиночек, которые лично у меня вызывают безошибочный шелчок в мозгу, заставляя вспоминать фотографии почтенных викторианских семейств в интерьере. И опять обои:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Опять картиночки. И знаменитая рогатая голова, тоже характерно "викторианский" элемент, охотничий трофей на стене. Сомневаюсь, правда, что Шерлок сам ее убил...

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Полки, камин, кресло у камина, закрытое выдающейся спиной Шерлока. Там же притаился маленький чайный столик, который мы более чем подробно рассмотрели в Рейхенбахе. И опять обои, о, как я люблю эти обои на каминной стене:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Парочка милых подробностей. На этом скриншоте нам, наконец-то, видно кресло, но, кроме того, обратите внимание на совочек у камина. К сожалению, у меня не получилось четкого и крупного скриншота именно этой детали, если кто-то сделает, буду очень благодарна. Сам камин довольно минималистичный, а вот набор прилагающихся к нему инструметов - похоже, с такими же характерными завитушками, что и у дверного молотка:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

А здесь в процесс смешения времен вкралась системная ошибка. Это, знаете ли, такая непредсказуемая вещь, никогда не знаешь, что из дыры в континууме вывалится... Вот эта штука за спиной у дорогого доктора, которую опять не видно как следует, потому что у меня хроническая криворукость не получились четкие скриншоты в высоком разрешении - это сифон. Самое позднее, годов семидесятых, я полагаю, может, старше (хотя у нас в СССР такие продержались дольше). Возможно, в вашем советском детстве был такой. Что он здесь делает? А откуда я знаю! Но чувства вызывает самые нежные и ностальгические.
И не забудьте еще раз посмотреть на обои:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Чтобы было понятно и наглядно, о чем я распиналась выше, я собрала несколько характерных примеров интерьера 19 века. Никакого новодела, все аутентично.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Единственный, кстати, характерный элемент викторианского стиля, который отсутствует на Бейкер- стрит - это горшечные растения. Видимо, не выживают...
А вот первый этаж, где обитает миссис Хадсон. Этот скриншот заставляет меня думать, что за всеми экспериментами над континуумом стоит она: здесь уже и мебель теряет современные очертания, уверенно топоча своими гнутыми ножками в направлении 19 века. Опять картиночки, также посмотрите на орнамент на обоях и на кресле (по-моему, я повторяюсь):

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Я могла бы, конечно, сказать, что вставила сюда эти пару кадров у окна, чтобы вы разглядели характерный рисунок на шторах, и это отчасти было бы правдой...

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

...но на самом деле я их, конечно, сделала, чтобы вставить после них это:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

И в продолжение оконной темы, один из двух слонов, которых я не приметила поначалу, и при внимательном пересмотре очень им удивилась. Окошко между первым и вторым этажом, на лестнице:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Сделано оно максимально просто - так же, как дверной молоток, большинство орнаментов, каминная полка и все самые характерно "викторианские" детали. Это опрощение не свойственно оригинальному стилю совершенно - там, напротив, все достаточно вычурно. И оно создает тот самый эффект "ускользающего намека", о котором я писала в начале. Итак, окошко. Характерное сочетание прозрачных и цветных стекол. Вот парочка примеров (современных, к сожалению, но довольно показательных):

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

За судьбой окошка я планирую внимательно следить в следующих сериях, хочется его рассмотреть при более ярком освещении.

А теперь, наконец, об орнаментах. Почему я так люблю обои на каминной стене? Потому что здесь они уже даже и не скрываются. Очень характерный стилизованный цветочный орнамент, выполненный в не менее характерном золотом цвете. Черно-белые обои на противоположной стене - в куда большей мере стилизация. Еще у нас есть очень милая подушечка с не менее характерным рисунком:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Подушечка и стена:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Еще раз мои любимые обои, как всегда с Джоном:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

"Аутентичные" орнаменты, о которых я толкую, это примерно так:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Как я и говорила, значительно упростили форму, оставив, тем не менее, характерные черты, по которым "прообраз" можно опознать.

Crime scene

Я, честно говоря, не рассчитывала найти в этой сцене много интересного. Каково же было мое удивление, когда... Со всей очевидностью, заброшенный дом, в котором проводили съемки, перед тем, как стать заброшенным, обладал викторианским интерьером. Я не знаю, сколько таких заброшенных домов можно найти в Лондоне, но даже если они там на каждом шагу встречаются, все равно - однако!

Смотрим на люстру:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

А в этом кадре внимательно смотрим на пол:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Пол из цветных кусочков с наихарактернейшим рисунком. Оригиналов мне опять найти не удалось, но с правдопобными современными копиями проблем не возникло.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вторая фотография - это интерьер ресторана в викторианском стиле. Опять мои любимые картиночки на стенах :)

А вот и еще одна лампа, нам ее показывают крупным планом, когда Лестрад, Шерлок и Джон поднимаются по лестнице наверх:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.


Sherlock and his mysterious cheekbones coat collar

Легендарное пальто Шерлока порядка ста пятисот раз сравнили с шинелью, что, в общем-то, совершенно верно. Однако когда я увидела его впервые, о шинели я подумала во вторую очередь, первое же слово, всплывшее у меня в мозгу и прочно там закрепившееся, было - "редингот".

Редингот, в данном случае - это мужская верхняя одежда 19 века, очень характерного кроя и внешнего вида. Бывает и коротким, но нас, по понятным причинам, интересует длинный вариант. Для начала, кадр, который вызвал у меня в мозгу заветное слово. "Такси!"

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

И еще один, для полноты картины:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

А вот примеры интересующих нас рединготов:

Вперед в прошлое. A Study in Pink. Вперед в прошлое. A Study in Pink. Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Талия не настолько заужена - тогда мужчины тоже носили корсеты. Не такое сильное расширение книзу - сегодня это выглядело бы, как китч. Но все основные элементы на месте: силуэт, воротник, слегка завышенная и подчеркнутая талия... Мне было достаточно, чтобы ассоциация встала у меня в голове, как монолит.

Такие рединготы, однако, носили отнюдь не во времена Дойла и "канонного" Холмса. Это костюм начала и середины 19 века, не конца. То есть, это мода романтизма. Можно сказать, что в образе Шерлока создатели перепрыгивают через голову сэра Артура, направляя наши ассоциации сразу и непосредственно к лорду Байрону. Ассоциации с романтизмом и лордом в сообществе недавно возникали, с легкой руки Самого - и они, на мой взгляд, совершенно неизбежны. Внешний вид Шерлока состоит из романтизма чуть менее, чем полностью: зауженные брюки, подчеркнутая талия, свободно расстегнутые воротники рубашек, небрежно повязанный шарфик, высокий поднятый воротник, растрепанные кудри... Все это "в комплекте" встречалось в мужской моде ровно однажды, и было это ровно тогда.

Перейдем к крупным планам.

Этот скриншот здесь за то, как повязан шарф:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Поднятый воротник, два раза:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

И повторю кадр с подушкой, на сей раз ради рубашки:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Лорд Байрон собственной персоной, которого я некоторое время назад на почве недосыпа и просмотра сериала приняла за Шерлока. Рубашка, шарфик, прическа:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Кипренский, автопортрет. Рубашка, прическа. Внимательные зрители также заметят пальцы художника.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Теодор Шассерио, автопортрет, середина 19 века. Без комментариев.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Александр Сергеевич работы Тропинина, в рубашке, шарфике и прекрасном шлафроке. О шлафроках, впрочем, рано, в первой серии Шерлок в халатах еще не появлялся, хотя и вполне уместно в контексте обсуждаемой темы. Ну и кудри, конечно, куда без них.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Всем спасибо за внимание, на этой наимажорнейшей ноте я сегодня хотела бы с вами попрощаться. Если вы смогли дочитать это до конца и вам понравилось, постараюсь повторить масштабный эксперимент с "Банкиром", хотя ориентальная тема меня несколько пугает своей неизведанностью. Очень жду ваших дополнений, возражений и комментариев. God save the Queen.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что-то мне не верится, что Липкович собрал только 3 подписи с помощью ...
Строили мы как-то заводик автоагрегатный. Ну, не весь целиком, конечно, а котельную, водокачку, компрессорную и еще кой-какие утилиты. Строили-строили, и наконец построили. На объекте от нашей конторы осталось двое: я (утрясаю последние вопросы с интеграцией всего этого безобразия в ...
Недавно в Москве на Олимпийской площади прошёл Курбан-байрам. Народу было столько, что пробиться было просто невозможно. Интересно, что проповедь перед намазом была зачитана на русском языке. ...
Прочитал тут статью одного эксперта (кандидат психологических наук) про вредные привычки, которые пожирают драгоценное время. Он считает, что: « просмотр сериалов, интернет-сёрфинг по сайтам и бессмысленное хождение по магазинам входят в список вредных привычек ». ...
Признаться, я не очень понимаю виртуальных отношений. Вот когда люди друг-друга ни разу лично не видели, а у них любовь и все серьезно-серьезно. Для меня это такая абстракция, максимум милая игра. Но если уж люди восприняли это серьезно, тогда им ...