рейтинг блогов

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

топ 100 блогов sherlock_series23.01.2012
Вперед в прошлое. A Study in Pink.
Эта картинка будет здесь вместо эпиграфа.
Всего ниженаписанного могло бы и не быть без Вперед в прошлое. A Study in Pink. [info]lakevirgin, чья нарезка Майкрофта на кружочки немало вдохновила меня на подвиг и труд, и без Вперед в прошлое. A Study in Pink. [info]v39th, которая попросила меня писать про "Шерлока", вот я и пишу...

Эту тему мне хотелось обсудить с тех самых пор, как я посмотрела первую серию первого сезона. Но поскольку никто ее со мной тогда обсуждать не захотел, я героически терпела полтора года. И теперь мой энтузиазм категорически отказывается влезать в любые рамки. Первоначальные планы сделать два поста - по одному на сезон - закончились в первые полчаса внимательного просмотра "Этюда". Поэтому здесь - только о первой серии, а дальше посмотрим. Будет много букв и очень много картинок. Надеюсь, вам понравится.

***

Есть такое особое ощущение - оно часто возникает у меня в старых городах, в которых я оказалась впервые. Если долго и без явной цели (как я люблю) гулять по историческому центру, в тебя начинает просачиваться магия времени - и тогда кажется, что современность кое-где стирается и облезает с города, и из-под нее, словно более старые слои краски, проступает та реальность, которая существовала здесь сто, двести, триста и еще бог знает сколько лет назад. Тогда вдруг ждешь, что зазвонит колокол на давно заброшенной и полуразрушенной колокольне, или что сейчас на тебя из-за угла вывернет человек в камзоле и с тростью. А может, повозка, запряженная парой лошадей? С вывесок вдруг пропадет неон, зато появятся "яти" и "еры"... Это очень зыбкое наваждение: моргнешь, тряхнешь головой - и вот уже перед тобой опять 21 век, залитый электричеством, и прошлого как не бывало.

Взявшись смотреть "Шерлока" в первый раз, я очень быстро поймала себя на том же самом ощущении - и, думаю, оно сыграло немалую роль в том, что все дальнейшее я смотрела, немного забыв закрыть рот и моргать. ("Джон, можешь поставить чашку обратно на блюдце"). Правда, вскоре я убедилась, что эта особая магия действует отнюдь не всех: 8 из 10 сограждан, которых я, восторженно теребя им рукав, вопрошала "А ты видел, видел Этот кадр? Как оно там было, вот это самое..." - не очень-то понимали, о чем я вообще речь веду. Зыбкое наваждение, за хвост не всегда поймаешь. Я даже стала думать, что мне мерещится. Но каждая новая серия опять убеждала меня: нет, не мерещится, более того, они, дорогие создатели, это специально. И зыбкость с неуловимостью - тоже специально, по точно выверенной системе. Потрясающе созданная иллюзия едва заметных разрывов в тонкой ткани времен, из-под которой проглядывает что-то... Что? О, да разве разберешь: кусочек, фрагмент, полунамек, призрак. Дунь - и уже улетел.

Но я не была бы маньяк и фанат, если бы рано или поздно не взялась ловить эти тени сачком. И улов оказался намного богаче, чем я могла себе представить. Однако в первые 10 минут "A Study in Pink" количество вышеописанных намеков составляет ноль целых ноль десятых. Мир, который показывают нам, подчеркнуто современен. Он состоит из простых геометрических форм, пластика, стекла, бетона и металла. Разве что вон домик какой-то мелькнул за спиной у Джона, но мало ли их таких домиков? Тем более, что его сразу закрыли автобус и пара новеньких легковых машин.

221B

Все меняется, когда мы оказываемся рядом с одним очень известным домом с одним очень известным адресом. Похоже, квартира на Бейкер-стрит и есть главная точка разрыва континуума, ядро смешения реальностей, от которой временные сдвиги волнами расходятся по всей остальной вселенной сериала. Начинается все у самой двери. Этот кадр мы все очень хорошо помним и знаем:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Известно какой номер - и под ним. Ручка? Конечно, никакая не ручка, ручка у дверей ниже и сбоку. Это дверной молоток. Я бы даже сказала - внезапный дверной молоток, в стиле конца 19 - начала 20 века, посреди века 21го. Причем, им активно пользуются. На протяжении "Этюда" - три раза. Два раза - Джон, один раз - владелец забегаловки Анжело, когда возвращает Джону трость. Вот здесь, как раз, Джон стучит в первый свой приезд:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Звонки там, впрочем, тоже есть (это мы и по последующим сериям знаем), вполне современные, на то оно и смешение времен:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Однако самое главное начинается, когда мы попадаем собственно в квартиру. Точнее, в гостиную. Я постаралась для наглядности сделать как можно больше скриншотов этого эпического помещения с разных ракурсов. Все они - из "Этюда", за другие серии я даже не бралась, так что, можно сказать, мы смотрим на квартиру глазами впервые попавшего туда Джона. Но замечаем то, чего, конечно же, не замечает он :)
Смешение времен блюдется в строго выверенных пропорциях. Подавляющее большинство предметов мебели и деталей интерьера выглядят вполне современно. Фокус в том, что их компоновка и ряд очень заметных деталей выполнены в точном соответствии с классическими образцами викторианского стиля в интерьере. Именно так выглядели в позапрошлом веке квартиры людей хорошего происхождения, но небольшого дохода. Или, напротив - разночинцев, достигших определенных социальных высот.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Книжные полки, кусок камина, и обратите внимание на орнамент обоев (об орнаментах я еще упомяну отдельно, более подробно):

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

А здесь пара маленьких картиночек, которые лично у меня вызывают безошибочный шелчок в мозгу, заставляя вспоминать фотографии почтенных викторианских семейств в интерьере. И опять обои:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Опять картиночки. И знаменитая рогатая голова, тоже характерно "викторианский" элемент, охотничий трофей на стене. Сомневаюсь, правда, что Шерлок сам ее убил...

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Полки, камин, кресло у камина, закрытое выдающейся спиной Шерлока. Там же притаился маленький чайный столик, который мы более чем подробно рассмотрели в Рейхенбахе. И опять обои, о, как я люблю эти обои на каминной стене:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Парочка милых подробностей. На этом скриншоте нам, наконец-то, видно кресло, но, кроме того, обратите внимание на совочек у камина. К сожалению, у меня не получилось четкого и крупного скриншота именно этой детали, если кто-то сделает, буду очень благодарна. Сам камин довольно минималистичный, а вот набор прилагающихся к нему инструметов - похоже, с такими же характерными завитушками, что и у дверного молотка:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

А здесь в процесс смешения времен вкралась системная ошибка. Это, знаете ли, такая непредсказуемая вещь, никогда не знаешь, что из дыры в континууме вывалится... Вот эта штука за спиной у дорогого доктора, которую опять не видно как следует, потому что у меня хроническая криворукость не получились четкие скриншоты в высоком разрешении - это сифон. Самое позднее, годов семидесятых, я полагаю, может, старше (хотя у нас в СССР такие продержались дольше). Возможно, в вашем советском детстве был такой. Что он здесь делает? А откуда я знаю! Но чувства вызывает самые нежные и ностальгические.
И не забудьте еще раз посмотреть на обои:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Чтобы было понятно и наглядно, о чем я распиналась выше, я собрала несколько характерных примеров интерьера 19 века. Никакого новодела, все аутентично.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Единственный, кстати, характерный элемент викторианского стиля, который отсутствует на Бейкер- стрит - это горшечные растения. Видимо, не выживают...
А вот первый этаж, где обитает миссис Хадсон. Этот скриншот заставляет меня думать, что за всеми экспериментами над континуумом стоит она: здесь уже и мебель теряет современные очертания, уверенно топоча своими гнутыми ножками в направлении 19 века. Опять картиночки, также посмотрите на орнамент на обоях и на кресле (по-моему, я повторяюсь):

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Я могла бы, конечно, сказать, что вставила сюда эти пару кадров у окна, чтобы вы разглядели характерный рисунок на шторах, и это отчасти было бы правдой...

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

...но на самом деле я их, конечно, сделала, чтобы вставить после них это:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

И в продолжение оконной темы, один из двух слонов, которых я не приметила поначалу, и при внимательном пересмотре очень им удивилась. Окошко между первым и вторым этажом, на лестнице:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Сделано оно максимально просто - так же, как дверной молоток, большинство орнаментов, каминная полка и все самые характерно "викторианские" детали. Это опрощение не свойственно оригинальному стилю совершенно - там, напротив, все достаточно вычурно. И оно создает тот самый эффект "ускользающего намека", о котором я писала в начале. Итак, окошко. Характерное сочетание прозрачных и цветных стекол. Вот парочка примеров (современных, к сожалению, но довольно показательных):

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

За судьбой окошка я планирую внимательно следить в следующих сериях, хочется его рассмотреть при более ярком освещении.

А теперь, наконец, об орнаментах. Почему я так люблю обои на каминной стене? Потому что здесь они уже даже и не скрываются. Очень характерный стилизованный цветочный орнамент, выполненный в не менее характерном золотом цвете. Черно-белые обои на противоположной стене - в куда большей мере стилизация. Еще у нас есть очень милая подушечка с не менее характерным рисунком:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Подушечка и стена:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Еще раз мои любимые обои, как всегда с Джоном:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

"Аутентичные" орнаменты, о которых я толкую, это примерно так:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Как я и говорила, значительно упростили форму, оставив, тем не менее, характерные черты, по которым "прообраз" можно опознать.

Crime scene

Я, честно говоря, не рассчитывала найти в этой сцене много интересного. Каково же было мое удивление, когда... Со всей очевидностью, заброшенный дом, в котором проводили съемки, перед тем, как стать заброшенным, обладал викторианским интерьером. Я не знаю, сколько таких заброшенных домов можно найти в Лондоне, но даже если они там на каждом шагу встречаются, все равно - однако!

Смотрим на люстру:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

А в этом кадре внимательно смотрим на пол:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Пол из цветных кусочков с наихарактернейшим рисунком. Оригиналов мне опять найти не удалось, но с правдопобными современными копиями проблем не возникло.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вторая фотография - это интерьер ресторана в викторианском стиле. Опять мои любимые картиночки на стенах :)

А вот и еще одна лампа, нам ее показывают крупным планом, когда Лестрад, Шерлок и Джон поднимаются по лестнице наверх:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.


Sherlock and his mysterious cheekbones coat collar

Легендарное пальто Шерлока порядка ста пятисот раз сравнили с шинелью, что, в общем-то, совершенно верно. Однако когда я увидела его впервые, о шинели я подумала во вторую очередь, первое же слово, всплывшее у меня в мозгу и прочно там закрепившееся, было - "редингот".

Редингот, в данном случае - это мужская верхняя одежда 19 века, очень характерного кроя и внешнего вида. Бывает и коротким, но нас, по понятным причинам, интересует длинный вариант. Для начала, кадр, который вызвал у меня в мозгу заветное слово. "Такси!"

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

И еще один, для полноты картины:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

А вот примеры интересующих нас рединготов:

Вперед в прошлое. A Study in Pink. Вперед в прошлое. A Study in Pink. Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Талия не настолько заужена - тогда мужчины тоже носили корсеты. Не такое сильное расширение книзу - сегодня это выглядело бы, как китч. Но все основные элементы на месте: силуэт, воротник, слегка завышенная и подчеркнутая талия... Мне было достаточно, чтобы ассоциация встала у меня в голове, как монолит.

Такие рединготы, однако, носили отнюдь не во времена Дойла и "канонного" Холмса. Это костюм начала и середины 19 века, не конца. То есть, это мода романтизма. Можно сказать, что в образе Шерлока создатели перепрыгивают через голову сэра Артура, направляя наши ассоциации сразу и непосредственно к лорду Байрону. Ассоциации с романтизмом и лордом в сообществе недавно возникали, с легкой руки Самого - и они, на мой взгляд, совершенно неизбежны. Внешний вид Шерлока состоит из романтизма чуть менее, чем полностью: зауженные брюки, подчеркнутая талия, свободно расстегнутые воротники рубашек, небрежно повязанный шарфик, высокий поднятый воротник, растрепанные кудри... Все это "в комплекте" встречалось в мужской моде ровно однажды, и было это ровно тогда.

Перейдем к крупным планам.

Этот скриншот здесь за то, как повязан шарф:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Поднятый воротник, два раза:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

И повторю кадр с подушкой, на сей раз ради рубашки:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Лорд Байрон собственной персоной, которого я некоторое время назад на почве недосыпа и просмотра сериала приняла за Шерлока. Рубашка, шарфик, прическа:

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Кипренский, автопортрет. Рубашка, прическа. Внимательные зрители также заметят пальцы художника.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Теодор Шассерио, автопортрет, середина 19 века. Без комментариев.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Александр Сергеевич работы Тропинина, в рубашке, шарфике и прекрасном шлафроке. О шлафроках, впрочем, рано, в первой серии Шерлок в халатах еще не появлялся, хотя и вполне уместно в контексте обсуждаемой темы. Ну и кудри, конечно, куда без них.

Вперед в прошлое. A Study in Pink.

Всем спасибо за внимание, на этой наимажорнейшей ноте я сегодня хотела бы с вами попрощаться. Если вы смогли дочитать это до конца и вам понравилось, постараюсь повторить масштабный эксперимент с "Банкиром", хотя ориентальная тема меня несколько пугает своей неизведанностью. Очень жду ваших дополнений, возражений и комментариев. God save the Queen.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все будет хорошо — повторяете вы. Уже который год. Но пока — пока ваш ребенок болеет. Кровь не сворачивается. Еще повезло, надо сказать — бывают болезни и похуже. А от этой-то даже и не болит ничего — только красные пятнышки на ногах и повышенная утомляемость. И страх. Дикий страх что он ...
Здравствуйте, дорогая Яна! Очень люблю Ваш блог, спасибо за то, что Вы находите время поговорить с читателями. Всегда интересно читать Ваши ответы – Вы умеете мягко указать человеку на проблемы, которые он иной раз не видит сам. Если Вам ...
Традиционная пресс-конференция Путина - это как всегда повод для нытья на одни и те же темы, которые повторяются из года в год. Темы нытья не отличаются оригинальностью. Например, каждый год после пресс-конференции и даже до пресс-конференции журналисты обсуждают вечную тему того что ...
. Хотел бы обратить Ваше внимание, что главная задача, поставленная Николаем Вторым Кровавым (или царским двором) Столыпину, была - спасение дворянского сословия от его уничтожения первой революцией всеми имеющимися методами. Задачи ставились следующие: 1). Подавление и разгон ...
Дорогой дедушка Лев Натановичь! Вашими молитвами и стараниями была создана могучая КПСС, и её центральный орган "Вести КПСС", где обрели и стол и кров сотни потерпевших от кровавого режима. Но, в последнее время, власть в созданной Вами организации, захватили два подлых чекиста - Ивановс ...