Вперед в прошлое-2.
george_rooke — 21.03.2022 Закончим наброс))Ну нас с вами остался еще один неразобранный аспект. Речь об образовании. Что нам дали в этом плане XIX и XX века?
С началом промышленной революции (конец XVIII века ну или начало «длинного XIX века») появилась острая потребность в образованных людях, которые могли бы обслуживать новые машины и станки, а так же двигать промышленную революцию вперед дальше. Цитата: «Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических методов в сельском хозяйстве, растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи – все это усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени».
В самой «восемнахе» процент образованных колебался от 2 до 4% населения в зависимости от страны. Если же мы будем понимать под образованностью только умение читать и писать – то побольше – в среднем 35% женщин и 40% мужчин (да, были примеры типа Амстердама или Лондона, с их заоблачными показателями в 80-85%, но это скорее исключения из правил).
Итак, 19-20 века – это революция в образовании, которое становится повсеместным, то есть – предназначенным для всего населения. Но, как выяснилось, образование для тогдашних государств помимо плюсов приносит и минусы. Образованному человеку в голову начинают лезть всякие идеи (например, левые), он начинает бурчать что-то типа «Мы не рабы! Рабы не мы!», появляются всякие ячейки типа «Народной Воли», чартистов и прочих коммунаров. Я уже приводил пример Италии: «После объединения Италии Виктор-Эммануил и Кавур захотели большого... нет, не так, БОЛЬШОГО флоту. Корабли заказывали и строили неслабые. Но вот проблема - со всеми этими новыми механизмами и пушками стимпанка надо было уметь обращаться. И чаще всего технически подкованными и грамотными оказывались гарибальдийцы, то есть люди левых взглядов. Ну Кавур и Виктор-Эммануил - люди умные, как мы знаем, и смогли сложить "2+2". То есть чем больше человек погружается в технические дисциплины, тем более левых взглядов он становится.
Ну в общем, в 1864 году от греха подальше решили закрыть на фиг школу механиков-прапорщиков флота в Пиетрарз(с?)а (Pietrarsa недалеко от Неаполя). Ибо рассадник, понимаешь, левых идей какой-то. Но блин. Механики-то на новые корабли нужны. Что делать? Пришлось нанимать их из-за рубежа. А 87 студиозусов отправить обучаться механике... в Россию. В Морское училище (это которое ныне ВВМУ им. Фрунзе, Санкт-Петербургский морской университет). Данные не мои, это из Giors Oneto "Un'onta della Regia Marina", 1966 год. Так что я только тот пианист, который играет как умеет).
Кстати, потом, уже после Лиссы, курсы механиков и артиллеристов восстановили на базе морского училища в Ливорно, которое ныне военно-морская академия Италии».
Ну и результировалось все фразой Бисмарка: «Наша система высшего образования – это конвейер, создающий недовольных».
В общем, пока доля механических, наладочных и расчетных работ на производствах была довольно велика, образование и образованность были востребованы. Но во второй половине XX века началась автоматизация работ, и потребность в образованных людях началась снижаться. В результате к концу XX века случился парадокс – людей с высшим образованием много, а они… невостребованы. Ну нету для них сопоставимого числа задач. И куда же пошли эти люди? Да в лицедеи, торговцев идеями недовольства, или просто кричащих - "А Баба Яга против!"))
И далее образованность начала заменяться псевдообразованностью. То есть человек вроде закончил школу, закончил ВУЗ, но… пользоваться знаниями он не умеет и не имеет своего мнения, основанного на знании (подчеркну – именно основанного, потому что свое суперценное мнение типа чипирования вышками 5G или плоской земли школота по разуму высказывает постоянно в этих ваших интернетах).
Особую роль тут как раз сыграл интернет и цифровизация. Теперь ведь не надо лезть в учебники, думать, сопоставлять, делать выводы. Главное требование сегодняшнего интернета – пруфы. Причем очень часто пруф газеты «Кролики и суслики Поволжья» признается равным пруфу диссертации по тематике «кроликов и сусликов».
Грубо говоря, используя технические термины - интернет создал «белый шум», в котором крупицы действительно ценной информации рассыпаны среди моря шлака и гуано.
Такая ситуация вполне себе устраивает все правительства, поскольку необразованный (а псведообразованные относятся к этой категории) человек имеет лишь низшие потребности – пожрать, одеться, потрахаться, ими легко манипулировать (смотрим на пропаганду той же «спецоперации» на Украине со всех сторон), легко навязать продактплейсмент (охотицы за Айфонами как пример), и самое главное – он уже не высокомыслящий индивидуум, то есть он не сможет сорганизоваться для каких-либо революций или модернизаций.
Получилось, что мы опять стремительно возвращаемся в XVIII век, когда действительно образованная прослойка нужна только в размере 2-4% от населения. Причем желательно, чтобы эти высокообразованные слои были полностью лояльны правительству данной страны, что и побуждает все государства постепенно у себя заводить образованные привилегированные элиты.
Конец наброса)))