Возрождение станции-призрака


Построенная, но не отделанная и не открытая для пассажиров станция, работа над которой началась еще в 1970-е годы, почти сорок лет оставалась в запустении. Первые сообщения, что на Таганско-Краснопресненской линии в районе Тушинского аэродрома будет построена новая станция, появились еще в 1971 году. Аэродром планировали закрыть и полностью вывести с территории Москвы, а на его месте построить жилой массив.

Начало строительства станции Волоколамская. 1974 год
Однако через пару лет стало понятно, что жилой массив на бывшем аэродроме возводить не будут, не на что... А новая станция метро на безлюдном пустыре никому не нужна. И вчерне построенную станцию на долгие десятилетия законсервировали.

Поезда метро проносились без остановок между станциями Щукинская и Тушинская мимо каких-то загадочных сооружений, подсвеченных тусклыми лампочками... То, что мелькало за окнами вагонов, породило множество городских легенд, вплоть до историй о сверхъестественных явлениях.
В 1990-х заброшенную станцию облюбовали диггеры; пришлось усилить охрану, чтобы посторонние люди не разгуливали по путям действующей ветки метро.

Так станция выглядела в 2010 году, когда на нее вернулись проектировщики...
Но город развивался. На бывшем аэродроме началось строительство спортивной арены Спартак (ныне "Открытие" Арена), снова задумались и о новых жилых домах. В 2000-х встал вопрос о транспортном развитии района. Вскоре было решено возродить законсервированную станцию метро. Однако название Волоколамская было уже занято, его присвоили новой станции, открытой в Митино на Арбатско-Покровской линии. "Консерву" переименовали в Стадион Спартак, а позже просто в Спартак.
Изначально платформу станции укладывали открытым способом, и за десятилетия консервации грунт над ней просел на несколько метров; при восстановлении пришлось проводить сложные ландшафтные работы, меняя уровни.
Еще одна проблема была том, что проект 1970-х годов, по которому строили станцию, был типовым, разработанным еще при Хрущеве эконом-вариантом. Аналогичные станции с низкими потолками и двумя рядами колонн строили в Москве в большом количестве, отличались они только цветом кафеля на стенах и облицовкой колонн (Войковская, Водный стадион, Речной вокзал, Кузьминки, Профсоюзная, Калужская, Щукинская и т.д., и т.д.). Их прозвали "сороконожками". К нашим дням проект явно устарел. Пришлось разрабатывать новые, осовремененные варианты отделки.
Предлагался, например, вот такой проект:

Или вот такой:

Кстати, на некоторых проектах название станции обозначено как Спартаковская. Это внесло бы большую путаницу. Спартаковской называется улица в районе Бауманской, очень далеко от Тушино (сама станция Бауманская на этапе проектирования называлась Спартаковской).

Проект Бауманской-Спартаковской, разработанный Борисом Иофаном с соавторами в 1940 году
А за восстановленной станцией закрепили название Спартак. Элементы спортивной тематики использованы и в ее отделке, проект которой разработан компанией "Метро-Стиль 2000". "Сороконожка" в ней все же угадывается.

Отделочные работы начались в 2013 году, а летом 2014 станция была открыта для пассажиров.


Пассажирских выходов на законсервированной станции выполнено не было. Их пришлось проектировать и строить заново.


|
</> |