Возрастные кризисы. Подростковый кризис

топ 100 блогов psy_researcher01.08.2023
Возрастные кризисы. Подростковый кризис

Подростковый возраст, как и подростковый возрастной кризис, — это одна из самых популярных тем в практической психологии, поэтому и материалов, и рекомендаций огромное количество. Чтоб не повторять то, о чем везде написано, решила сказать о том, что, на мой взгляд, заслуживает особого внимания.

Каждый пост о возрастном кризисе я обычно начинаю с рассмотрения особенностей развития и основ возникновения кризиса. О подростках уже писала здесь. Вот еще мне попалась неплохая статья. В ней в доступной форме также рассказано об основных особенностях подросткового возраста, а также даны некоторые рекомендации.


Несколько фактов о подростковом кризисе

  • Подростковый кризис считается самым длительным (это не год-два переходного периода между возрастными этапами), часто называют кризисным весь подростковый период из-за его сложности, огромного количества изменений, с которыми сталкивается ребенок, его отношения со взрослыми, сверстниками и самим собой.
  • Есть исследования, результаты которых говорят о том, что очень большое количество подростков и их родителей не переживают обострение трудностей в подростковом возрасте детей, что даже дает основание перестать считать кризис в его неблагоприятном протекании обязательным условием подросткового периода ребенка.
  • Подростковый кризис и особенно его негативные явления являются продолжением предыдущих кризисов (недостаточного решения задач этого периода) и в первую очередь кризиса 3 лет, поэтому подросток может проявлять похожие 7 главных характеристик неблагоприятного протекания кризиса 3 лет, только в уже более взрослой форме.
  • Кризисные явления развития в подростковом возрасте могут коснуться всех сфер личности ребенка, а также его социальных отношений, где происходят изменения, а изменения происходят везде! Неблагоприятный ход кризиса может зависеть от множества факторов.
  • Чтобы разобраться в этих факторах, важно начать с изучения психологии развития ребенка, в частности в подростковом возрасте, а также особенности кризисных периодов развития человека. С этим вопросом можно также обратиться к специалисту.
  • Сегодня наблюдается смещение границ подросткового возраста: если традиционно принято считать начало подросткового возраста с 10-11 лет, то большинство современных детей характеризуется признаками подросткового возраста, начиная с 9 лет.

Рекомендации для подростков

Если бы меня спросил подросток, какая задача является самой главной в его возрасте, я бы ответила ему – самопознание

Эту задачу стоит считать системообразующей в решении любой задачи этого возрастного периода со стороны подростка. Другими словами, ему важно переключаться на эту задачу при столкновении с любыми кризисными явлениями. 

К самопознанию относится: познание и осознание своих эмоций и чувств, своего изменяющегося тела, разных возможных вариантов образа жизни, познание своих интеллектуальных способностей, своих личностных особенностей, своих отношений с окружающими, чего хочется от этих отношений, познание своей сексуальности и сексуального поведения, познание уровня своей ответственности и как его повышать, познание своих родителей и отношений с ними с новой, уже подростковой позиции, познание своих ценностей, познания вариантов своего будущего, познание новых смыслов своей учебы и многое-многое другое.

Поэтому одна из самых главных практических рекомендаций для подростков, на мой взгляд, — научиться вести дневник самопознания

Это может быть как классический дневник в формате «Дорогой дневник! Сегодня я...». Также можно использовать популярные сегодня системы организации буллет-джорналов (они очень способствуют процессу самопознания), разные психологически-дневниковые практики, такие как «Утренние страницы», «Одно предложение о прожитом дне» или, например, дневник-планер, который заполняется раз в год на Новый год. 

Для ведения дневника можно использовать вопросы для самопознания. Большой список таких вопросов приведу в конце поста. Ответы на эти вопросы можно записывать в свой дневник, обсуждать с друзьями, сделать вечерним ритуалом общения с родителями.

И еще одну рекомендацию для подростков в контексте самопознания можно дать следующую: изучать психологию, увлечься простыми психологическими тестами на определение разных личностных особенностей, изучить разные психологические типологии, особенно — соционику, попробовать определить свой тип и типы личности самых близких людей, выяснить особенности отношений с ними и т.д.

На мой взгляд, психология для подростков, школьников — это очень востребованная, но, к сожалению, недостаточно развитая ниша в современной психологии. 


Ошибки родителей подростков

Все кризисы детского развития зависят не столько от особенностей самого ребенка, сколько от специфики его отношений с ближайшим окружением и самого этого окружения. Поэтому и подростковый кризис также следует рассматривать в этой же позиции. Если родители сталкиваются с сильным ухудшением своих отношений с ребенком, наблюдают обострение конфликтов, приходят к выводу, что переживают неблагоприятное течения кризисного периода взросления своего ребенка, предлагаю поразмыслить над типичными трудностями, больше внутреннего характера, с которыми чаще всего сталкиваются родители подростков.

Родители подростков очень часто:

  • недооценивают скорость взросления ребенка, склонны сохранять к нему отношение, свойственное предыдущему этапу его развития
  • недостаточно уважительно относятся к его стремлению к самостоятельности, независимости, конфиденциальности, автономности
  • проявляют недостаточно уважения к его стремлению свободно выражать свои еще детские мысли, которое одновременно сопровождается потребностью быть услышанным, как взрослый
  • пускают на самотек его развитие, отстраняются от нравственного влияния
  • не знают, как реагировать на столкновения и конфликты, начинают их обострять своей нетерпимостью
  • не знают, как справится с чувством непринятия взрослеющего ребенка
  • требуют от ребенка взрослого поведения, когда он находится только в процессе своего созревания и развития, недооценивают потребность ребенка в поддержке (с одной стороны важно предоставлять свободу развития, а с другой стороны – поддержку и помощь, когда ребенок не может справиться)
  • поощряют тенденцию к взрослости вместо настоящего чувства взрослости (тенденция к взрослости – это стремление обладать внешними атрибутами взрослого человека: внешним видом, доступными видами деятельности, взрослой речью и т.п.; чувство взрослости – это стремление не только к внешним атрибутам, но и к настоящей взрослости, связанной с более глубоким пониманием вещей, а также с взрослой ответственностью)
  • не умеют справляться с социальными и потребительскими соблазнами и, соответственно, не умеют обучить этому ребенка, а к желанию поддаться соблазну ребенка гораздо менее терпимы, чем к своему такому же стремлению
  • не знают, как справиться с чувством утраты прежних детско-родительских отношений и как порадоваться новым отношениям
  • не знают, как справиться с отстранением подростков от родительского влияния
  • не могут справиться (и очень этого боятся) с зависимостью от гаджетов, игр, социальных сетей, интернета в целом
  • недооценивают количество времени, необходимое подростку для приобретения новых навыков
  • недооценивают необходимость своего участия в процессе приобретения подростком новых навыков, а начинают просто требовать их уже в готовом виде
  • не знают, как помочь подростку в выстраивании его отношений со сверстниками, с одной стороны слишком вмешиваются, а с другой – могут слишком отстраняться; не могут занять позицию терпеливого и мудрого советника и наставника
  • слишком обижаются на своих детей, когда те грубят, не хотят выполнять просьбы, не откликаются на чувства, не проявляют уважения, сочувствия, чем создают тупик в решении этой задачи
  • не могут занять новое место в жизни своих взрослеющих и отстраняющихся психологически и социально детей. Часто впадают в крайности в зависимости от своих личностны особенностей: одни родители начинают излишне контролировать своих детей, пресекают развитие автономности и эмансипации; другие родители пускаю развитие ребенка на самотек, не интересуются и не проявляют участия к отношениям ребенка с его ближайшим окружениям, не участвуют даже при наличии риска негативного влияния сверстников и экспериментированию с негативным поведением (таким как употребление наркотиков, алкоголя, стремления к ранней половой жизни, агрессивное поведение и прочее). Родители не умеют занять разумную позицию между бдительностью и предоставлением достаточной свободы своим детям, а также не умеют проявлять помощь ребенку в принятии здоровых решений
  • недооценивают значимость постоянного пересмотра своей родительской компетентности и собственного саморазвития, особенно в сфере понимания здорового (не только физически, но психологически) образа жизни, переосмыслении своих ошибок (как в своем детстве, так и своем родительстве); подростки очень чувствительны к необоснованной категоричности
  • недооценивают степень своего осуждения образа мыслей и поведения ребенка, часто даже не замечают этого со своей стороны
  • недооценивают свою неспособность сместить приоритет со своего родительского «Я» (особенно: «я знаю, как правильно», «я знаю, как лучше», «мне виднее») на внутреннюю позицию ребенка, его ведущую мотивацию, потребности. Самостоятельно усиливают противостояние с ребенком как в отношении взглядов на что-то, так и в принятии решений

По сложности возрастных психических, личностных и социальных изменений у подростков, а также вариантов особенностей реагирования родителей несложно понять, что у каждой семьи и каждого отдельного ребенка будут свои собственные уникальные трудности во время подросткового периода. 

Чтоб дать рекомендации, важно учитывать, что у каждого ребенка будет обостряться в этот период именно его слабые позиции личности, его нерешенные (или недостаточно благополучно решенные) задачи предыдущих этапов развития, слабые места взаимоотношений с родителями, которые также зародились на предыдущих этапах. 

Поэтому каждая отдельная ситуация требует своего уникального анализа и подхода к решению. Для этого важно: проанализировать отношения с ребенком на предыдущих этапах, особенно в прошедшие кризисы (особенно 3 лет); обозначить слабые места развития и личности отдельно ребенка, отдельно родителей, отдельно их взаимоотношений; обозначить задачи для решения с точки зрения будущего: будущего развития ребенка, будущих взаимоотношений. И только после этого можно будет приступить к поиску путей их решения.

Родительские трудности в их отношениях с детьми-подростками, которые выше перечислены, уже сами по себе могут выступить в качестве предмета анализа и формулирования для себя соответствующей рекомендации. Если вы заметили у себя какие-то из этих трудностей, и хотели бы рассмотреть их более подробно, пишите свой запрос в комментариях, в ТГ-канале или в личные сообщения, и я напишу об этом отдельно.


Несколько практических рекомендаций для изменения отношений с подростком и его поведения в семье:

1. «Школа хороших манер» — один из методов приучения детей и подростков к хорошим привычкам и манерам.

2. «Я люблю свою семью» — воспитательная таблица, листок взросления вашего ребенка (а, возможно, и моменты вашей работы над собой).


100 вопросов самопознания для подростков:

  1. Что помогает тебе восстановиться, когда ты устал или пережил сильный стресс?
  2. Что способно привести тебя в восторг, обрадовать?
  3. В какие моменты и к каким людям ты обычно испытываешь нежность?
  4. Что тебя злит и раздражает?
  5. Каким образом ты проявляешь свой интерес к другому человеку?
  6. Какой учитель в школе у тебя вызывал уважение и почему?
  7. Есть ли черты, которыми ты тоже хотел обладать?
  8. Что ты категорически отвергаешь в людях?
  9. С чем ты никогда не сможешь смириться?
  10. Ты умеешь прощать, только искренне, не напоминая периодически обидчику о его вине?
  11. Чего тебе хочется в данный момент?
  12. Какой твой самый приятный и тёплый момент из детства? Расскажи о нём подробнее.
  13. Какую музыку ты любишь?
  14. Какие песни помогают тебе поднять настроение, успокоиться или наоборот, повеселиться?
  15. Что бы тебе хотелось сказать человеку, которого ты потерял, но не успел попрощаться или в чём-то признаться?
  16. Что именно мешает претворить мечты в реальность?
  17. Как ты думаешь, тебя можно назвать счастливым человеком?
  18. Ты умеешь грамотно распоряжаться деньгами? Что это вообще для тебя значит?
  19. Расскажи о своих самых близких людях. За что ты их любишь?
  20. Есть ли в твоём опыте случай, когда ты помогал совершенно незнакомому человеку? Если да, то расскажи об этом подробнее.
  21. Как ты думаешь, что окружающим людям в тебе нравится больше всего?
  22. Как стоит относится к тому, как о тебе думают другие люди?
  23. Есть ли в твоей жизни человек, которому ты бы смог доверить на время самое ценное, что у тебя есть?
  24. Как ты обычно реагируешь, когда тебя просят о помощи?
  25. Что должен сделать или сказать человек, чтобы ты сразу понял, что больше не хочешь с ним встречаться?
  26. Ты больше любишь дарить подарки, или получать их? Какие чувства у тебя возникают в такой момент?
  27. Каким образом ты выражаешь злость по отношению к другому человеку?
  28. Что тебя поддерживает в момент разлуки с любимым человеком?
  29. Какие люди тебя привлекают, на что первое ты обращаешь внимание?
  30. Какими качествами должен обладать другой человек, чтобы ваши отношения стали дружескими?
  31. Когда тебе грустно, что ты делаешь?
  32. Как ты ведёшь себя и что чувствуешь, когда тебе делают комплимент?
  33. Что способно заставить тебя смеяться?
  34. Что тебя привлекает в представителях противоположного пола?
  35. Что тебе удаётся лучше всего?
  36. А с чем ты не особо справляешься?
  37. Что ты делаешь, когда не знаешь, как справиться с какой-то задачей?
  38. Умеешь ли ты просить о помощи?
  39. Каким образом ты получаешь поддержку от близких людей, незнакомых?
  40. Что помогает тебе поднять настроение, если грустно?
  41. Что способно тебя рассмешить независимо от того, в каком ты настроении?
  42. Бывает ли, что ты ощущаешь себя глупым, неуместным? Как ты справляешься с этим состоянием?
  43. Что бы ты хотел, чтоб о тебе помнили и говорили после смерти?
  44. Как ты обычно проводишь своё свободное время? А как хотел бы?
  45. Как ты чаще всего реагируешь и как ведёшь себя, когда узнаешь неприятную новость?
  46. Кем мотивируешь себя работать, когда не очень хочется это делать?
  47. Как ты относишься к деньгам? Какие они для тебя? Назови первые три слова, которые пришли в голову.
  48. Как выглядит твой идеальный отпуск в мечтах?
  49. Есть ли у тебя тайна, которой ты совсем ни с кем ещё не делился? Если да, то из каких именно побуждений ты её хранишь?
  50. Что за сегодня с тобой произошло хорошего, интересного?
  51. Что сегодня ты себе сделал полезного и приятного?
  52. Чему ты сегодня научился, узнал нового?
  53. Есть ли место, где ты можешь расслабиться, подумать о чём-то важном и восстановить силы?
  54. Каким образом ты отдыхаешь?
  55. Каким образом тебе нравится начинать своё утро, чтобы оно было в удовольствие?
  56. Тебе лучше придумывать что-то или делать?
  57. Чему бы ты хотел научиться?
  58. Вспомни чего было больше на прошлой недели: доведенных до конца дел или брошенных незавершенными?
  59. Что для тебя лучше: почитать интересную книгу или съесть какое-то лакомство?
  60. Кого ты можешь поблагодарить за то, что ты такой сейчас, какой есть?
  61. Чего ты боишься?
  62. Как ты думаешь, какие события помогли тебе стать сильнее?
  63. Какие вредные привычки у тебя имеются?
  64. Как ты относишься к своим вредным привычкам?
  65. Есть ли что-то, за что ты стыдишься и никак не можешь себя простить, принять?
  66. Если бы ты узнал, что осталось жить всего неделю, как бы ты её прожил? Чем бы занимался, с кем общался?
  67. Есть ли что-то, чем ты гордишься и хотел бы об этом рассказать?
  68. Что помогает тебе успокоиться, когда ты злой и кажется, что теряешь контроль над своим поведением и словами?
  69. Какой фильм ты готов пересматривать много раз? Почему?
  70. Есть ли книга, которая помогает тебе восстановить душевное равновесие / мотивировать на действия?
  71. Какое чувство ты испытываешь чаще всего последнюю неделю? Как думаешь, почему?
  72. Хотелось бы тебе стать бессмертным? Объясни, почему?
  73. Сколько тебе лет по твоим внутренним ощущениям?
  74. Что такое любовь?
  75. Что такое вера?
  76. В чем смысл жизни?
  77. От чего ты больше всего устаёшь?
  78. Как бы тебя охарактеризовали твои друзья / члены семьи / учителя? Чем отличаются эти характеристики?
  79. Как ты думаешь, на какого сказочного персонажа ты похож? И почему?
  80. Если бы у тебя был миллион долларов, который необходимо потратить только на себя в течение одного дня, что бы ты купил?
  81. Какое бы желание ты загадал, если бы к тебе вдруг явился волшебник и пообещал исполнить одну мечту, абсолютно любой сложности?
  82. Если отбросить какие-либо ограничения, которые тебя сейчас останавливают, то каким бы хобби ты занялся?
  83. А что именно тебе мешает заняться этим хобби?
  84. С каким животным ты сам себя ассоциируешь? Назови качества, которыми это животное обладает.
  85. Назови самое необычное и прекрасное место, в котором ты побывал?
  86. Если бы ты мог на день стать другим человеком, кого бы ты выбрал?
  87. С кем из знаменитостей ты бы отправился на ужин, если бы у тебя была такая возможность и выбор?
  88. Если бы у тебя была возможность вернуться в прошлое, то в каком именно периоде, моменте ты бы хотел оказаться?
  89. А изменил бы что-то в прошлом, если бы у тебя появился шанс исправить лишь одну ошибку? Подумай хорошо, потому что это изменит настоящее.
  90. Если бы ты мог выбрать на несколько дней себе любую суперспособность, то что бы это было? И для чего именно?
  91. Расскажи о своей самой любимой игрушке из детства? За что ты её так любил?
  92. Случалось ли тебе попадать в нелепые и интересные ситуации? Поделись какой-то смешной историей из своей жизни.
  93. Представь, что ты выиграл в лотерею, что бы ты сделал с этими деньгами?
  94. Если бы ты на день мог изменить свой пол, то, как бы ты его провел? И что бы сделал в первую очередь?
  95. Как ты думаешь, роль какого персонажа, и из какого фильма тебе бы удалась лучше всего?
  96. Если бы тебя пригласили выступать в цирке, предварительно обучив всему необходимому, то какую именно роль ты бы выбрал?
  97. В какую страну ты бы отказался отправиться, даже если бы тебе подарили туда бесплатную путёвку?
  98. Если бы ты на день стал невидимкой, то, как бы ты его провёл и куда бы первым делом отправился?
  99. Если бы тебе платили бы за то, что ты больше всего любишь делать, чтобы ты делал?
  100. Если бы ты мог выполнить любые три желания своих родителей, как ты думаешь, что бы они загадали?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Друзья, всем привет! В последнее время меня одолевали тяжелые мысли. Долгое время я размышлял о том, как жить дальше. Наш мир каждую секунду пополняет новый кнопкодав, который сразу же называет себя профессиональным фотографом. При чем наличие айфона делает такого человека просто ...
У Ольги в столе лежал конверт с довольно крупной суммой ее собственных денег. Тут что-то полезла она их искать - нету! Перерыла все кругом (что не так-то просто, срач у нее там изрядный) - нету конверта! Расстроилась, конечно, страшно - а кто бы не расстроился? Я сижу, молчу - а что тут сд ...
Во всему центру Москвы расставлены невероятно бессмысленные и невероятно уебищные стенды. Уебищно в них все - и две бетонные хуевины, и две оранжевые палки, и шрифт, и никому не нужные фотографии достопримечательностей в виде марок. Кто, кому, что хотел сказать? Зачем это портит мой ...
Так уж случилось, что я работаю дома. И естественно, очень много провожу времени в инете. А так как я пишу, преимущественно, для женских сайтов, то и читаю очень много, то что написано на этих сайтов. И тут прочла очень забавную статью о минете. ...
Вы когда нибудь заходили в прокуренный сортир? Там все провонялось куревом и не понятным говнищем. Тяжелый запах говна и сигарет. Такой запох не спутать не с чем. И это можно встретиь запросто в наших автобусах. Маршрут номер 7 и номер 16 помоему ...