Возможно ли сейчас поднимать экономику | Евгений Ясин
Евгений Ясин — 22.01.2013Неделю назад, в передаче, посвященной перспективам наступившего года, я по сути затронул этот вопрос, но мимоходом. Чувствую, нужен обстоятельный разговор, не на одну передачу. Но сейчас хотя бы вернёмся к теме и попробуем углубить её обсуждение. Вопрос вовсе не прост.
Во-первых, после восстановления уровня российской экономики в «нулевые» годы, которое опиралось главным образом на повышение цен углеводородного топлива, наступил новый кризис, теперь мировой. Преодолев спад, в основном усиленный докризисным перегревом, российская экономика споткнулась в 2012-ом году, показав годовой рост 3,6%.
Во-вторых, успехи «нулевых» подпитывались с 2001-го года антимонетаристской политикой ФРС, который для стимулирования экономики США снизил учетную ставку с 6 до 1%. Дешевые кредиты двинулись на весь мир. Не знаю как США, но Китай, Индия, Бразилия, Европа повысили темпы роста, Китай обогнал Японию, в мировой табели о рангах утвердился на втором месте. Успехи России также связаны со спросом на нефть, который подрос на дешевизне американских кредитов. Но в 2008-ом ударил кризис. Стало ясно, что на дорогую нефть и дешевые западные кредиты дальше дореформенного уровня не пойдешь. Какие-то новые требовались механизмы.
В-третьих, и развивающиеся страны сбросили темпы. Модель догоняющего развития, опиравшаяся на экспорт дешевых товаров, изготавливаемых дешевой рабочей силой, подошла к исчерпанию своих возможностей.
На этом фоне Россия со своими углеводородами, казалось, заняла более выгодное положение. Но это временно: можно было бы даже не упоминать о сланцевых газе и нефти, поток доходов, формировавший спрос на дорогое топливо, стал сокращаться. Короче, только на них, как доселе, рассчитывать больше нельзя. А на что? Ведь мы проигрываем конкуренцию Китаю, как минимум в дешевизне рабочих рук, и Западу – в потоке инноваций, в производительности, в развитой рыночной инфраструктуре.
Посмотрим, за счет чего разрыв между нами и Западом? За счет уровня культуры. Ну, это, кажется, общие слова. Да нет, не общие, а обобщающие.
– Выше уровень организации, выше ответственность за выполнение обязательств.
– Выше, поэтому, уровень доверия – к государству, политическим и правовым институтам, к согражданам. А значит ниже трансакционные издержки. Заборы ниже!
– Больше свободы, выше гражданская активность.
Это, вроде, все повторяют. Но редко говорят, что недостаток всего перечисленного – это следствие наших феодальных бюрократических традиций, большинство из которых мы высоко ценим как фактор, долгие века обеспечивавший могущество России, её способность к экспансии, к усмирению других народов.
Это не упрёки, так был устроен мир. Не мы одни. Но мир поменялся. Другие отправили свои традиции в музеи. А мы их опять норовим взять на вооружение.
Да, признаемся, нелегко быть последней империей. Не из передовых. Каждый норовит попрекнуть, а то и пнуть. Но ведь отвечать тем же просто не умно.
А главное не это. Тяжелый багаж, да ещё и бесполезный. Фактором подъём быть не может. А фактором отставания, упадка – очень даже…
Ребята! Стоит подумать. Сегодня главное – культура, образование, ответственность и доверие. Они – продукты иной политической системы, демократической. Правители первые должны это понять.
Слабо?..