Возможно ли счастье? | Артур Матевосян

топ 100 блогов Артур Матевосян — 14.05.2012
Bозможно ли на земле подлинное счастье? Откровение даёт на этот вопрос недвусмысленно отрицательный ответ: "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета"! (Еккл. 3,20). Человек счастлив в той мере, в какой его жизнь причастна к бесконечной полноте бытия, и отсутствие совершенного счастья в мирском существовании обусловлено именно конечностью и неполнотой земного бытия человека. Прежде всего, конечно индивидуальное бытие любого человека. "Ибо летам моим приходит конец, и я отхожу в путь невозвратный". (Иов, 16,22) Человек погружен в реку времени, неудержимое течение которой уносит его жизнь, как щепку, в океан небытия, и он бессилен противостоять этому всесокрушающему потоку. Каждое последующее мгновение поглощает предыдущее, и само тотчас же бывает поглощено. Всё, что существует во времени, продолжает существовать лишь в нашей памяти, однако это существование эфемерно, и прекращается вместе с исчезновением помнящего. Каждый человек, как личность с её неповторимым внутренним миром, существует благодаря своей памяти, однако это личностное существование всецело зависит от сохранности его биологического носителя, бренность и тленность которого делает его подобным быстротечному сновидению.

Ветшает тело, а вместе с ним слабеет и душа, немощь которой, быть может, в наибольшей степени проявляется в ослаблении памяти. Постепенно всё предаётся забвению-этому преддверию смерти. Но сама смерть является лишь кульминационным пунктом умирания, а оно длится всю нашу жизнь с самого момента рождения. Таков рок, которому подчинено всё живущее на земле.

Царящая в мире необходимость не только неумолима, но и слепа. Быть может, лучшим доказательством этого является случайность появления на свет чуть ли не каждого человека, ибо подавляющее большинство зачатий является следствием вовсе не сознательного желания дать жизнь ребёнку, а безудержного стремления мужчин и женщин к удовлетворению своего либидо. "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя". (Пс.50,7) Слепой жизненный порыв, преследуя некую неведомую цель, забрасывает человека в этот мир на некоторое время, и затем, когда эта цель достигнута, выбрасывает его оттуда, причем ни то, ни другое никоим образом не зависит от его свободного выбора. Никто не может ответить на вопрос-почему данный человек родился именно от этой супружеской пары, наделившей его отнюдь не лучшей наследственностью; именно в этой стране, в которой существует далеко не самая совершенная политическая и экономическая система; почему ему пришлось в силу фатального стечения обстоятельств всю жизнь общаться именно с этими, нелюбимыми и духовно чуждыми ему людьми, и жить вдали от тех, кого он любит и кто ему близок по духу; и наконец, почему он должен покинуть сей мир именно тогда, когда, обретя жизненный опыт, начал понимать-в чем заключается цель человеческой жизни, и с помощью каких средств следует стремиться к её достижению.

Случайное рождение, преисполненная роковыми случайностями жизнь, и смерть, которая может наступить в любой момент вследствие всевозможных непредвиденных и случайных обстоятельств-возможно ли во всём этом суетном существовании увидеть какой -либо разумный смысл? Быть может, человеческое стремление к счастью-это не более чем психологическая проекция слепой воли к жизни, коренящейся в животной природе человека? В самом деле, с естественнонаучной точки зрения сомнение в правомерности этого стремления вполне оправданно, так как человек не имеет существенных биологических отличий от любого животного. "Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные." (Еккл. 3,18) И поскольку существование всякого живого существа преисполнено страданий, проистекающих из немощности и уязвимости его естества, то почему же от них должна быть свободна человеческая жизнь? Быть может, страдание есть неотъемлемая характеристика материального бытия как такового, и поэтому счастье-это не более чем мираж, порожденный человеческим недомыслием? "Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх." (Иов 4,7)

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
...
*в кино Чёрный Адам / Black Adam / 2022 5000 лет назад Чёрный Адам был наделен силами египетских богов и заключён в тюрьму. Теперь он освобождается из своей усыпальницы и готовится явить миру уникальный подход к борьбе за справедливость. Я понимаю, что как и у Шазама, тут кино ...
"Канарейка" снаряжает снаряд тротилом. В Великобритании во время Первой мировой войны "канарейками" (Canary Girls)  называли  девушек, работавших на  предприятиях, ...
«Американская готика», Грант Вуд, США, 1930 г. ...
Очень хороший юридический разбор "второго доклада Макларена". Спокойно, внятно, по делу. Есть два абсолютно ОЧЕВИДНЫХ дела с мощным международным резонансом, в которых наша российская сторона в буквальном смысле только и делает, что пытается навести тень на плетень, впрочем, вполне ...