воздух

Любое искусство стремится, насколько это возможно, максимально завладеть вниманием зрителя. При этом всё время уменьшается возможность слушателю/зрителю домысливать самому. Сокращается пространство между строк. Поясню. Искусство рассказывать истории возникло очень давно в темноте, освещаемой костром. Пространство для воображения слушателя было максимально. Он сам мог придумывать себе оскал зверя и храбрость охотника. Это искусство плавно переросло в театр, обрастая по дороге музыкой, хором, другими актёрами, декорациями и профессиональным освещением.
И тут начинает действовать другой закон. Достижение полного реализма не то что невозможно — оно ненужно. Нельзя сокращать до нуля возможность участия фантазии зрителя. Об это в своё время стукнулось со всего разбегу искусство скульптуры. Идея раскрашивать статуи (для полного реализма) оказалась нежизнеспособной.
Не прижилась давно изобретённая стереофотография. Загнана в узкую нишу HDR-фотография. Устареет гиперреализм в живописи.
И как бы стремительно ни развивался кинематограф — из немого он превратился в говорящий, из черно-белого — в цветной, из плоского — в объёмный. И он не может до бесконечности стремиться к правдоподобию (растворить в себе зрителя). Он должен оставить какую-то свободу.
Воздух.
Понятие того, как работают эти две силы, — стремление завладеть вниманием (сила действия) и невозможность сокращения до нуля пространства фантазии (сила противодействия), позволяет сделать несколько прогнозов: по какому пути будут развиваться искусство и индустрия развлечений.
Затягивающий в себя реализм кино потребует вовлечения зрителя в действие, происходящее на экране. От человека, сидящего у экрана, должно хоть что-то зависеть. Появятся интерактивные фильмы. В ключевые моменты зритель будет выбирать — по какому сценарию начнёт развиваться действие (убить ему незнакомца или вступить с ним в диалог). Это потребует снимать не один сюжет, а целое дерево сюжетов. Не за горами интерактивные сериалы. Например — кого оставить в команде Хауса (всемирную любовь, старика, стерву или тринадцатую) в конце серии будут решать зрители голосованием. Произойдёт симбиоз кино и компьютерной игры.
В середине прошлого века появились такие книги. Вы доходите до камня на развилке — пойдёте налево (Переходите на страницу 25. И там вас убивают), пойдёте направо (стр. 214), прямо (стр. 64). Действие ветвилось, в каких-то точках оно пересекалось или обрывалось. Не прижилось именно потому, что в книгах пространство для воображения и так огромно.
Появятся различные виды ассоциативного искусства - с огромными пространствами между строк. Что-то в этом направлении делает Cirque du Soleil и новое поколение изобразительного искусства. Когда картинка, которую вы видите, работает прежде всего как стимул для вашего воображения.
Идеальный пример - музыка. Вам задается только тема. Все остальное вы додумываете сами
Специально для Общественной палаты