Воздействие бомб против небронированной техники. Документы, перевод, аналитика.

Сканы кликабельны.
За материал вновь спасибо Fu_Manchu
Предыдущий пост о эффективности бомб:
http://thunder-games.livejournal.com/126712.html
На основе 18 случаев, в ходе которых немецкие
бомбы упали возле техники, были выведены следующие радиусы
уязвимости:
50 кг – половина (к этой интересной детали мы ещё вернемся) транспорта будет сожжена или серьёзно повреждена на расстоянии 9 м. Данное утверждение не учитывает защиту полученную в результате экранирования одной машины другой (screening).
250 кг – то же самое на расстояниях до 30 м.
Отдельный отчет с взрывом S.C.250 описывает радиусы более
детально. Бомба упала около небронированных целей, в основном
открытых грузовиков Bedford. Радиус полного
уничтожения 21
м, а для повреждений, неподдающихся ремонту на
месте (damage beyond repair
in situ) 31
м.
Характер повреждений:
Довольно примечательно, каким образом различаются повреждения в случаях, неподдающихся полевому ремонту. Например, машины E. и H.
В случае с H., если осколки не зацепили бы экипаж, то игровой ремонт с этим справился.
Джип и мотоцикл возможно пострадали от пожара, который был вызван возгоранием топлива, разлившегося по желобу (транспорт стоял у дороги).
Авторы обращают внимание на то, что малое количество транспорта в зоне взрыва и их направление в сторону взрыва говорит о неоднозначности выведенных радиусов (радиусы завысили эффективность бомб?). При этом они отмечают, что радиус повреждений, неподдающихся ремонту на месте это нижний предел, так как существует вероятность нанесения подобных повреждений и за этими расстояниями.
Схема инцидента:
500 кг – также указывается лимит в 30 м. Довольно странно, что дается такое же значение для 500 кг бомбы. Возможно, это связано с ограниченным количеством инцидентов на расстояниях за пределами лимита.
1000 кг – хотя имеется информация лишь по одной бомбе, согласно отчету радиус уязвимости для небронированной техники не должен превышать 36.5 м.
Сравнение с испытаниями некоторых
британских GP и MC бомб
O.B. Proc.22,943 приблизительные радиусы эффективности:
250 lb (113 кг) – 30 м
500 lb (226 кг) – 36 м
Надо заметить, что бомбы были взорваны на расстояниях 9-18 м, и радиусы получены методом экстраполяции. Более того указано, что в пределах этих радиусов техника часто избежит серьезных повреждений.
Испытания TAF на Ashley Walk:
500 lb (226 кг) MC – 15.5 м для полного уничтожения; 27.4 м для повреждений, неподдающихся ремонту на месте. Если учесть, что отношение заряда к весу данной бомбы на 25% меньше по сравнению с S.C.250, то соответствие довольно близкое.
Наконец давайте вернемся к замечанию о том, что лишь половина
машин будет уничтожена в пределах радиуса. Дело в том, что
наблюдения выявили границы области разлета осколков. Если бомба при
взрыве отклонена от вертикали, только часть осколков будет пролетать
достаточно близко к земле, чтобы повредить двигатель или шасси
транспортного средства.
Расчет с множеством допущений проилюстрирован далее. При угле 70° отклонения бомбы от горизонтали во время взрыва зона осколков поразит цели высотой 1.2 м на 4/9 от всей площади, ограниченной радиусом уязвимости.
Как видно зоны поражения сконцентрированы сбоку. На площади позади бомбы осколки уйдут ниже цели (в землю), спереди – выше цели.
Пожароопасность
Риск пожара невелик, если не считать прямые попадания. Из 19 случаев только 5 взрывов привели к пожару. При этом 2 из них не были прямыми.
Во многих случаях пробития баков осколками как на испытаниях, так в боевой обстановке не привели к возгоранию.

Источники:
Vulnerability of vehicles to bomb attacks, E.D. van Rest, 1943
Incident at Eastbourne, 1944
Полезные доки, с техническим описанием бомб:
Итальянские и французские бомбы
https://vk.com/doc291171346_437536502
Немецкие бомбы
https://vk.com/doc291171346_437536508
Бомбы США
https://vk.com/doc291171346_437536514
Японские бомбы
https://vk.com/doc291171346_437538527