Войной покромсанное поколение...


Алексей Курганов, село Такмык Омской области. Прошел от Москвы до Венгрии, где получил тяжелые ранения. Художник Геннадий Добров, цикл "Автографы войны", 1970-е.
Когда к 9 мая написал стих о своих детских ощущениях конца 1960-х при виде инвалидов, перемещавшихся на дощечках с колёсиками, обнаружил, что таких фотографий в интернете практически не найти - на пальцах одной руки пересчитать можно. А ведь инвалидов было немало. Куда же они исчезали?
Да, конечно, инвалидов с ампутированными руками или ногами (а бывало и всех конечностей) насчитывалось не 9 миллионов, как пишут на некоторых сайтах, но тоже много, учитывая, что за время войны через различные лечебные учреждения прошло свыше 30 млн советских военнослужащих.
"По последним данным, за военные годы по ранению и болезни из РККА было демобилизовано около 3,8 млн чел., из них 2,6 млн стали инвалидами". Эти цифры из научной статьи "Количественные показатели роста инвалидов в военное время в СССР (1941-1945 гг.)" доцента кафедры правовых и социальных наук Сибирского госуниверситета геосистем и технологий (Новосибирск), кандидата исторических наук Дамира Хаярова.
В разные годы после войны инвалидов, оказавшихся бездомными, нищенствующими, отправляли в дома инвалидов в различных регионах и республиках СССР. Их, оставшихся без семей, без помощи, старались побыстрее убрать с улиц, чтобы они не мозолили глаза, особенно партактиву, иностранным гостям да и вообще всем советским людям, дружно строивших коммунистическое общество...

Москва, 1988. Фото кор-та ТАСС Валерия Христофорова
Лицемерие, двойные стандарты, массовая реабилитация пособников нацизма, сокрытие нелицеприятных исторических фактов и злодеяний, совершённых представителями некоторых братских народов; формализм, кумовство, блат, дефицит всего самого необходимого, что максимально усилил хитромудрый кровавый кукурузник Хрущев, попытавшийся всю вину за репрессии свалить только на Сталина, пронизывали все круги советского общества. И всё это с каждым годом лишь разрасталось, как раковая опухоль - практически незаметно в ранние брежневские времена, а позже, в горбачевско-ельцинские, достигнув последней, неизлечимой стадии. Это был одновременно рак мозга, лёгких, желудка, крови...
Лишь части инвалидов войны, нашедших поддержку близких, удавалось вести активную, насколько это было возможным, жизнь: получить образование, устроиться на работу, родить детей, увидеть внуков. Вот как Анаталию Голимбиевскому, что на снимке кор-та ТАСС, получившего за этот постановочный снимок международную фотопремию.
Снимок хотя и постановочный, но герой - настоящий. Морпех Анатолий Леопольдович в сентябре 1943 года во время десантной операции по освобождению Новороссийска несколько суток вместе с товарищами, уже тяжело раненный и в руки, и в ноги, не переставал вести бои с врагами. Лишь на седьмые сутки, после взятия Новороссийска, Голимбиевского эвакуировали с плацдарма на мотоботе вместе с ещё тремя оставшимися в живых десантниками - 17 сентября 1943-го его доставили в Геленджикский морской госпиталь, где у него диагностировали газовую гангрену ног... За подвиги, совершенные во время десантной операции Голимбиевский был награжден орденом Красной Звезды.

Морпеху Анатолию Голимбиевскому на набережной Ленинграда в 1989-м отдают честь курсанты и офицер Нахимовского военно-морского училища. Фото Ивана Куртова, ТАСС.
Снимков особо увечных, передвигавшихся на дощечках или вовсе лишенных конечностей, до перестройки мало кто делал, не говоря уже о том, чтобы где-то это демонстрировать. Подобную неприглядную сторону войны было не принято показывать в советском обществе. Можно было и загреметь по статье...
Но память о немногих неизвестных героях Великой Отечественной сохранилась в картинах художника Геннадия Доброва (1937-2011), создавшего цикл "Автографы войны". С 1974 года в течение нескольких лет он не только писал портреты инвалидов, но и ухаживал за ними в интернатах (домах инвалидов) на Валааме, в Бахчисарае, Омске, на Сахалине, в Армении...

Геннадий Михайлович Добров...
Впервые показать портреты, а за 6 лет художник создал более 40 картин, Геннадий Михайлович смог лишь в конце 1986 года на... однодневной выставке в Москве. Из-за огромного интереса выставку продлили еще... на 2 дня. А художник-подвижник получил медаль от Советского комитета защиты мира. Лишь за год до смерти, в 2010 году, Добров стал Почетным членом Российской академии художеств. Ему также было присвоено звание «Народный художник Российской Федерации». Сейчас цикл Доброва "Автографы войны" (а художник писал и "афганцев", и воевавших в Чечне, и концлагеря в Польше, куда его пригласили) находится в музее на Поклонной горе. Ниже - некоторые из его работ и в конце - мои стихи под гитару об искромсанном поколении...
Отмечу и такую важную жизненную деталь. В одном из своих писем Добров пишет жене с острова Валаам, чтобы она приобрела ему книжку с советскими наградами, так как у части инвалидов их уже нет - пропили, потеряли, продали, сделали блёсна... В ближайшей воинской части, куда обращался художник, реестра советских наград не нашлось.

Пехотинец Александр Амбаров, защищавший осажденный Ленинград. Валаам...

Александр Подосенов, ушедший в 17 лет добровольцем на фронт и ставший лейтенантом. На Карельском фронте из-за ранения в голову его парализовало. Интернат на острове Валаам.

Морпех Алексей Чхеидзе штурмовал Королевский дворец в Будапеште зимой 1945 года. Группа морпехов по подземным галереям проникла во дворец, не позволив фашистам взорвать этот памятник мировой архитектуры. Почти все морпехи погибли. Алексея выходили, но он остался с ампутированными руками, ослепший, почти полностью потерявший слух. Называл себя в шутку "человеком-протезом". Нашёл силы и талант написать книгу "Записки дунайского разведчика".

Солдат Андрей Фоминых. Интернат в Южно-Сахалинске. Сам ухаживал за дренажным отверствием у шеи. Художник назвал этот портрет "Незаживающая рана".

Борис Милеев, Москва. Потерял на войне руки, но не смирился с судьбой инвалида - научился печатать на машинке и много лет трудился, выполняя машинописные работы.

При обороне Москвы Василий Лобачев получил тяжелые ранения. Из-за гангрены ему ампутировали руки и ноги. Но он нашёл своё счастье с Лидией, во время войны лишившейся обеих ног. Родили двух сыновей!

Виктор Лукин, Москва. Воевал в партизанском отряде, затем в РККА.

Разведчик Виктор Попков

Рядовой Иван Забара. Получил тяжёлые ранения, ослеплён во время обороны Сталинграда

Михаил Казатенков. Когда Добров писал его портрет, ветерану исполнилось 90 лет. Участник трех войн: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Великой Отечественной (1941-1945 гг.). В Первую мировую награжден двумя Георгиевскими крестами, в войне с фашистами - орденом Красной Звезды, медалями.

Десантник Михаил Кокеткин, Москва. Лишился на войне ног. Но сумел окончить институт и долгие годы работал в Центральном статистическом управлении РСФСР. За героизм на фронте награжден тремя орденами, за мирный труд - орденом "Знак почета".

Полина Кирилова, дом-интернат поселка Ноглики на Сахалине, 1976 г. "Книга о любви"...

Разведчица Серафима Комиссарова после прогулки, Валаам. Сражалась в партизанском отряде в Белоруссии. Во время выполнения задания зимней ночью вмерзла в болото, где ее нашли только утром и буквально вырубили изо льда...

Сергей Герасимович Балабанчиков. Климовск Московской области, 1978 г.

Фронтовая радистка Юлия Степановна Еманова. Волгоград. 1975 г. Во время защиты Сталинграда получила тяжелые ранения, лишилась слуха и голоса. За боевые подвиги награждена орденами Славы и Красного Знамени.
|
</> |