Война в воздухе. Гибель «Невского пятачка» вид сверху

топ 100 блогов mop_7803.04.2021 «Невский пятачок» давно стал одним из символов Блокады Ленинграда, о нем упоминают во многих статьях, книг и фильмов. Всего существовало два «пятачка», первый с сентября 1941 года по апрель 1942 года, второй с сентября 42 по февраль 43 года. О событиях на плацдарме рассказывают о действиях пехотинцев, танкистов и артиллеристов. В то же время в воздухе происходили постоянные воздушные бои, но их обычно не привязывают к сражениям на земле. Действия авиации по наземным силам связано с трудностью привязки ко времени и определении результата налета.
        По результатам операции по уничтожению «Невского пятачка» немцами был составлен отчет (с отчетом можно ознакомиться здесь. https://ost-front.info/div/5941/?fbclid=IwAR0Q4y5WhjRc0xwrhVYbOBRswYNZHr2aD9MYGIoHdPgJHshRf96SHwLDZLg) в котором нашлось место и действиям нашей авиации, это позволяет установить, кто действовал в авиационной поддержке сражавшихся на плацдарме наших бойцов. Разница между немецким и нашим временем состояла в +1 час к немецкому времени.
       «Однако решающее значение должно было иметь массирование советских ВВС. Начиная с полуночи все новые и новые волны советских бомбардировщиков под прикрытием истребителей атаковали бомбами и пушечно-пулеметным огнем как позиции пехоты, так и тыловые объекты: укрытия, пути подвоза и предполагаемые огневые позиции артиллерии. Деятельность бомбардировочной авиации достигла своего первого пика в 04=30. Вновь массированный удар с воздуха повторился в 09=10».
        Четыре самолета Ил-2 (ведущий капитан Карасев) из 57 авиаполка ВВС КБФ в 05.25 с высоты 800/50 метров произвели бомбоштурмовой удар по железнодорожным вагонам, на станции Синявино наблюдались 2 сильных взрыва у вагонов, повреждено железнодорожное полотно, на станции разбито 2 дома. Также пушечно-пулеметным огнем обстреляли до 18-20 подвод с грузом по дороге от поселка №6 на Синявино, уничтожено до 10 подвод. Обстреляли скопление живой силы до роты пехоту около тропы на дороге в пути от Мусталово на Арбузово. В районе цели штурмовиков встретил интенсивный огонь зенитной артиллерии, автоматов, пулеметов. Один Ил-2 получил 5 пробоин в плоскостях.
    Действия Ил-2 обеспечивали истребители из 4 ГИАП ВВС КБФ, 6 И-16 (ведущий капитан Агуреев) и 6 И-16 (ведущий старший лейтенант Цоколаев), одновременно они также штурмовали противника.
        В 9.45-10.30 передний край обороны противника на участке 2-й Городок – Аненское произвел самолет АР-2 под прикрытием истребителей 8 истребителей И-16 из 286 ИАП, которые также штурмовали противника в районе Дубровка, заявив уничтожение 13 автомашин.
        «Зажатые со всех сторон, находившиеся под непосредственным влиянием многочисленных офицеров, русские оказали такое сопротивление, что немецкое продвижение застопорилось. В 12=45 в наземный бой вмешались советские штурмовики».
        4 штурмовика из 57 АП ведомые капитаном Карасевым  атаковали противника в 13.45-13.50, с высоты 600/30 метров бомбардировочным штурмовым ударом уничтожали скопление войск и автомашин в Фигурной роще, что восточнее 1-го городка и отдельные автомашины с грузом по дороге от Мусталово на Арбузово. Уничтожено в роще до 10 автомашин, 4 трактора, 6-7 танкеток и по дороге 7 автомашин с грузом, 2 зенитных орудия которые обстреливали самолеты. Один самолет получил одну пулевую пробоину. Как и утром их прикрывали истребители из 4 ГИАП из 6 И-16 (ведущий капитан Агуреев) и 6 И-16 (ведущий старший лейтенант Цоколаев), одновременно штурмовали войска противника в Фигурной роще, что 300 метров восточнее 1-й городок и 15 ж/д вагонов в 1-м городке. На свой аэродром не вернулся Капитан Агуреев Александр Иванович.
        В то же время не все действия авиации попали в немецкий отчет.
        В 17.05 три Ил-2 того-же 57 полка ведущий майор Курочкин  с высоты 1000/50 метров, нанесли бомбардировочный удар по Фигурной роще бомбы легли в центре рощи. Также штурмовали 3 автомашины на перекрестке дорог (уничтожены) и полевое орудие 4 км восточнее Дубровки. Самолеты обстреливались огнем зенитной артиллерии  пулеметов из района Арбузово – Мусталово. В прикрытие были те же 6 И-16 (ведущий старший лейтенант Цоколаев) и 6 И-16 (ведущий старший лейтенант Кузнецов), одновременно штурмовали землянки, замаскированную технику, склад боеприпасов в роще(200 метров северо-восточнее Петрушино) вызвав большой взрыв. Произвели несколько штурмовых атак по кирпичному заводу, в 1 километре северо-восточнее Петрушино. На заводе провалилась крыша и возник пожар, так же про штурмовали автомашины у здания уничтожив 6 штук и часть груза. Были обстреляны зенитным огнем.
        В этом районе действовал 286 ИАП который штурмовал немецкие позиции в 16 часов 8 И-16 в результате зажгли 2 танка и уничтожили 2 орудия и в 18.50 восемь И-16 уничтожили 2 орудия и 2 склада боеприпасов.
Вечером в 19.20-20.28 на поиски не вернувшегося капитана Агуреева вылетали 6 И-16 (ведущий старший лейтенант Дмитриев)
        К вечеру немцы сломили организованное сопротивление защитников плацдарма, стали зачищать территорию от отдельных бойцов которые еще оказывали сопротивление или укрывались в землянках. С «Невским пятачком» было покончено.
        В то же время наша авиация продолжала действовать и 28 апреля.
«В 16=20 двенадцать русских самолетов нанесли бомбо-штурмовой удар по немецким позициям на участке Отрадное – Анненское и по артиллерийским позициям в районе Мги»
Война в воздухе. Гибель «Невского пятачка» вид сверху 4214035
старший лейтенант Степанян и капитан Карасев
В 17.18 с высоты 400/30 метров, четыре Ил-2, ведущий старший лейтенант Степанян произвели бомбоудар по танкам до 10 штук и до 12 автомашин на опушке леса восточнее Дубровка.  РС-ами, пушечно пулеметным огнем обстреляли 5 подвод с грузами на дороге 1 км от Мустолово на Северо-Восток. Обстреливали 2 и 3-ю линию окопов с пехотой от Дубровки до 2-го городка.
Доложив об уничтожении и повреждении до 6 танков, 8-10 автомашин, 5 пароконных подвод с грузом до 100 человек пехоты. На опушке леса Севернее надписи 1-го городка вызван сильный взрыв и пожар. Самолеты были обстреляны интенсивным огнем зенитной артиллерии, автоматов и пулеметов. 1 самолет получило 5 осколочных пробоин в фюзеляже.
Штурмовики прикрывали истребители И-16 4 ГИАП в количестве 11 самолетов, шесть из которых проштурмовали позиции противника и доложили об уничтожении 2-х повозок со снарядами и 50 человек пехоты.
Штурмовики применяли бомбы ФАБ-50, истребители атаковали РС-82 пушечно-пулеметный огонь велся из пушек ШВАК и пулеметов БС, ШВАК. Таким набором средств поражения вряд ли можно нанести серьезный ущерб противнику. Хотелось бы отметить, что если бы командование Ленфронта серьезно хотело бы удержать «пятачок» то в бой были бы брошены все наличные силы авиации не взирая на потери. К тому времени плацдарм уже потерял свое значение для прорыва Блокады, его нельзя было сдать, но и вести бой не смотря ни на, что не имело смысла. Так стоил вообще задействовать авиацию, ответ «СТОИЛО». Действия авиации замедляли действия немцев не позволяя вовремя перебрасывать подкрепления и замедляла темпы наступления.  Из боевого донесения 11 ОСБр «Наблюдением отмечено, что как только прилетает наша авиация противник прекращает как пулеметный, так и артиллерийско-минометный огонь. Автоматические зенитные орудия огня не прекращают».
Капитан Агуреев
       О обстоятельствах гибели не вернувшегося с боевого вылета ведущего группы 4 ГИАП капитане Агурееве Александре Ивановиче, известно немного. Самолет пропал, где он неизвестно на его поиски с 19.20 до 20.28 вылетали  шесть истребителей И-16 (ведущий старший лейтенант Дмитриев). Из документов ВВС КБФ же следует, что летчик «Раненый произвел посадку на аэродроме-погиб», по другим данным «Погиб при выполнении боевого задания 27.04.42. Похоронен: Ленинград. Ржевское кладбище». Если верить этим данным то не понятно кого искала группа Дмитриева, скорее всего в документах составленных позже, решили просто подогнать исходные данные под нужные. Имя летчика было увековечено на мемориале Борки.
Война в воздухе. Гибель «Невского пятачка» вид сверху agureev_ai
капитан Агуреев Александр Иванович
   На «Памяти Народа» попались данные «капитан Агуреев Александр Иванович. 27.04.42г. Причина смерти: перелом».  Попытка разобраться привела к боевому донесению 11 отдельной стрелковой бригады в которой говорится « 27.4.42 во второй половине дня огнем орудий ПВО противника, подбит один наш самолет, который упал в районе Плинтовка», так как налет происходил в районе 14 часов и был сбит только один самолет то это самолет Агуреева. Населенный пункт Плинтовка находится немного севернее поселка Невской дубровки на нашем берегу Невы. Скорее всего, подбитый И-16 был разбит при посадке и пилот получил перелом позвоночника или шеи, он был доставлен в госпиталь где скончался и был похоронен  «В 3-х километрах от М.Манушкино у дороги на Островки». Не известно, что сейчас с этим захоронением, на картах оно не обозначено.
Война в воздухе. Гибель «Невского пятачка» вид сверху 00000113

БД 11 ОСБ

Война в воздухе. Гибель «Невского пятачка» вид сверху 00000015

Аг

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Многие, да собственно почти все за незначительным исключением "хорошие русские" продолжают утверждать что это всё путин, это война путина, что опросы во время войны ничего не значат, что люди боятся отвечать, и что на самом деле большинство против, что стоит только переключить тумблер ...
Пост для тех, кто интересуется магазинчиком melonpanda.com ! Пробежимся по его отделам, так как возникает много вопросов насчет ассортимента, и мне хочется поделиться кое-какими новостями. Пока еще не весь ассортимент жж-магазина переехал на новые ...
Андрей Архангельский пишет, что после сдачи ЕГЭ по литературе учителя обычно начинают выкладывать в блоги на посмешище неудачные цитаты своих же учеников . Это пример все к тому же моему любимому разговору о всеобъемлющем российском ...
Давеча приснилась мне одна история.Девушка (пусть будет Татьяна) встречалась с ...
...Исследователи давно стремились использовать ДНК в качестве носителя данных, так как она обладает невероятной плотностью записи (704 Тбайт на кубический миллиметр), стабильностью, энергоэффективностью и сроком службы до 3,5 миллиардов лет. В то ...