«Война и мир» - постановка театра Вахтангова
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![«Война и мир» - постановка театра Вахтангова «Война и мир» - постановка театра Вахтангова](/images/main/voyna-i-mir-postanovka-teatra-vahtangova-b75917.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/annutta_12/25374297/1100135/1100135_800.jpg)
На удивление мне очень понравилось, и сестричке тоже.
Понравился именно весь спектакль, вся задумка, которая сама по себе, конечно же, - смелый вызов, ведь так непросто переложить на язык театра четыре тома психолого-исторческой эпопеи Толстого.
Постановка оказалась созвучна моему собственному душевному отклику на роман, который мы обсуждали с литературным клубом несколько раз в прошлом году.
Понятна потребность осмыслить происходящее, заглянув в прошлое и пережив вместе с героями романа драму тех событий, чтобы понять себя и ответить на вопрос, как жить сейчас.
Возможно именно потому, что многие хотя бы подсознательно надеются получить ответы на подобные вопросы в процессе просмотра спектакля, а может, идут из любопытства, в театре все места были заняты, несмотря на будний день и почти пятичасовую (!) длительность.
Во время спектакля зрители сидели не шелохнувшись- такое впечатление, что ловили каждое слово. И вот эта атмосфера в театре, когда актеры на сцене находят отклик в зрительном зале совершенно непередаваема. Именно поэтому невозможно получить такое же впечатление при просмотре спектакля на экране. Для меня ещё было совершенно бесценно, что рядом сидела сестра, очень родной и близкий мне человек, и мы могли разделять впечатления без слов.
Я понимаю, почему спектакль может не понравиться: начало постановки резкое, немного вызывающее очень сдержанным цветовым оформлением фона - стена в классических архитектурных формах в серых тонах- и длинная скамья, на которой бок о бок сидят актеры в костюмах, смотрят вдаль и выкрикивают реплики из первых сцен «Войны и мира»- в салоне светской дамы Анны Павловны Шерер. Костюмы, хотя и элегантные и соответствующие времени, выдержаны в той же серо-черно-белой световой гамме.
Но постепенно понимаешь, что именно такое решение даёт возможность сосредоточить внимание на сути слов и остром психологизме сцен. Дивно подобранная музыка и подсветка как бы высвечивает самое главное, о чем хотел сказать Толстой, как это хочет передать режиссёр.
Думаю, основной целью такого оформления явилось вдохновить зрителя, вместо того, чтобы размениваться на разглядывании деталей оформления, понять героев изнутри и даже заглянуть внутрь себя. Можно прочувствовать, что такое экзистенциальность - в этой постановке главным вопросом было осознание, в чем суть и ценность существования.
Также я могу понять, почему может не понравиться игра некоторых актеров. Прежде всего потому, что у нас прочно укрепились образы Пьера, Наташи, князя Андрея, княжны Марьи и других героев романа Толстого, созданные прекрасными актерами в фильме Бондарчука. А в этом спектакле эти герои изображены другими, и их можно абсолютно не принять.
И я не могу сказать, что мне понравилась игра всех актеров и что я согласна с трактовкой образов всех героев. Например, на мой взгляд, Ростовы в спектакле недостаточно душевны, глубина образа княжны Марьи вообще не передаётся. Некоторые актеры двигаются скованно, не играют, а присутствуют.
Но все же главная суть передана хорошо. Очень понравилось, как была сыграна Наташа- актриса и танцовщица полностью раскрыла и даже как бы объяснила своей игрой противоречия в живой и непосредственной натуре главной героини. Вообще пластика и движения - одно из основных средств передачи смысла и характеристики героев, и актрисе, играющей Наташу, удаётся использовать язык тела, пожалуй, лучше всех.
При перечитывании романа мы обратили внимание, как мы раньше идеализировали Пьера и князя Андрея, и в спектакле они изображены не идеализированными.
Вначале Пьер комичен в своём инфантилизме, а князь Андрей самодоволен и холоден. Зато в последней сцене в спектакле Пьер показан изменённым и просветленным, благодаря тому, что прошёл путь душевных страданий и внутренних потрясений. Его обращение к залу в последней сцене - ответ на поставленный в начале спектакля вопрос: что есть жизнь.
Весь зрительный зал встал и зрители хлопали, стоя. Ощущалось, что это благодарность за пережитый катарсис.
![«Война и мир» - постановка театра Вахтангова «Война и мир» - постановка театра Вахтангова](/images/main/voyna-i-mir-postanovka-teatra-vahtangova-af504d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/annutta_12/25374297/1099581/1099581_800.jpg)
![«Война и мир» - постановка театра Вахтангова «Война и мир» - постановка театра Вахтангова](/images/main/voyna-i-mir-postanovka-teatra-vahtangova-91f460.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/annutta_12/25374297/1099922/1099922_800.jpg)
Да, почти все до единого досидели до конца спектакля, и все же мы с сестрой подумали, что хорошо бы создали укорочённые версии для будних и более полные для выходных дней. Второе действие - история отношений Наташи и Курагина - нам показалась излишне затянутой, и нам кажется, что спектакль не пострадал бы, если бы эту часть сделали короче.
Но в основном все выбранные из романа сцены значимы и важны для переживания событий и понимании себя. Возможно, не все было бы понятно без чтения романа.
Но это настоящее сценическое искусство, обращённое к душам зрителей, а не иллюстрация романа Толстого, и это было настоящее счастье присутствовать при рождении чуда и чувствовать мощные энергетические потоки между сценой и зрительным залом и между самими зрителями.
|
</> |