Война Густава III
qebedo — 08.08.2018 Злобный наброс из 2016-го.Есть в истории Северной Европы война, которую, к моему великому удивлению, россияне на голубом глазу считают выигранной, а флотофилы - так вообще умудряются делать из нее очередную "героическую страницу подвигов". Речь о Русско-шведской войне 1788-1790 годов.
Как излагает дело "официальная пропаганда", а вслед за ней - легионы малограмотных, но энергичных и гордящихся "своей героической историей" ЛЖеюзеров? Подлый и гнусный негодяй, король Густав III Педераст, внезапно воспылал желанием отомстить за Полтаву и вернуть все захваченные в XVIII веке земли. Для чего выбрал самый удобный момент, когда вся доблестная русская армия ушла воевать с турками - на границе осталась лишь недоблестная, почему и не удалось на суше шведа примерно взгреть. Зато остался (да куда бы он делся-то из герметически запертого помещения?) доблестный русский флот, который-де и навешал супостатам так, что те еле отползли и выкинули белый флаг. А мать[ушка]-императрица Катерин[ушк]а великодушно ничего с Густава III требовать не стала - достаточно с него морального позора и унижений...
Увы, картинка благостная, греющая надпочечник и мозжечок (или где там у человеков гнездится патриотизм?), но не имеющая никакого отношения к действительности. Начнем с того, что целью войны для Швеции, а точнее, для короля Густава III (ибо война стала практически его "личным делом", в которое он за уши втянул трусящую и колеблющуюся страну - шведы прямо так и называют ее "Русская война Густава III") был, конечно же, не возврат Ингрии, Карелии и Прибалтики - король не был идиотом. Настоящей целью, которой Густав хотел достичь (и которой в итоге достиг) был слом "внешнеполитического кошмара", при котором Россия жестко контролировала внутреннюю и внешнюю политику Швеции.
Заключив еще при Пытре союз с Данией, наша империя грубо и беспардонно вмешивалась не только во внешнюю, но и во внутреннюю политику, субсидируя оппозицию (каждый раз ту, которая была в оппозиции) и поддерживая "парламентский режим", ослаблявший центральную (то бишь королевскую) власть, периодически угрожая войной и вторжением (своим или датским). К чему подобное "ручное управление" привело в Речи Посполитой - известно довольно хорошо. Густав III совершил "революцию", вернув себе властные полномочия и ограничив "гидру демократии", но в сфере внешней политики Россия продолжала относится к Швеции как к запертому на заднем дворе полкану. А императрица Екатерина, добавим, глубоко презирала лично Густава, считая его женоподобным, изнеженным и капризным "передорослем", страдающим слабоумием.
Посему, кстати, удар, нанесенный в 1788 году и получился таким неожиданым и болезненным - "запертый полкан" и "Горебогатырь Косометович" (герой собственноручно написанной Екатериной комедии) внезапно вырвались и больно кусанули за ляжку. Но у России всё равно оставался прекрасный шанс уделать Густава "одной левой" - после неудач первых недель войны в Финляндской армии начался бунт, "заговор в Аньяле". Офицеры, имевшие поместья в Финляндии, требовали прекратить войну, ликвидировать абсолютизм и вернуться к "парламентскому правлению", а некоторые радикалы требовали независимости Финляндии (ну, или автономии - в Швеции ли, в России ли). В общем, "мохнатая рука Петербурга" во всей красе...
И что вышло? Аньяльских заговорщиков арестовали и кинули в узиища - тех, кто не сбегли в Россию. Русское сухопутное наступление было отбито. Про "подвиги на море" я уже писал отдельно - там "игра была равна" в полный рост, причем если заковыриваться подробно в цифры и всякие "бочко-потери", то как бы со стороны шведов не получилось "ровнее". Так что подписанный на условиях "статус-кво анте беллум" мир фактически означал, что Швеция вернула себе независимость, Россия потеряла и влияние на, и саму партию своих сторонников. И да, момент, который патриоты забывают напрочь - Россия-то билась со шведским "гигантом" не одна, в 1789 году со своей стороны, во исполнение союзных обязательств, напала Дания - и получилась Театральная (так ее зовут в Швеции) или Брусничная (в Дании) война, закончившаяся вообще смехом...
В общем, резюме - само начало русско-шведской войны 1788-1790 годов стало большим и позорным профуком российской внешней политики и дипломатии, а ее итоги никак "не впихуются" в понятие "победа" ни с какой стороны. Даже с "чисто формальной" точки зрения закончилось она "при своих", а фактически Густав III показал Екатерине, как глубоко "она была неправа" на его счет.
Хотя чего их, патриотов, винить? У нас переиздавалась с позапрошлого века хоть одна нормальная книжка про эту войну - не наполненные пустой флотофильской погремотней биографии адмирала Чичагова (старшего), а хотя бы изложение событий на бумаге? Нету. Потому и говорить не о чем. Правда, когда это останавливало патриотов-то?..
|
</> |