Вот обычно люди ломают копья из-за того,

топ 100 блогов alfare05.03.2017 что не могут прийти к консенсусу - насколько рано и в какой степени можно "знакомить" детей с жестокостью мира.
Вопрос, конечно, болезненный и сложный. Травмы - плохо, ранняя "взрослость" - вещь противоречивая, но с другой стороны понятно, что пока мы не изменили мир в самой своей метафизической сути, травмироваться и взрослеть всё равно приходится, и чем позднее это делаешь, тем страшнее переход, да к тому же и "безоблачность" тщательно оберегаемого детства - вещь сомнительная, потому что вменяемому человеку должно быть понятно, что сознание - система адаптивная, и его развитие в нашей, "плохой" системе строится именно на преодолении страдания - а если страдание изживать, что будет происходить одно из двух - либо сознание станет саморазрушаться, либо оно начнёт вытаскивать себе страдания само, из под уровня "шумов", то есть, будет страдать из-за таких ничтожных вещий, которые нормальному человеку - что ласковое дуновение ветерка. Например, комар укусит - а с нежным созданием истерика и травма тут же приключтся...

Но это ладно, про это все говорят, я про это говорить не собирался.
Со страданиями и травмами как раз всё относительно понятно - надо соблюдать разумный оптимум, а выбор его - вопрос возможностей цивилизации.

Хуже другое. Кроме страдания и травм есть ещё одна мерзость, с которой каждому ребёнку рано или поздно приходится знакомиться. Она по многим признакам близка, и многие опрометчиво смешивают эти вещи. Но не всё так просто.

Речь о несправедливости.
Несправедливость, во-первых, бывает чётко двух типов - природная и человеческая.
Природная - это такая штука, с которой нужно просто смириться. На одного человека упала сосулька, а на другого нет. Оба не смотрели вверх, когда шли по тротуару, но один жив, другой умер. Плохо, больно, обидно, а поделать ничего нельзя. Если уж приводить примеры, то можно взять и более "чистый" случай, например, метеорит. Там уж точно никто не виноват и никто не застрахован.

Но есть несправедливость очень плохая, человеческая. Тебя стукнули, ты стукнул в ответ - наказали тебя.
и вот что делать с такой несправедливостью, когда речь идёт о детях?
Во-первых, ясно, что готовитт к неё как-то надо - её не избежать в жизни точно так же, как травм и страдания вообще. Надо учиться с нею бороться, её знать, её терпеть, в худшем случае.
Насколько рано и как глубоко надо "знакомить " ребёнка с этим? Насколько надо его от такого оберегать? Ведь понятно, что если дитё, например, пихнуло в лужу старика - то тут и ремня маловато, надо это дитё ещё заставить за стариком судно повыносить с месячишко, как минимум. А если дитё не виновато - а его наказали? и вот эта боль - из-за НЕСПРАВЕДЛИВОГО наказания от людей, которые по идее должны быть авторитетом - как быть с нею? Ох, не всегда любящий папаша выносить СПРАВЕДЛИВЫЕ приговоры... И первый такой случай - это всегда очень сильная и мерзкая, и при этом - вполне себе реальная, а не придуманная ТРАВМА. Не когда тебя выпороли за сигарету - а когда тебя выпороли за то, что за слабого, например, заступился. И выпорол человек, от которого ты ждёшь справедливости. Который для тебя - бог и закон.
И вот тут гнев и обида маленького человека становится как бы священной. Потому что это - подлая несправедливость. И сразу хочется сказать, что такой вот маленький человек имеет безусловное право на сатисфакцию...
Да, но...
Как и с травмами, с несправедливостями ребёнку ещё предстоит встречаться и бороться. В том числе и с такими вот. И с одной стороны, может быть лучше, когда иммунитет...
А с другой... если частые травмы развивают устойчивость (хотя, конечно, и огрубляют в какой-то степени сознание, но тут ничего не поделаешь, как уже было сказано) - то частое и раннее приучение к несправедливости - полезно ли оно? Вот выпороли тебя несправедливо, и ты знаешь, что несправедливо, и по любому закону - несправедливо. И ты поплакал и смирился. И привык. Сделал пометочку: великие тоже поступают гадко. Да, гадко, потому что мало ли что некогда и сил нету разбираться - какой-то сомнительной уважительности эта причина - да, ты пашешь 12 часов на работе, да, ты кушать варишь, какашки отстирываешь - но искупает ли это несправедливое наказание? С дистанции времени и взрослости - да, в целом и искупает, и обосновывает. Но вопрос в другом.
Вопрос в том, насколько это вообще правильно - с самого раннего детства приучать человека к вот этому факту несправедливого наказания от человека, который для тебя - всё. И к тому, что невозможно с этой страшнейшей изо всех несправедливостей бороться. Не приводит ли это человека к мысли, рано или поздно, что раз мир несправедлив (именно в его человеческой части) настолько, то и бороться с такой несправедливостью бесполезно, что надо её терпеть (я терпел, и другие потерпят)?
Вот в чём штука-то... Ибо гомеопатическая доза ремня - это дело, всё же, истерически преувеличенное. А вот несправедливость...
В том же "деле Журки", например - все упирают на "ремень". Но ведь дело то, ясен пень, не в ремне...
И лучше ли было бы, если мама была к мальчику изначально попроще, если бы в школе ему не повезло с учительницей раньше, если бы... И всё было бы проще. Цепочка несправедливостей развивалась бы плавно и спокойно. Не было бы истерик. Не было бы надрыва, бунта. Встроился человек в систему - и ладно.

Так вот. Если в системе травм надо соблюдать некий баланс, то в системе человеческой несправедливости - вопрос очень спорный. Несправедливость оправдывать можно - той же усталостью человека, который тебя кормит, поит, одевает. Можно воспитывать терпимость к ней. Потому что если будет абсолютная нетерпимость - то это кончится абсолютным же неприятием чужих ошибок. А это тоже опасно.

И всё-таки - вопрос терпимости к человеческой несправедливостью я считаю более критичным, более актуальным и требующим большего внимания, чем вот эта нынешняя борьба за всеобщую благость и неприкасаемость нежной детской психики. Если уж за хрупкую детскую психику и усиливать борьбу - так именно с этого конца. Со справедливости. С воспитания адекватного к ней отношения - для себя и для других.

Человек, не привыкший рассчитывать на справедливость от родителей, от школы - не будет рассчитывать и на справедливость от государства. И когда ему потребуется защищать свои права, он........

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Говорят, противоположности притягиваются. У самого тихого и смиренного русского царя Федора Иоанновича жена была самолюбивой и гордой. Сестра Бориса Годунова, Ирина имела и силу воли, и стремление к власти. После смерти своего мужа она стала не просто царствующей вдовой, но на ...
...
Взялись изменение Конституции обсуждать - будет катастрофа. От свободы совести ничего не останется; будут приняты неправовые законы; будет тоталитаризм - хуже, чем в СССР! Уже порываются вписать оветственность перед предками , семейные ...
Какова последовательность действий, после того как претендент выиграет в лотерею и вплоть до прибытия в США? И по какому принципу определяется точка прибытия на карте Америки? ...
Путешествие на машине вермени, когда никуда не спешишь и можно неспешно  поснимать придорожный решейник , и вспомнить вдруг такой же  репей и тот самый луг своего детства , оказавшись там в прекрасном далёко в  медвяном аромате макушки лета. И вот плывут над тобой теже ...